Почти в каждом своем послании народу президент Касым-Жомарт Токаев поднимает проблему усиления патерналистских настроений и социального иждивенчества в стране. По его словам, Казахстан, являясь по Конституции социальным государством, обязан помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, но многие граждане сознательно эксплуатирует государственные социальные программы, и с этим следует бороться.

«Мы получили серьезный рост патерналистских настроений. За пять лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тысяч человек до более чем 1,4 млн. Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более. Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтобы она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни. Помощь в основном должны получать те, кто трудится», - подчеркнул глава государства в сентябрьском Послании 2019 года.

В сентябрьском Послании 2021 года он продолжил эту тему: «Желание получить необоснованные социальные льготы отучают людей зарабатывать своим трудом. Как и в любой цивилизованной стране, они должны отвечать перед законом и обществом. При этом те, кому нужна реальная помощь, остаются за периметром мер поддержки. Безусловно, возможности нашей страны большие, но они не безграничны. К тому же такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании. Столь неподобающий образ жизни уже начал негативно влиять на систему ценностей молодежи. Поэтому нам нужны коренные изменения в самосознании граждан, обществе, законодательстве. В готовящемся Социальном кодексе всем этим вопросам нужно уделить пристальное внимание».

Напомним, что разработку нового Социального кодекса президент поручил в сентябрьском Послании 2020 года, что обусловлено необходимостью внедрения совершенно новой, при этом долгосрочной, эффективной и устойчивой модели социального обеспечения. Главная задача документа - четкая регламентация того, кто, в каких случаях и на какую помощь от государства может рассчитывать. О том, как именно ее планируется достичь и какие препятствия могут возникнуть на этом пути, мы беседуем с доктором социологических наук, профессором, руководителем группы стратегического анализа Казахстанского института общественного развития Лязат Нуркатовой.

- В Казахстане неоднократно повышали и будут дальше повышать пенсии, зарплаты бюджетникам, социальную помощь населению. С одной стороны, эта позитивная тенденция, но, с другой, такая политика, как считают некоторые эксперты, ведет к росту числа паразитирующих иждивенцев в стране. Каким образом она должна измениться, чтобы способствовать необходимым переменам для устойчивости общества, а не создавать формы зависимости?

- Надо смотреть не на то, сколько миллионов потратили на повышение пенсий и зарплат бюджетникам, а на то, каковы подушевые показатели, а именно - что в итоге получает пенсионер, работник вуза, школы, больницы и т.д. Их доходы должны быть достойными, чтобы стать прочным фундаментом для искоренения саботажа социальных госпрограмм и той же коррупции. Ведь только тогда народ перестанет хитрить, изворачиваться, чтобы получить иждивенческий пакет услуг от государства. Но для начала необходимо рассчитать объективные пороговые показатели прожиточного минимума, минимальных зарплат, пенсий, иных социальных выплат, на которые действительно можно прожить в Казахстане. Иначе говоря, иждивенчества не будет, если оно станет невыгодным. Должно стать выгодным — работать!

Неслучайно глава государства каждый раз указывает на необходимость переходить к реальным делам и завершать «игру с цифрами». Одним из таких реальных дел должен стать переход системы социальной поддержки и помощи населения от заявительной модели к проактивной, когда государство само предлагает человеку или семье получить необходимую услугу в той или иной жизненной ситуации. Она должна способствовать тому, чтобы граждане были не пассивными потребителями социальных услуг и получателями социальных выплат, а выступали в качестве субъектов социального действия.

В рамках существующей модели система социальной защиты способна выявить социальные проблемы гражданина, но не способна оказать полноценную поддержку. В результате многие люди оказываются социально беззащитными, оставаясь один на один со своими социальными трудностями, среди которых ключевыми являются безработица и низкая оплата труда. Поэтому новую модель необходимо адаптировать под запросы общества и новые реалии. Основными ее принципами должны стать: своевременность и доступность, оперативная стабилизация ситуации и ее решение, устойчивость благополучия семьи посредством образования, стабильной занятости или самозанятости, социальная защищенность от крайней бедности.

- Бытует мнение, что социальное иждивенчество – черта нашего менталитета. Вы согласны с этим?

- Стоит заметить, что в евразийской ментальности заложен специфический паттерн проявления предприимчивости в целях получения социальных льгот и пособий. К примеру, исследования русскоязычной диаспоры в Финляндии, а именно выходцев из постсоветских стран, ставших финскими гражданами и получателями социальных пособий, показывают, что иждивенческие практики среди них более сильны и прочны, чем среди представителей титульной нации. Почему? Потому что скандинавская модель социальной защиты рассчитана на менталитет скандинавов, главная черта которых законопослушность. Она попросту не выдерживает проверки на прочность со стороны «новых финнов», наивно уступая евразийской находчивости в плане длительных пролонгаций программ соцподдержки и материальной помощи. Многочисленны случаи, когда иждивенческий опыт исчислялся десятилетиями!

Но одно дело Финляндия, в которой высокие зарплаты и совершенно иная модель социальной защиты, включая ее бюджетирование, и совсем другое – Казахстан. Хотя многое из скандинавского опыта нам все-таки не помешает взять ради исключения соответствующих рисков. Как я уже говорила, мы должны сделать так, чтобы стало невыгодным «сидеть» на пособиях либо соцвыплатах, тем более целыми семьями.

Тут уместно вспомнить фразу «всех денег не заработаешь». И хотя она употребляется в случае сопоставления с ленью, я бы осмелилась высказать ее в ситуации с повышением зарплат, пособий и, возможно, последующего роста иждивенчества и снижения мотивации к труду. Они никогда не будут поспевать за инфляцией и тотальным ростом цен на все (включая воздух, который нужно согревать, увлажнять и очищать, в готовом виде его уже не существует). Как нельзя поймать рыбу без удочки и определенных навыков, так и невозможно жить в достатке, не прилагая к этому усилий и лишь полагаясь на помощь извне.

- На что сейчас важно обратиться особое внимание?

- Прежде всего, должны быть незамедлительно реализованы предлагаемые президентом реформы в этом направлении. Сначала нужно принять экспресс-меры, и затем уже реализовать меры более длительного характера. В качестве первых представляется: повышение заработных плат, социальных выплат, снижение оплаты за обучение на медицинских и социальных работников с повышением планки отборочных испытаний, выяснение вопросов непосильных кредитных обязательств, введение материальной заинтересованности к работе на селе. Что касается мер длительного характера, то я предлагаю признать стратегическую значимость института профессиональной социальной работы в борьбе с бедностью и безработицей.

Бедность и отсутствие занятости являются не только основанием для получения АСП и других видов помощи, это еще и фактор уязвимости и рисков наступления домашнего насилия, инвалидизации, распада семьи и многих других оснований для социальной работы уже в виде предоставления социальных услуг. Социальная работа есть профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям в преодолении личностных и социальных трудностей (а не только сиделка или индивидуальный помощник лиц с инвалидностью или так называемый «работник по уходу за одиноким престарелым» из «собесовского» прошлого).

Поэтому необходимо поднимать качество социального обслуживания через повышение статуса социального работника и его зарплаты. Во всем мире это престижная и уважаемая профессия, поскольку соцработники помогают людям в трудных жизненных ситуациях, умеют своевременно предотвращать риски, выявлять причины уязвимости и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.

- Вероятно, в таком случае необходимо реформировать и центры занятости?

- Многие государственные органы уже сформировали модель межведомственного электронного взаимодействия, создавая фронт- и бэк-офисы, центры обслуживания по принципу «одного окна». Однако, снижая возможные риски коррупции на низовом уровне, мы упускаем из поля зрения живого человека. Тогда как в социальной работе все должно быть заточено под него. Сейчас, по сути, происходит подмена принципа «одного окна» принципом «одной двери».

Приведу конкретный пример. В Центре поддержки института семьи «Жанұя» в Астане на практике услуги оказывают не сотрудники данной социальной службы, а прикомандированные представители акимата, располагающиеся в помещении данного центра. Разумеется, такой подход дискредитирует саму идею интегрированных социальных услуг.

В этой связи предлагаем трансформировать центр занятости в центр по социальному сопровождению семьи. При этом изменить требования к работе консультантов и ассистентов по социальной работе. Содействие занятости - это всего лишь одна из предоставляемых услуг, тогда как семья нуждается в комплексном решении проблем и выходу из трудной ситуации. Тем более, когда в ней есть пожилые родственники, имеющие проблемы со здоровьем, дети с инвалидностью. В этом и заключается фрагментарность услуг для семьи.

- Сейчас в Казахстане действует 19 кодексов. Три из них составляют основу социальной политики государства, а именно Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, Трудовой кодекс и Кодекс о браке и семье. Социальный кодекс должен стать четвертой и основной опорой социальной политики, не заменяя ни одного из названных кодексов. Однако данный законопроект затрагивает и вопросы в сфере труда, здравоохранения, образования, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, экологической безопасности и другие. Насколько эффективно правовое регулирование различных сфер общества в одном документе?

- Во-первых, кодификация действующих законов упростит и качественно улучшит процесс их восприятия. В сфере социального обеспечения действует один кодекс и 16 законов. Столь значительное количество законодательных актов создает определенные сложности в понимании гражданами объема своих социальных прав.

Во-вторых, сегодня возникают случаи, когда общественные отношения, складывающиеся в одной и той же сфере, могут регулироваться различными законодательными актами, что создает препятствия в ориентировании в мерах социальной поддержки. Например, общественные отношения, связанные с потерей кормильца, регулируются двумя законами в зависимости от источника финансирования: «Об обязательном социальном страховании» и «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца».

Другой пример – общественные отношения, связанные с социальной поддержкой лиц с инвалидностью. В данной сфере также действуют несколько законов: «О социальной защите инвалидов в РК», «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца», «О специальном государственном пособии в РК».

Таким образом, с принятием Социального кодекса при наступлении какой-либо жизненной ситуации гражданину будет значительно легче сориентироваться в тех правах, на которые он может рассчитывать.

- Основная идея Социального кодекса в том, что каждый гражданин должен находиться под социальной защитой государства. То же самое касается и деятельности социального государства. Но насколько социально защищены казахстанцы в действительности?

- Январская трагедия убедительно показала, что враг не дремлет и использует в своих разрушительных целях социальные проблемы населения. Новая социальная политика, а именно человекоцентричная модель - это работа не одного дня, эффект ее должен носить долгосрочный характер. Сегодняшние ожидания общества - это справедливое участие в принятии решений, особенно по социально-значимым вопросам, которые требуют создания новых социальных институтов.

В посланиях президента особое внимание уделяется наращиванию малого и среднего бизнеса как основы развития и благополучия граждан. Новому правительству было поручено оказать ему всестороннюю поддержку. Кроме того, Касым-Жомарт Токаев считает, что основным приоритетом государства является социальная справедливость, которая возможна через диалог с обществом; открытые и прозрачные решения; доступное и качественное образование; здоровую конкуренцию бизнеса; сбалансированное развитие регионов; развитие, точность и адресность государственной поддержки.

Устранение искаженного представления о жизни людей, в том числе социальными службами на местах, неэффективное оказание услуг без определения потребностей семьи, снижение дифференциации общества должны быть в фокусе внимания разработчиков проекта Социального кодекса. Дефицит внимания к социальным проблемам со стороны государства всегда и везде используют деструктивные силы в своих утилитарных интересах, манипулятивно формируя на этом дефицитном поле лояльные протестные группы и провоцируя агрессию.

Важнейший стратегический приоритет и генеральная цель всех модернизационных преобразований в любой стране – процветание и благополучие нации. Пройден путь от мер по стабилизации экономики к устойчивому развитию, к возможности продвинутого и опережающего решения масштабных, общенациональных задач.

- Давайте перейдем к выводам: какие преимущества получат казахстанцы от нового Социального кодекса?

- Сегодня, ввиду внутренних и глобальных потрясений, социальная политика должна обеспечить граждан фундаментальными правами. Особенно это касается уязвимых категорий, таких как многодетные семьи, одинокие родители, инвалиды, пожилые, вышедшие на свободу и другие. В стране немало граждан, сознательно эксплуатирующих государственные социальные программы. Такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании. Поэтому нам нужны коренные изменения в самосознании людей, обществе, законодательстве. В проекте Социального кодекса всем этим вопросам уделено пристальное внимание. По сути, он станет новым стандартом качества жизни каждого казахстанца.

При разработке документа сформирован ряд основных подходов. Во-первых, это усиление мер по обеспечению социальных прав и гарантий, в рамках которого планируется создать единые параметры обеспечения социальных прав и повысить правовую грамотность населения, в том числе путем внедрения «социального калькулятора».

Во-вторых, модернизация социальной поддержки граждан, что предусматривает обеспечение социальных выплат на уровне не ниже минимальных международных норм социального обеспечения, также внедрение подушевого нормативного финансирования социальных услуг.

В-третьих, интегрированная модель предоставления социальных стандартов. В рамках данной меры планируется внедрение цифровой социальной карты для оценки уровня благосостояния граждан, а также превентивных мер оказания социальной поддержки. Данный подход заключается в трансформации и реинжиниринге государственных услуг, что представляет собой переход от заявительного к проактивному их оказанию, также развитие мобильных и электронных услуг.

В перспективе принятие и реализация Социального кодекса позволит создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях, исключить дублирование и разрозненность норм, вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения, принимать превентивные меры по обеспечению социальных прав, в том числе оказывать услуги в проактивном формате.