За годы суверенной истории отечественная система образования пережила массу реформ, а госорганы, связанные с этой системой - массу реорганизаций. Некоторые из них оказались не совсем удачными и стали объектом справедливой критики. Другие были восприняты вполне приязненно и дали свои позитивные плоды. Но в целом положение системы образования всегда было объектом пристального и достаточно критического общественного внимания. Думается, причина такого подхода крылась в понимании важности происходящих в этом сегменте процессов для будущего государства и общества. Собственно, на это и нацелен национальный проект «Качественное образование «Образованная нация».

Следует признать, несмотря на то, что изначальный общий курс на оптимизацию управленческой структуры государства был правильным, все же в некоторых моментах были допущены отдельные перекосы. Например, иногда вызывало недоумение, как реформируется система управления образованием и наукой. В итоге, после многократных реформ, возникло своеобразное «суперминистерство» - Министерство образования и науки, охватывавшее практически все, что касалось дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования. Также в сферу его компетенции были включены проблемы развития науки. Понятно, что такая громоздкая управленческая машина не всегда была в состоянии своевременно и результативно реагировать на вызовы времени, и с каждым годом это становилось все очевиднее.

Особую озабоченность вызывала ситуация со средним образованием, поскольку оно является фундаментом всей образовательной системы. Всем и давно известно, что именно школа формирует мировоззренческую основу, с которой каждый человек потом идет по жизни. Однако все годы реформирования отечественного образования не покидало стойкое ощущение, что в прежней системе управления МОН школа и ее проблемы невольно оказывались как бы на втором плане. Понятно, что с этим нужно было что-то делать и чем быстрее, тем лучше.

И вот, наконец-то, лед тронулся, и общество дождалось столь затянувшейся реорганизации структуры управления системой образования. МОН разделили на два сегмента – «Министерство просвещения Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий Министерства образования и науки Республики Казахстан в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, охраны прав детей, обеспечения качества в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, цифровизации дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий Министерства образования и науки Республики Казахстан в области высшего и послевузовского образования, языковой политики, науки, обеспечения качества в сфере высшего и послевузовского образования и науки, цифровизации высшего и послевузовского образования».

Не будет преувеличением, если мы скажем, что казахстанская общественность с воодушевлением восприняло это нововведение, так как оно было давно ожидаемым шагом в правильным направлении. Вдохновляет сама формулировка реорганизации, в которой присутствует понятие «просвещение». Хотелось бы немного пояснить, почему мы акцентируем внимание именно на этом аспекте. А для этого вернемся по времени немного назад.

С момента смены базовой парадигмы развития нашего общества наша образовательная система попала под пресс перманентных реформ. Как мы уже подчеркнули, они не всегда были понятны и не во всем успешны. Порой усилия в этом направлении смахивали на шараханья из одной крайности в другую. Но при этом достаточно четко прослеживались две тенденции. Одна, базирующаяся на либеральной философии, безапелляционно провозглашала, что основной задачей школы рыночной эпохи является предоставление так называемых «образовательных услуг». При этом такая важнейшая функция, как воспитание, становилась как бы уже и ненужной. И никто даже не пытался задаться вопросом, а кто же тогда должен воспитывать гражданина и патриота? В пылу «шоковой терапии», которой подверглось общество, этот вопрос не воспринимался как актуальный. Но время показало, что выхолащивание самой сути прежней системы школьного образования – это путь в никуда.

Последнее обстоятельство прекрасно осознавали те, кто помнил и чтил базовую заповедь: школа не может быть казенным учреждением, а ее основная цель – воспитание человека с активной гражданской позицией. И что ученику нужны не просто какие-то там абстрактные «компетенции», а совокупность знаний и системное восприятие окружающей действительности, трансформирующиеся, в конечном итоге, в четкое и сознательное мировоззрение. Только такой подход может способствовать формированию консолидированного общества, с ясными и понятными всем и каждому целями.

Очень хотелось бы надеяться, что с вновь созданным министерством просвещения мы теперь вправе рассчитывать на возрождение в нашем обществе культа знаний и духа просвещения. Для нашей страны с огромной территорией и немногочисленным населением – это один из шансов войти в когорту наиболее передовых государств. Говоря простым языком, только культивируя знания и расширяя горизонты познания мы сможем добиться позитивных результатов на пути прогресса.

Для иллюстрации приведем простой пример маленькой европейской страны – Люксембург. Так вот, там смогли создать уникальные условия для деятельности космического бизнеса. И результатом стало то, что прославленная люксембургская спутниковая компания SES сегодня контролирует до четверти мирового рынка и приносит стране до 8 миллиардов евро ежегодного дохода.

А теперь вспомним, что Казахстан имеет на своей территории уникальный космодром Байконур. А еще у нас не так давно был построен сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов (СБИК), расположенный под Нур-Султаном. По сути это завод по производству спутников. Этот комплекс предназначен для полного цикла создания спутников: проектирования, производства компонентов, сборки и полного цикла испытаний. То есть мы уже имеем довольно весомые заделы на этом направлении. Значит, нужно развивать этот тренд и наращивать усилия, чтобы уже сегодня в наших школах росли будущие отечественные илоны маски и стивы джобсы. Полагаю, что в кабинетах министерства просвещения должны задуматься над этим вопросом и разработать соответствующие программы в необходимом направлении.

Хотелось бы подчеркнуть, мы рассуждаем о задачах Минпроса не в узкоспециализированном формате, а с общих позиций. И в этом смысле, полагаем, что создание нового министерства будет, помимо всего прочего, способствовать дальнейшему укреплению статуса школьного учителя. Тем более, что государство в последние годы предприняло в этом направлении весомые усилия. Был принят специальный закон, но это только полдела. Важно, чтобы он получил широкое практическое применение и это, по нашему мнению, должно стать одним из направлений работы нового министерства. Только тогда станет понятно, чего стоит ожидать от такой широкомасштабной реорганизации. Говоря образно, система среднего образования давно нуждалась во встряске. Слишком долго она варилась в собственном соку, и все прежние реформы носили больше формальный характер и не всегда способствовали успешной реализации важнейших государственных задач.

Как бы то ни было, очередная реорганизация управления системой среднего образования уже состоявшийся факт и теперь только остается верить и ждать, что в продекларированном формате политической философии «Нового Казахстана» возрожденное министерство просвещения достойно исполнит отведенную ему историей роль.