Начнем с перечисления внушительного послужного списка: Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Соединенных Штатах Америки, Республике Корея, Японии, Государстве Израиль, Генеральный секретарь Шанхайской Организации Сотрудничества, заместитель Министра иностранных дел, Посол по особым поручениям МИД РК, Специальный посланник ОБСЕ по замороженным конфликтам. Казалось бы, этих должностей с лихвой хватило бы на несколько карьерных дипломатов и можно считать, что жизнь удалась.

Но в новейшей истории отечественной дипломатической службы независимого Казахстана, которая в этом году отмечает 30-летие, эти высокие посты довелось занимать одному уникальному человеку-легенде – Болату Кабдылхамитовичу Нургалиеву. Уроженцу Акмолинской области судьба предначертала поднимать другую целину – дипломатическую, ведь после обретения независимости Казахстану предстояло создать эффективную систему дипломатической службы, способную достойно отстаивать интересы молодого государства на международной арене. Ведь фактически, в советский период деятельность Министерства иностранных дел Казахской ССР носила больше протокольно-представительский характер с ограниченным штатом сотрудников.

Разрешить острейшую проблему помог так называемый «московский десант», состоявший из дипломатов-казахстанцев с опытом работы в системе МИД СССР. Именно они, по зову сердца, с патриотическим желанием помочь Отчизне приехали поднимать «дипломатическую целину».

Одним из них был 40-летний Болат Нургалиев, сразу зарекомендовавший себя как человек исключительной порядочности, сильный профессионал, для которого не существовало иерархии сложных или элементарных проблем, поскольку они разрешались безотлагательно и грамотно, с демонстрацией алгоритма действий для новобранцев дипломатического сообщества. Те же, кому неслыханно повезло находиться рядом с ним, спешили перенять бесценный житейский и дипломатический опыт, так необходимый в центральном аппарате и загранпредставительствах нашей тогда еще юной страны.

В отношениях с коллегами Болат Кабдылхамитович был строг и одновременно справедлив, давая каждому возможность высказать свое мнение, показать на что способен. При этом сам оставался донельзя скромным, не «давил» авторитетом, педагогически выверено рассказывал о невероятных жизненных историях, а любую предконфликтную ситуацию вовремя разряжал присущим ему чувством юмора. Не раз сослуживцы были очевидцами его феноменальной памяти и незаурядных аналитических способностей. Пожалуй, можно говорить о «школе Нургалиева», ибо он, выражаясь спортивным языком, эффективный тренер-селекционер по подбору и воспитанию кадрового потенциала для отечественной дипломатической службы настоящего и будущего Казахстана. Неслучайно многие из тех, на кого в свое время обратил внимание Болат Нургалиев, успешно трудятся в системе Министерства иностранных дел и загранучреждениях нашей страны на руководящих должностях, оправдывают надежды наставника.

Как часто бывает, многое в знакомом человеке нам кажется обыденным, а заслуженную похвалу приберегаем в основном к юбилеям или говорим постфактум, когда имярек уходит в мир иной. В то же время мы не раз слышали от представителей иностранного дипкорпуса высочайшую оценку профессиональных качеств Болата Кабдылхамитовича, что согласитесь, дорогого стоит.

За годы своей карьеры Баке довелось заниматься как страновой (за его плечами работа в качестве Посла в общей сложности в семи странах на разных континентах), так и многосторонней дипломатией по линии СВМДА, ШОС, ОБСЕ, включая сопровож­дение в первые годы независимости такого специфического направления, как контроль над вооружениями и конкретных воп­росов избавления от ядерного арсенала, доставшегося Казах­стану от бывшего СССР.

В Министерстве иностранных дел Республики Казахстан Болат Нургалиев начал работать с июня 1992 года, вернувшись на обретшую государственный суверенитет Родину из Москвы сложившимся дипломатом, достойно представлявшим советскую державу по линии союзных ведомств в двух ключевых странах Южной Азии – Пакистане и Индии. Он оказался в форин-офисе республики в критически важный период становления Казахстана в качестве самостоятельного субъекта международного права. Не следует забывать, что в наследство от Советского Союза республике достался внушительный арсенал смертоносного ядерного оружия и от того, пойдет ли она по пути, предначертанному для всех цивилизованных наций, или выберет сомнительные решения, зависело не только признание Казахстана в мировом сообществе, но и само ее дальнейшее существование в качестве суверенного государства.

Став участником основопола­гаю­щего Договора о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего данным инструментом тотального уничтожения, Казахстан должен был последовательно выполнять соответствующие обязательства военно-полити­ческого, международно-правового, технического и технологического свойства. Особую заинтересованность в этом проявляли тогда все пять постоянных членов Совета Безопаснос­ти ООН, в первую очередь США и Россия, высокопоставленные представители которых буквально каждую неделю посещали Алма-Ату для переговоров об ускорении демонтажа инфраструктуры ядерного оружия на территории республики, ее присоединении к другим многосторонним договорам в сфере разоружения и контроля над вооружениями.

В качестве начальника специально созданного в МИДе Казахстана Управления международной безопасности и контроля над вооружениями, а в скором времени и заместителя министра иностранных дел, курирующего эту проблематику, Нургалиев непосредственно занимался всем спектром вопросов, связанных с реализацией обязательств по Лиссабонскому протоколу к ДНЯО. Кроме того, в 1994 году он был одним из очень ограниченного круга должностных лиц трех казахстанских ведомств, непосредственно занимавшихся дипломатическим прикрытием сверхсекретной казахстанско-американской операции «Сапфир» по трансферту в США 600 кг оружейного урана с Ульбинского металлургического завода.

Существенен его вклад в процесс созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициированного на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году. Болат Нургалиев руководил тогда рабочей группой из дипломатических представителей стран, решивших включиться в СВМДА.

Этой рабочей группе в сложнейшей атмосфере изначального недоверия одних к мотивам других участников процесса и постепенного урегулирования застарелых стереотипов и противоречий удалось в конце концов выйти на согласованную платформу по проектам основополагающих документов СВМДА, получивших одобрение на политическом уровне, после чего была обеспечена дальнейшая позитивная эволюция уникального для азиатского континента форума.

«Вектор» дипломатической биографии Болата Нургалиева в дальнейшем переместился в Северную Америку – пять лет он был послом Казахстана в США и по совместительству в Канаде и Мексике. К числу успешно реализованных при его непосредственном участии проблем относится решение американского суда в пользу нашей республики по так называемому антидемпинговому расследованию в отношении казах­станского урана и бериллия. Иной вердикт обернулся бы для нас весьма серьезными экономическими убытками и имиджевыми издержками.

Талант переговорщика помог Нургалиеву и в решении другой задачи логистическо-бытового характера – именно в период его американской посольской миссии Посольство Казахстана переехало в просторный исторический особняк в центре Вашингтона, что в 10-минутной пошаговой близости от Белого дома. Как умелый организатор и знаток человеческих душ Нургалиев мобилизовал сплоченный коллектив дипломатической миссии на добровольное содействие и добросовестный труд по обустройству офиса после рабочего дня в течение нескольких месяцев, что сэкономило финансовые затраты представительства.

В дальнейшем траектория судьбы забросила Болата Нургалиева в знакомую Азию – Республику Корея и Японию. Апофеозом миссии в этих важнейших для внешнеполитических и экономических интересов Казахстана странах стали организация нескольких визитов на высшем уровне, в результате которых были достигнуты прорывные для Казахстана соглашения в экономической и технологической сферах.

Наша страна стояла у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества, активно продвигая инициативы по приданию максимальной эффективности этому многопрофильному международному институту, ставшему одной из прочных опор современной системы глобальной и региональной безопасности. В 2006 году Казахстан выдвигал на пост Генерального секретаря ШОС своего представителя – им стал Болат Нургалиев.

Серьезным испытанием для казах­станской дипломатии стало председательство в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Не секрет, что среди наших западных партнеров был распространен скептицизм относительно уровня готовности Казахстана к надлежащему обеспечению сложного комплекса задач, решаемых страной – председателем ОБСЕ.

По сложившейся традиции председатель должен назначить своего представителя по при­днестровскому урегулированию (так называемая группа «5+2») и грузино-югоосетинскому и грузино-абхазскому конфликту (Женевские дискуссии), место которого в качестве спецпредставителя по затяжным конфликтам было доверено Болату Нургалиеву.

Весь период председательства прошел в интенсив­ных челночных поездках спецпредставителя между Кишиневом, Тирасполем и Тбилиси – Цхинвалом – Сухуми. Порой эти трехсторонние встречи проводились на «ничейной» территории между пунктами пропуска на линии размежевания конфликтующих сторон, куда нужно было добираться сначала на бронированных джипах, а потом – пешком.

Помимо налаживания регулярности диалога между сторонами конфликтов, удалось посодействовать решению ряда проблем гуманитарного характера, и это уже пусть небольшая, но важная победа. Во всяком случае казахстанское посредничество в постконфликт­ном урегулировании было на уровне, сопоставимом с эффективностью усилий наших предшественников.

Весьма полезной для развития двустороннего сотрудничества была и деятельность Нургалиева в качестве Посла Казахстана в такой интересной и специфической стране, как Государство Израиль.

Летом Болату Кабдылхамитовичу исполнился 71 год, и к счастью, для молодых дипломатов ветеран по-прежнему в строю. Ныне он председатель правления Института внешнеполитических исследований при Министерстве иностранных дел, где передает свой богатейший опыт молодым, обеспечивает информационную «подпитку» МИД РК. Помимо этого, он входит в Общественный совет по вопросам деятельности Министерства иностранных дел, аттестационную и кадровую комиссии МИДа. А своеобразную эстафету дипломатической службы от него переняли многочисленные ученики, реализуя на практике провозглашенный еще на заре независимости страны принцип многовекторности внешнеполитического курса.