Полноценная и эффективная интеграция Казахстана в общемировое образовательное и научное пространство – одна из задач, поставленных нашей страной практически сразу же после обретения независимости. За тридцать лет поступательного движения в этом направлении Казахстан, реализуя уникальные инициативы, стал надежным партнером для передовых образовательных и научных центров во всем мире. Несмотря на бушующие геополитические штормы, процесс синергии знаний, важной частью которого выступает наша страна, не снизил своей интенсивности, что позволяет говорить о наличии неисчерпаемого потенциала для дальнейшей кооперации Казахстана с лидерами в научной и образовательной сфере.
Расширяя горизонты взаимодействия
По официальным данным, международное сотрудничество Казахстана с разными странами мира в сегменте науки и образования развивается в рамках 58 соглашений. 44 из них заключены на двусторонней, а 14 – на многосторонней основе. Цифры довольно впечатляющие. При этом в самой ближайшей перспективе наша страна ожидаемо сделает серьезный рывок в этом направлении, расширив устоявшиеся горизонты взаимодействия. Серьезный импульс получает кооперация с научно-образовательными центрами США и Европы, Турции, странами ЕАЭС и Центральной Азии. Казахстан не только как губка впитывает лучшие мировые практики, обогащая собственный базис, но и аккумулирует собственное, уникальное видение перспективного развития этой сферы, также достойное тиражирования.
Кооперации в образовательной и научной сфере нарастает с каждым годом и носит непрерывный характер. Например, сейчас на рассмотрении находится проект соглашения между правительствами Казахстана и Турции о сотрудничестве в области образования. Если этот проект будет согласован и принят, то он неминуемо приведен к серьезному сближению двух разнополярных образовательных систем, способных обогатить друг друга новым опытом.
Ожидается, что потенциальное сотрудничество Казахстана и Турции в сфере образования приведет к реализации совместных образовательных программ и проектов, поощрению обмена преподавателями, экспертами, педагогами, руководителями организаций образования и студентами, а также информацией и научными публикациями. Ставка делается и на программы повышения квалификации для руководителей, педагогов и сотрудников в сфере образования, на обмен опытом в сфере применения новых технологий в образовании, в разработке и усовершенствовании учебных программ и материалов. Также речь идет о поощрении участия обучающихся в научных и культурных олимпиадах на взаимной основе, взаимного участия в таких мероприятиях как семинары, выставки, конференции, научные исследования. К иным ключевым направления сотрудничества относятся развитие связей между образовательными учреждениями двух стран на основе совместных программ, партнерских отношений и студенческой деятельности, а также кооперации в области молодежной политики. В документе особо подчеркивается, что «стороны поддерживают работу по изучению литературы, культуры и истории Республики Казахстан и Турецкой Республики в своих учебных заведениях. Казахстанская сторона поощряет преподавание турецкого языка, а турецкая сторона поощряет преподавание казахского языка в своих учебных заведениях. Стороны на взаимной основе рассмотрят возможность открытия центров по изучению казахского и турецкого языков».
В плоскости практической реализации взаимодействие в обозначенных направлениях способно привести к признанию документов об образовании, выданных организациями среднего образования Республики Казахстан и организациями начального и среднего образования Турецкой Республики, к открытию учебных заведений в государствах друг друга, предоставлению на взаимной основе ежегодных стипендий для получения высшего и послевузовского образования. Кроме того, отмечается, что стороны будут поощрять обмен обучающимися между высшими учебными заведениями по образовательным программам высшего и послевузовского образования, а также создадут совместную комиссию по обсуждению вопросов в области образования. При этом подчеркивается, что «стороны сохраняют права интеллектуальной собственности, которые будут создаваться, и использоваться в рамках сфер сотрудничества, в соответствии со своими национальными законодательствами и положениями международных договоров, участниками которых являются их государства».
Очевидно, что планируемое усиление турецкого вектора интеграции откроет перед отечественной системой образования новые возможности и разнообразит существующие подходы. Об этом говорит опыт предыдущего выстраивания международного сотрудничества в этом направлении. Например, сближение по траектории Казахстан-Европа.
Европейский вектор
Казахстан, как известно, является активным участником «Болонского процесса», цель которого состоит в формировании общеевропейского пространства высшего образования и превращение европейского пространства в общество знаний. Это позволило Казахстану стать одной из стран притяжения образовательной миграции. Этому способствует как внедрение в образовательный процесс передовых англоязычных программ, так и открытие представительств вузов с мировым именем. Стоит напомнить, что к 2025 году в планах у Казахстана открытие кампусов пяти ведущих зарубежных вузов, что, как ожидается, позволит не только сократить отток талантливой молодежи из страны, но и привлечь ее в республику из других стран.
По данным Министерства образования и науки, сейчас в Казахстане проходят обучение порядка 30 тысяч иностранных студентов из США, России, других стран СНГ, Индии, стран Ближнего Востока, Африки. С 2019 году Казахстан реализует стипендиальную программу для иностранных граждан, позволяющую молодежи с высокой успеваемостью из разных стран получить бесплатное образование. По итогам прошлого года было выделено 240 таких грантов. Примерно такое же количество казахстанцев, в том числе, и в рамках программы «Болашак», обучается в лучших вузах мира.
Повлиял «Болонский процесс» и на повышение мобильности преподавательского состава. На систематической основе казахстанские педагоги проходят стажировки в ведущих европейских вузах. В Казахстан же приглашаются зарубежные консультанты с мировым именем – только в прошлом году в нашу страну прибыло свыше 900 иностранных преподавателей, услуги которых оплачиваются как за счет республиканского бюджета, так и силами самих вузов. Всего же за последние десять лет, судя по имеющейся статистике, в вузы Казахстана было привлечено порядка тысячи специалистов из США и стран Азии, свыше четырех тысяч из Европы и свыше трех тысяч из СНГ. Только в этом году с участием Казахстана реализуется свыше шести тысяч образовательных проектов. Одним из них, например, является реализуемая последние несколько лет Министерством образования и науки Казахстана и Министерством Европы и иностранных дел Французской Республики стипендиальная программа «Абай-Верн». Ежегодно она предусматривает 30 стипендий для магистрантов, обучающихся в казахстанских ВУЗах, и пять стипендий для докторантов, осуществляющих подготовку диссертации под совместным научным руководством. Ограничений по возрасту и выбору специальностей в программе нет. По ее условиям казахстанская сторона выплачивает стипендию на проживание (в текущем году это 800 евро в месяц), французская сторона освобождает стипендиатов от уплаты обязательных взносов, бесплатно предоставляет жилье и визу, оплачивает страховку.
В целом же, как свидетельствуют данные аналитического отчета о реализации параметров Болонского процесса в вузах Казахстана, подготовленного Центром Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки, движение в этом направлении позволило Казахстану привести качество отечественного образования в соответствие с европейскими стандартами. «Внешняя система обеспечения качества реализуется через механизм аккредитации как институциональной, так и образовательных программ. Она передана в независимую конкурентную среду, - отмечают авторы документа. - Повысились показатели академической мобильности студентов, специалистов и программ, стали активно внедряться двудипломные и совместные с зарубежными вузами образовательные программы, что, безусловно, повысило качество казахстанского образования за счет внедрения международных стандартов. Идет процесс повышения международной научной вовлеченности обучающихся за счет активного привлечения зарубежных специалистов вузы РК. Вузам предоставлена академическая свобода, они самостоятельно определяют содержание образовательных программ, квалификационные требования к преподавателям, осуществляют образовательную деятельность на основе самостоятельно разработанных норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда и т.д. Вузы выдают дипломы собственного образца с приложение Diploma Supplement. Повысился уровень узнаваемости вузов РК в международном образовательном пространстве за счет вхождения казахстанских вузов в международные академические рейтинги. Ведется работа по дальнейшему улучшению таких показателей, как автоматическое признание зарубежных документов об образовании, признание неформального и информального обучения, переносимости кредитов и грантов, поддержке представителей из малопредставленных групп».
Как отмечают сотрудники Центра, в этом году фокусировка делается на законотворческий процесс, а также на внедрении рекомендаций по неформальному образованию и микроквалификациям.
«Ближний» образовательный круг
Естественным образом Казахстан встраивается в образовательную интеграцию на территории СНГ. Концепция формирования единого образовательного пространства ратифицирована большинством стран СНГ и является основой сотрудничества в научно-образовательной сфере. О высоком уровне и эффективности такого взаимодействия говорит создание такие организаций как Университет ШОС, Сетевой университет СНГ, работа Совета по сотрудничеству в области образования и науки государств-участников СНГ. В частности, примечательна деятельность Сетевого Университета, который за 14 лет работы выпустил более тысячи специалистов в различных областях науки. Управляет университетом консорциум вузов, который представлен образовательными организациями из Казахстана, Азербайджана, Армении, России, Белоруссии, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Украины. Сетевой университет это еще и серьезная научная лаборатория. Что касается Университета ШОС, основанного на кооперации в образовательной сфере стран постсоветского пространства и Китая, то его деятельность направлена на расширение академической мобильности, обмен информацией и опытом между странами-организаторами. По имеющимся данным, сегодня в проекте принимают участие свыше 80 вузов из Казахстана, Китая, России, Кыргызстана, Таджикистана.
Также стоит отметить, что сотрудничество в научно-образовательной сфере развивается и в рамках двусторонних контактов стран – участниц СНГ. С этой точки зрения обращает внимание взаимодействие нашей страны и России. В Казахстане открыты филиалы крупнейших и авторитетных российских вузов, таких как МГУ, Московская академия труда и социальных отношений, Санкт-Петербургский университет профсоюзов, Московский институт авиации, Московский институт экономики, статистики и информатики. С реализацией инициативы президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева по открытию в стране филиалов российских вузов технического профиля, это направление сотрудничества между странами ждет новый импульс развития.
Интеграция научно-образовательных систем является сквозной темой и в функционировании ЕАЭС. Как отмечают специалисты, единая система подготовки кадров наиболее эффективно способствует решению социально-экономических задач внутри Союза. В конце мая ректоры вузов стран ЕАЭС выступили с инициативой создания Университета ЕАЭС. Его задача сформировать безбарьерную среду в сфере образования. Как подчеркивалось, он, «мобилизуя потенциал ведущих образовательных учреждений евразийских стран, обеспечит подготовку и повышение квалификации специалистов по направлениям евразийской интеграции на основе единого учебного комплекса», а также станет «эффективным инструментом формирования общего рынка труда ЕАЭС, модератором взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и представителями научно-образовательного и бизнес-сообществ. Миссией университета может стать выработка и контроль стандартов подготовки кадров, содействие интеграции образовательных систем, поддержка перспективных научно-исследовательских и инновационных проектов».
Серьезный вектор сегодня наблюдается на расширении сотрудничества в образовательной сфере между Казахстаном и другими странами центрально-азиатского региона. Данное направление, кстати, обозначено отечественной программой развития образования на 2020-2025 годы. Сотрудничество ведется преимущественно в рамках двусторонних соглашений. Например, в рамках такого документа, заключенного с Кыргызстаном, Казахстан ежегодно предоставляет 50 мест для обучения в своих вузах.
Примечательно, что недавно, в ходе Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, задачу по расширению сотрудничества в сфере науки и образования в регионе актуализировал Касым-Жомарт Токаев. «Базой для этого служит подписанная в прошлом году Декларация о создании единого Центрально-Азиатского пространства высшего образования. В рамках этой инициативы Казахстан поддержал предложения партнеров по расширению межвузовских обменов и существенно увеличил квоты для обучения молодежи стран Центральной Азии. Мы также готовы создавать филиалы своих ведущих вузов и передовых школ в государствах региона», - заявил президент Казахстана.
Он также сообщил, что в Бишкеке был открыт филиал Казахского национального университета имени аль-Фараби и что аналогичные вопросы по открытию казахстанских образовательных центров прорабатываются с Узбекистаном.
Обозначил Касым-Жомарт Токаев и спектр взаимодействия стран региона в области науки. «Немаловажным вектором совместной работы считаю популяризацию богатого исторического и культурного наследия народов Центральной Азии. Для этого предлагается наладить тесные связи между академиями наук наших государств с целью совместной организации этногеографических и исторических исследований, а также издания научных трудов. На основе сотрудничества национальных архивных центров и библиотек предлагаю создать Объединенную онлайн-платформу для обмена архивными и исследовательскими данными, что будет способствовать углублению кооперации в сфере науки», - резюмировал он. Очевидно, что в ближайшее время можно рассчитывать на усиление коллаборации в этом направлении.
По закону синергии
Принципы международного взаимодействия Казахстана как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья базируются на всеобъемлющем охвате и затрагивают все ступени казахстанской системы образования. Например, что касается среднего звена, то в первую очередь речь идет об участии школьников в международных сопоставительных исследованиях - таких как PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS, а также участие Казахстана в PIAAC. Независимые оценки, полученные в ходе таких исследований, позволяют на уровне принятия решений критически оценивать качество подготовки школьников и вносить соответствующие коррективы в образовательный процесс. Казахстанские педагоги тоже принимают участие в международных исследования. В первую очередь, речь идет об исследовании TALIS Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Его главная задача – анализ учебной среды и условий работы учителей в общеобразовательных организациях. Так же, как неоднократно заявлялось, исследовательскими инструментариями и методологическими подходами, используемыми в ОЭСР и IEA (Международной ассоциации по оценке учебных достижений) будет владеть Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина.
Что касается системы высшего образования, то в рамках утвержденных стратегий и программ, международная кооперация способствует превращению Казахстана в региональный образовательный хаб, который будет работать в «двустороннем режиме» - и на импорт образовательной инициативы, и на экспорт – через функционирование филиалов ведущих казахстанских вузов за рубежом. И подвижки в этом направлении довольно серьезные. Как констатировал в своем письме казахстанским ученым и преподавателям вузов министр просвещения Асхат Аймагамбетов, «в этом году впервые в мировой рейтинг QS вошли сразу 16 наших вузов, а их общее количество увеличилось ровно в два раза по сравнению с 2018 годом. При этом намного улучшились и занимаемые позиции вузов в рейтинге».
В системе профессионально-технического образования, как запланировано в программных документах, планируется создание реестра образовательных программ и национальной системы оценки, признания, накопления и перевода результатов обучения на основе адаптации методологии Европейской системы зачетных единиц по результатам обучения (ECVET). Кроме того, ожидается создание в Казахстане проектного офиса ассоциации WorldSkills, целью деятельности которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В функции офиса войдут координация подготовки национальной сборной WorldSkills в тренировочных лагерях, а также в зарубежных чемпионатах, обучение и сертификация экспертов, взаимодействие с бизнес-сообществом, профориентация и вовлечение школьников в это движение. Кроме того, планируются актуализация Национальной рамки квалификаций высшего образования и приведение ее в соответствие с рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования, направленной на признание казахстанских академических степеней и квалификаций.
Задача по интеграции казахстанских ученых в мировое научное сообщество, как говорится в действующей Концепции развития образования и науки, будет осуществляться за счет работы международных комиссий по научно-техническому сотрудничеству и с международными организациями на двусторонней основе в области науки и техники. Уточняется, что «в области научной и научно-технической деятельности на постоянной основе будет продолжено сотрудничество с международными организациями и с 30 конкурентоспособными странами мира». Приоритеты здесь следующие: совместная реализация международных проектов с международными научно-техническими центрами, а также в рамках международных научно-технических программ и научных проектов, одобренных на совместных заседаниях международных комиссий по научно-техническому сотрудничеству; осуществление научно-технического сотрудничества с зарубежными научными организациями; развитие системы грантового, программно-целевого, базового финансирования научных исследований; достижение продаж продукции проектов коммерциализации; проведение форсайтных исследований; проведение рейтинговой оценки научно-исследовательской деятельности научных организаций, ученых; осуществление поэтапного перехода на английский язык прикладных научных исследований; продвижение отечественных научных журналов на английском языке на
зарубежных ресурсах.
Стоит акцентировать внимание и на том, что в рамках программных документов ставка делается и на интернационализацию науки – на участие казахстанских научных работников в международных коллективах, ведущих работы в крупных зарубежных лабораторных комплексах. Особо подчеркивается, что «для поддержки международного сотрудничества в сфере науки будет разработана специальная программа для привлечения соотечественников, работающих в ведущих зарубежных научных центрах и университетах. Будут предусмотрены отдельные конкурсы на грантовое финансирование международных исследований, что приведет к повышению мотивации научных работников к производительной и результативной деятельности, профессиональному росту и мобильности».
Отдельное направление - сотрудничество с ОЭСР. Ключевым тут является формирование базы
данных по связям между НИОКР, промышленностью, технологиями.
Важно и то, что вузами и научными организациями будут приняты меры по поддержке конкурентоспособных казахстанских научных изданий с целью их включения в базы данных Scopus и Web of Science, что, как ожидается, упростит процедуры публикации статей отечественных ученых и расширит доступ к ним для мирового сообщества. Кстати, на этом в своем письме акцентировал внимание и Асхат Аймагамбетов, говоря о результатах публикационной активности казахстанских ученых в научных изданиях международных баз Scopus и Web of Science. «На 25 процентов увеличилось количество ученых, имеющих более одной публикации в базах Web of Science, а общее количество статей казахстанских ученых в журналах из первого квартиля выросло на 70 процентов. Так, в журналах первого квартиля Scopus в 2021 году опубликовано статей на 76 процентов больше, чем в 2019 году. Более чем в семь раз мы уменьшили количество статей наших ученых в хищнических журналах. Все это показатели качественного роста потенциала казахстанской науки», - констатировал он.