Отношение к людям с особыми потребностями в нашем обществе далеко от идеала. Как, собственно, и во всех других постсоветских странах. Увы, такова реальность. Государство неоднократно предпринимало попытки переломить ситуацию, но, похоже, только сейчас в Казахстане нащупан тот путь, который позволит на практике реализовать принцип толерантного отношения к «исключительным людям».

По пути толерантности

Исследователи в разных странах мира констатируют, что современный социум активно меняет традиционную парадигму общественного развития, которая долгие годы выстраивалась на принципах полноценного большинства и неполноценного меньшинства, в сторону построения общества равных возможностей для всех и для каждого. В Казахстане тоже просматриваются эти тенденции. Их развитию и актуализации способствовали становление гражданского общества и развитие гражданских инициатив, что априори повысило степень уважения к правам и свободам каждого отдельного человека.

Конечно, нельзя сказать, что за короткий промежуток времени удалось полностью изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Но первые шаги уже сделаны, и это само по себе очень важно, поскольку, согласно статистике, людей с ограниченными физическими возможностями у нас свыше 700 тысяч, и почти 94 тысячи из них – дети. То есть речь идет о большом пласте социума, который нельзя игнорировать или просто выключить из общественной повестки.

Если говорить непосредственно о шагах, то, во-первых, стоит отметить усилия, предпринимаемые государством в плане социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями для их полноценной интеграции в социальную среду. Эта задача решается большей частью за счет деятельности специализированных реабилитационных центров. Их в стране насчитывается свыше пятисот. Во-вторых, приносит свои плоды взятый несколько лет назад курс на создание безбарьерной среды для «особенных» людей. Объекты государственной, социальной, развлекательной, торговой инфраструктуры, транспорт оснащаются специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ к ним всех без исключения.

Эта работа уже несколько лет ведется на системной основе. После присоединения Казахстана в 2015 году к Конвенции ООН о правах инвалидов государство стремится обеспечить таким людям возможность беспрепятственного доступа к образованию, здравоохранению, труду, правосудию, а также способствовать их участию в политической, общественной и культурной жизни страны. И это далеко не пустой звук. Например, инициированные Касым-Жомартом Токаевым политические реформы направлены в том числе на повышение инклюзии: в предвыборные партийные списки отныне должны включаться и люди с особыми потребностями.

На общественное сознание, на воспитание толерантности эти меры напрямую, конечно, не влияют. Но опосредованный эффект очень серьезный. «Особенные» люди перестали быть заточенными в четырех стенах. Они все чаще бывают в магазинах, аптеках, кафе, парках, все чаще пользуются услугами общественного транспорта, отказываются от дистанционного формата работы в пользу ежедневного посещения офисов. А это значит многое: и сами они начинают ощущать себя полноценной частью социума, и у окружающих подспудно вырабатывается приверженность философии разнообразия. Смысл такого подхода заключается в реализации на практике принципа «единство без единообразия и разнообразие без фрагментации». Ученые разных стран считают, что он позволяет сместить фокус с единства, основанного на простой терпимости к физическим и прочим различиям, к более сложному единству, основанному на понимании того, что различия обогащают человеческие взаимодействия.

Конечно, для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями смогли полноценно интегрироваться в общество, стать равной частью социума, предстоит сделать еще очень многое. И тут важно наличие на государственном уровне понимания необходимости серьезной работы в этом направлении.

С младых ногтей

О том, что такое понимание есть и что работа в этом направлении ведется, свидетельствует усиление акцента в государственной политике на воспитание толерантности в младших возрастных группах. По сути, сегодня формируется поколение, способное воспринимать физические ограничения нормой и не испытывать в этой связи психоэмоциональных перегрузок. Речь, конечно же, идет об инклюзии в системе образования.

Пока, согласно статистике, принять «особенных учеников» в свои классы могут около сорока процентов казахстанских школ. Это очень мало, особенно если учесть, что с каждым годом число детей с особенностями развития неуклонно растет. В прошлом году депутаты парламента на одном из пленарных заседаний озвучили цифры, говорящие сами за себя: по их данным, в Казахстане есть более 162 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, хотя еще четыре года назад их количество не превышало 120 тысяч. Показательна статистика, касающаяся детей с расстройством аутистического спектра. В 2003 году в стране было зарегистрировано 77 детей с таким диагнозом, а в 2022-м – уже девять тысяч. Словом, проблема очевидна, как и то, что нужно искать максимально эффективные подходы, чтобы в обозримом будущем вопрос их социализации не стоял слишком остро.

Один из вариантов решения этой задачи государство видит в создании сети реабилитационных учреждений. По данным партии «Аманат», за последние несколько лет в Казахстане их было открыто 59, в том числе 43 кабинета поддержки инклюзии в 22-х городах, что позволило двум тысячам детей с особыми потребностями получить доступ к образовательным услугам. Каждый третий из них перестал обучаться на дому и впервые переступил порог общеобразовательной школы. И работа в этом направлении продолжается, чему способствует принятие в прошлом году закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Этот документ направлен на предоставление «особенным детям» государственных гарантий в плане создания специальных условий для обучения на всех уровнях образования.

Одной из первых в Казахстане школ, где появились классы для детей с особыми образовательными потребностями, а дети с физическими особенностями были интегрированы в классы с детьми, таких особенностей не имеющими, стала школа-центр дополнительного образования №19 в Усть-Каменогорске. В ней обучаются дети с потерей зрения и проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Учебные классы, инфраструктура образовательного учреждения полностью адаптированы под их потребности. Это и подъемники, и тактильные дорожки с указателями, и отдельные туалеты с подручниками. С целью создания полноценного школьного пространства для ребят с физиологическими отличиями создали даже специальный спортивный зал, оснастив его подходящими тренажерами.

Работают тут по собственной уникальной методике. Помимо базовых знаний, предусмотренных школьной программой, дети с особенностями развития получают и дополнительное образование: курсы игры на домбре, уроки рукоделия и многое другое. Делается это не для того, чтобы просто занять свободное время учеников, а для того, чтобы нащупать вероятные пути дальнейшей социализации таких детей после их выхода из стен учебного заведения. Кстати, школа активно взаимодействует с местными колледжами, чтобы в перспективе ее ученики с особенностями могли получить специальность и найти свое место в жизни.

Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что такие дети находят здесь друзей, обретают уверенность в собственных силах и возможностях. Педагоги школы констатируют, что учащиеся довольно быстро находят общий язык друг с другом, а ежедневные контакты воспитывают в них дух толерантности и взаимопомощи. Например, ученики без физических особенностей сами выступили с инициативой создания волонтерской группы, которая взяла шефство над детьми с особыми потребностями.

Таких школ в стране пока лишь четыре. Конечно, недостаточно. И очень важно, что мысль о их недостаточности транслирует не кто-нибудь, а профильное ведомство. Министр Асхат Аймагамбетов – ярый сторонник создания и развития инклюзии в образовательной сфере. В нынешнем году он актуализировал проблему, касающуюся обучения детей с аутизмом. И не просто актуализировал, а презентовал программу конкретных действий. Она комплексная и затрагивает разные аспекты проблемы.

Во-первых, речь идет о создании республиканского координационного совета по вопросам расстройства аутистического спектра и принятии отдельной «дорожной карты». Во-вторых, министерство намерено профинансировать специальную научную программу по исследованиям таких расстройств. В-третьих, предусматривается подготовка специальных педагогов для работы с такими детьми.

Как сообщил министр, перед вузами поставлена задача открыть ресурсные центры в формате кабинетов коррекции, которые станут клиническими базами по подготовке специалистов. Кроме того, уже в нынешнем году казахстанские вузы смогут привлечь зарубежную профессуру, специализирующуюся на работе с такими детьми. Расчет делается на то, что с их помощью наши специалисты смогут разработать необходимые программы и методики.

Еще одним важным шагом стало включение в штаты образовательных учреждений педагогов-ассистентов. По словам Асхата Аймагамбетова, на сегодняшний день в школах работают более тысячи таких специалистов. «Именно они помогают детям с особыми образовательными потребностями адаптироваться и обучаться в школе. И работа в этом направлении будет продолжена», - уточнил он.

Также министерство намерено впервые разместить госзаказ на оказание коррекционной помощи. «То есть те организации, которые готовы проводить качественную коррекционную работу с детьми с данным заболеванием, будут получать соответствующее финансирование из бюджета. Это позволит резко увеличить охват наших детей такой специальной поддержкой», - резюмировал глава ведомства.