Безусловно, любое государство, тем более прописавшее в своей Конституции, что оно является социальным, должно стараться создать населению страны некие базовые (минимальные) условия жизни. В первую очередь, тем, кто в силу разного рода обстоятельств не может прокормить себя и свои семьи или по какой-то причине оказался в сложной ситуации и нуждается в материальной поддержке. И наше государство по мере возможностей делает это. Например, в прошлом году около двух миллионов казахстанцев получали за счёт бюджетных средств разного рода социальные пособия и адресную помощь. Но всё же главным кузнецом своего благополучия был, есть и будет сам человек.
Большинство наших граждан следуют этому жизненному постулату – трудятся в качестве наёмных работников, занимаются предпринимательством, тем самым обеспечивая себя и свои семьи. Заодно они платят налоги, делают другие отчисления, на которые содержатся школы, больницы, поддерживается общественный порядок. Так, в принципе, и должно быть в современном, цивилизованном обществе.
Но, признаем честно, есть среди нас и немало тех, кто считает, что они в силу самого факта своего существования вправе требовать от государства максимального удовлетворения своих нужд: дескать, оно должно – и точка. Называйте это социальным инфантилизмом, иждивенчеством, паразитизмом или как-то ещё, но суть одна – стремление переложить ответственность за собственное благополучие с себя на государство.
Конечно, можно предположить, что такая психология стала порождением советского прошлого с его высоким уровнем патерналистских отношений между властью и обществом. Но ведь даже тогда действовал принцип «от каждого по способностям – каждому по труду». А другой лозунг «от каждого по способностям – каждому по потребностям» был оставлен на потом, на некое коммунистическое будущее, которое, как известно, так и не наступило. К тому же в обоих случаях первая часть лозунга оставалась неизменной: человек должен был максимально использовать свои способности ради и собственного, и общественного блага.
О том, что эта проблема стоит достаточно остро, свидетельствует и прошлогоднее Послание президента страны. Касым-Жомарт Токаев остановился на ней особо: «Казахстан – социальное государство. Всесторонняя помощь гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, – один из наших приоритетов. Но, к сожалению, в обществе укрепляются патерналистские настроения и социальное иждивенчество. В стране немало граждан, сознательно эксплуатирующих государственные социальные программы. Такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании».
Отметив, что возможности нашей страны большие, но не безграничные, глава государства констатировал: «Желание получить необоснованные социальные льготы отучает человека зарабатывать своим трудом. Такой неподобающий образ жизни уже начал негативно влиять на систему ценностей молодежи. Поэтому нам нужны коренные изменения в самосознании граждан, обществе, законодательстве».
Добавим от себя, что усиление патерналистских, иждивенческих настроений стремятся использовать в своих интересах различные политические силы откровенно популистского толка. Вспомните, как отдельные активисты и некоторые общественные объединения пытались заработать очки на акциях многодетных матерей, пикетировавших здания акиматов с требованием предоставить им квартиры. Или посмотрите на программные тезисы отдельных инициативных групп по созданию новых политических партий: они обещают казахстанцам манну небесную и удовлетворение всех их прихотей, включая предоставление льготного жилья, введение материнского капитала, всевозможные социальные выплаты, снижение пенсионного возраста, кредитную амнистию и т.д.
При этом вопрос, за счёт чего государство будет всё это обеспечивать, они оставляют без ответа. Например, только кредитная амнистия обойдется в половину всего республиканского бюджета. Тем не менее, некоторые оппозиционные движения, эксплуатируя эту болезненную тему, осенью прошлого года провели несанкционированные митинги. То и дело организуются вбросы в социальные сети. Но ведь набрать займы, а потом требовать от властей погасить их – самое настоящее иждивенчество. Причём иждивенчество и паразитизм по отношению не только к государству, но и к соотечественникам, честно платящим налоги, за счёт которых только и может быть проведена кредитная амнистия.
Что может и должна противопоставить таким настроениям разумно мыслящая часть общества, действительно озабоченная будущим страны? Свой ответ на этот вопрос глава государства дал на расширенном заседании правительства в феврале нынешнего года: «Идеология добросовестного труда, справедливого вознаграждения должна прийти на смену мировоззрению компрадоров, временщиков, иждивенцев. Это общая задача власти и общества, которая затрагивает социально-экономические аспекты, вопросы государственной политики, национальной идентичности, воспитания молодёжи».
По словам президента страны, люди считают, что у нас честный труд не ценится, поэтому не хотят работать. Особенно его беспокоят молодые казахстанцы: «Многие становятся обузой родственникам и государству. Они без стыда могут сидеть с протянутыми руками, требуя выплаты пособий, и даже угрожают местным властям. Это тянет нас назад. Все мы, от министра до пастуха, должны всерьёз задуматься об этом и воспрепятствовать».
Со своей стороны, государство предпринимает меры, направленные на изменение сознания таких людей, параллельно создавая условия для того, чтобы у них была возможность честно трудиться, получать доходы, полноценно воспитывать детей, В частности, именно необходимостью сбить иждивенческие настроения был продиктован введённый с начала 2020-го новый механизм выплаты адресной социальной помощи (АСП).
На решение этой задачи (в числе прочих) работает и программа переселения граждан из трудоизбыточных, преимущественно южных, регионов страны в северные области, где, напротив, не хватает рабочих рук. В неё заложена вполне рациональная идея: раз люди жалуются, что нет работы, нечем кормить семьи, то государство готово предоставить им возможность переехать туда, где есть чем заняться, повысить уровень своего благосостояния. Оно выделяет субсидии на переезд (своего рода «подъёмные»), на возмещение затрат, связанных с арендой жилья и оплатой коммунальных услуг. Субсидии выплачиваются также тем работодателям, которые готовы трудоустроить переселенцев. Желающим открыть своё дело выделяются земельные участки и кредиты под низкие проценты. Словом, государство как бы говорит: вместо того, чтобы сетовать на жизнь, ждать чьей-то помощи, меняйте место жительства и куйте своё счастье сами – а мы вам в этом поможем чем можем.
Как сообщил на недавнем заседании правительства аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов, за период действия программы и до начала нынешнего года в этот регион переселились свыше 11 тысяч человек. Из 4,6 тысячи трудоспособных переселенцев работают 3,7 тысячи. Около пятисот семей занимаются предпринимательством, им выделены кредиты и безвозмездные гранты на общую сумму 270 миллионов тенге. За первое полугодие с.г. приехали ещё 1320 человек, а до конца года это число, как сообщил глава региона, удвоится. Местные власти держат вопрос их трудоустройства на особом контроле.
Пару недель назад в Павлодарской области побывал вице-премьер правительства РК Ералы Тугжанов. Одной из главных целей его поездки стало знакомство с ходом реализации программы переселения. За пять лет в регион перебрались около 11,5 тысячи человек, причём подавляющее большинство их, примерно 9,3 тысячи, составляют внутренние мигранты (из Туркестанской и других южных областей). Остальные – репатрианты из-за пределов Казахстана (кандасы). Почти 90 процентов переселенцев трудоспособного возраста имеют стабильный доход. Есть немало примеров того, как семьи, открыв на новом месте собственное дело, сегодня полностью обеспечивают сами себя, не прося ничего у государства.
35-му президенту США Джону Кеннеди приписывают фразу «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны». Применительно к нашему случаю её можно переиначить так: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы сами можете сделать для себя и своих близких»…