На деградацию отечественной системы образования хором указывают не только наши эксперты, но и целый ряд мировых рейтингов. Так, в индексе журнала Ceoworld по качеству образовательных услуг Казахстан занимает 62-е место из 93, а в списке лучших стран для учёбы, по версии US News&World Report, - лишь 71-е из 78. Своим видением того, почему, несмотря на многочисленные реформы, эта сфера продолжает деградировать, и как можно переломить негативную тенденцию, на страницах нашего издания делились самые разные специалисты. А сегодня мы решили посмотреть на ситуацию глазами одного из граждан Казахстана. Слово многодетному отцу, общественному деятелю и предпринимателю Нуркену Халыкбергену.

Количество вместо качества

- Нуркен, как вы считаете, в чём главная проблема чиновников от образования, мешающая им переломить ситуацию?

- Проблема в отсутствии системности и в каталектичности мышления. Чиновники твердо убеждены в том, что как только человек получил вузовский диплом и покинул стены учебного заведения, вся ответственность с них снимается. Насколько хорошего специалиста они подготовили, сможет ли он с полученными знаниями найти работу, платить налоги и тем самым приносить пользу государству – их абсолютно не волнует. Именно поэтому нынешние подходы к регулированию и управлению сферой образования формально количественные, а не качественные.

Для понимания разницы между этими подходами приведу простой пример. Все граждане страны проходят через среднюю ступень образования и изучают иностранные языки. При качественном подходе должно учитываться, какой процент из них владеет, скажем, разговорным английским. Скорее всего, данный показатель будет низким, из чего последует вывод, что учителя иностранных языков со своей задачей не справляются, а значит, государство зря тратит деньги и с этим нужно что-то делать.

Тогда как формально-количественный подход подразумевает, что раз министерство обеспечило необходимое количество учителей по данному предмету на каждые сто обучающихся, то, следовательно, с английским у населения всё в порядке. И такой принцип прослеживается везде и во всём. Старое министерство образования таким образом отчитывалось о количестве квадратных метров, учебников, столов, стульев, соотношении студентов и преподавателей, вплоть до половой краски, закрывая при этом глаза на разрушающиеся спортивные залы. Поэтому не стоит удивляться, что на бумаге у нас все прекрасно, а в реальности - катастрофа.

Бывший министр образования и науки, а ныне министр просвещения Асхат Аймагамбетов в соцсетях пытается предстать в образе чиновника, готового к диалогу, но в реальности последние три года он попросту избегает любых ситуаций, когда независимые общественники могут задать ему неудобные вопросы.

Ловушки невежества

- Чем чреват этот формально количественный подход в будущем? Куда может качнуться маятник?

- Мы уже пожинаем горькие плоды плохого качества образования в виде некомпетентных специалистов, слабого уровня наукоёмкости производства и добавленной стоимости, отсутствия инноваций в экономике и многого другого. Ещё одним негативным последствием является стремительный рост религиозности населения, что обычно наблюдается в странах с традиционно низким качеством человеческого капитала.

Дошло до того, что немалая часть граждан стала относиться к явлениям, которые наукой давным-давно объяснены, как к волшебству или проявлению некой божественной силы. К примеру, в ущерб себе они противятся простейшей вакцинации, придумывая нелепые теории заговора типа наночипов. Наблюдается повсеместная радиофобия в форме боязни радиовышек 5G и других антенн, хотя эти же люди потом требуют высокого качества интернета и сотовой связи... Всё это уже настоящий сигнал тревоги! Фактически Казахстану предстоит сражение с массовой безграмотностью, а потому относиться к деятельности в этой сфере мы должны как к военным действиям.

Если государство не начнёт срочно выводить систему образования из кризиса, то мы рискуем повторить путь таких стран, как Ирак, Ливия, Афганистан, Египет. Еще каких-то полвека назад они двигались в сторону прогресса, но потом резко откатились на десятилетия назад. А всё потому, что отдельные политические силы решили, что невежественной массой легче управлять и манипулировать. И они не ошиблись, вот только не учли, что этим воспользуются разного рода радикальные и экстремистские религиозные течения. Вспомните, как исламистское движение «Братья-мусульмане» организовало беспорядки и установило свой режим в Египте, но спустя короткое время было низвергнуто теми же, кто привёл его к власти.

И есть прямо противоположный пример - атеистический СССР, который стремительно наращивал интеллектуальный потенциал населения. У всех граждан тогда был доступ к бесплатному и притом качественному образованию, создавались максимальные условия для повышения их культурного уровня, широко популяризировались наука и техника, в том числе повсеместно действовали станции юных техников, Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов производства, миллионными тиражами выходили научно-популярные журналы и т.д. Другое дело, что система управления экономикой и существовавшие тогда политические взгляды на судьбы союзных республик изначально вошли в противоречие с эволюционным развитием наций.

Думаю, в нашем случае нужны сбалансированный подход и осторожность, чтобы не скатиться в «черно-белую оценку» истории, поскольку нельзя отрицать духовность и человеческое стремление к внутреннему самосовершенствованию даже через соблюдение религиозных обрядов. Вместе с тем, для успешного экономического развития республики необходимо увеличивать расходы на науку и образование, менять подходы к вопросам регулирования в данных отраслях. В этом плане исторический опыт СССР нельзя игнорировать – наоборот, его следует осознать, переработать, адаптировать к современным реалиям, с тем, чтобы применять для построения национальной системы образования.

Не в дипломе успех

- А каким лично вы видите выход из сложившегося кризиса?

- Во-первых, нужно изменить подход к вопросу общественного восприятия. Главная задача образования заключается в подготовке самодостаточных граждан, которые после обучения будут зарабатывать, обеспечивать себя и свои семьи, создавать новые рабочие места, платить налоги. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем обратный процесс: растёт количество малообразованных и соответственно бедных людей, которые не могут найти нормальную работу и требуют от государства помощи, повисая на его шее тяжелым социальным грузом. Плюс казахстанцы элементарно разучились планировать свои доходы и расходы, вести семейный бюджет, расставлять приоритеты, вследствие чего растет закредитованность населения. Допустим, молодые люди готовы брать кредиты на покупку айфонов, но не готовы тратить эти деньги на своё развитие или предпринимательство. Чувствуете разницу?

И потом, посмотрите, какой образ успешного человека сегодня культивируется и пропагандируется. Неформальными кумирами молодежи стали разного рода вайнеры, блогеры, коррумпированные чиновники, причём последние являются примером для подражания в силу способности зарабатывать «лёгкие деньги» и жить в своё удовольствие. Власти, конечно, пытаются с этим бороться, но как-то уж больно вяло и криво, хотя сейчас как раз таки пришло время возобновить популяризацию людей реального труда и максимально продвигать их роль и значимость для общества.

В советское время была установка: «получи вузовский диплом и станешь успешным». И она действительно работала - инженеры, врачи, юристы, экономисты тогда весьма неплохо зарабатывали. Но вместе с тем достойно оплачивался и труд шахтёров, металлургов, нефтяников, комбайнёров и т.д., а порой их зарплаты даже превышали доходы людей, занятых на интеллектуальном фронте. Никто не считал их «вторым сортом».

Сейчас наблюдается аналогичная ситуация, когда курьеры и таксисты благодаря цифровизации и технологичной экономике могут зарабатывать наравне с дипломированными специалистами. И они имеют на это законное право, так же, как сварщики, механики, сантехники, водители общественного, строительного или коммерческого транспорта, работники индустрии красоты, сельского хозяйства, продавцы, официанты, повара и т.д. Кто-то зарабатывает знаниями, а кто-то физическим трудом, и при этом обе категории достойны общественного уважения. Лично я искренне убеждён, что если гражданин честно трудится и платит налоги, то он заслуживает признания, вне зависимости от того, есть у него высшее образование или нет.

Поэтому необходимо работать над тем, чтобы уравнять в общественном сознании ценность разных профессий. Наличие вузовского диплома не делает кого-то более значимым. Пора уже отходить от подобного мышления. Назрела объективная потребность, повторюсь, в государственной массовой пропаганде и популяризации людей реального труда.

А, во-вторых, необходимо менять подходы к регулированию отрасли. Государственные деятели и управленцы должны перестать относиться к образованию граждан лишь как к социальной функции – им следует рассматривать его как стратегический ресурс. И это должно подтверждаться реальными делами и результатами, а не бумажными отчетами. Ведь от этого напрямую зависят конкурентоспособность страны, условия выживания в будущем.

Заказчик и подрядчик

- Но ведь «людей реального труда» тоже нужно готовить…Что предложите в этой связи?

- Начнём с того, что государство заинтересовано в получении качественных налогоплательщиков и за короткие сроки. Ведь чем больше в стране работающих и при этом хорошо зарабатывающих граждан, тем солиднее поступления в национальный бюджет. Поэтому, когда оно выделяет профильному министерству средства, причем значительные, то вправе требовать, чтобы сегодняшние первоклассники через 12 лет стали полноценными гражданами, то есть обладали знаниями, которые позволят им сразу после окончания школы начать самостоятельно зарабатывать.

Имею в виду не только базовые школьные предметы, но и практические специальности. Вспомните советские учебно-производственные комбинаты, где детей обучали кройке и шитью, оказанию медицинской помощи, навыкам электрика, плотника, слесаря, маляра, сантехника, водителя и т.д. Дополнительно они получали опыт работы в команде, тайм-менеджмента, планирования семейного бюджета, контроля за личными финансами и критического мышления. Допустим, сегодня квалифицированный сварщик может иметь доход до полутора миллиона тенге в месяц! И таких примеров много.

Разумеется, я не призываю лепить из всех школьников простых рабочих. Но если есть возможность дать им соответствующие компетенции, то почему бы и нет? А дальше пусть сами выбирают - продолжить обучение в вузе или зарабатывать с помощью рабочей специальности. Такая логичная и рациональная политика позволит нам быстрее получать новых налогоплательщиков, соответственно видеть реальный эффект от инвестиций государства в среднее образование. Но она реализуема только в том случае, если в общественном восприятии повысится значимость и престиж людей труда. А пока мы, увы, сталкиваемся с тем, что даже после вуза не получаем готового специалиста. Приходится ждать еще несколько лет, чтобы он набрался практического опыта и смог нормально работать.

Это как делать ремонт в квартире. Хозяин же не требует от нанятых рабочих еженедельных многостраничных отчётов. Качественно положили кафель, наклеили обои, уложили паркет - получите достойную оплату. Нет результата - нет денег! Точно так же государство должно разговаривать с Министерством просвещения - как заказчик с подрядчиком, который за конкретную сумму выполняет оговоренный объём работы и отвечает за его качество.

Жильё или школа?

- Кстати, ремонт системе образования нужен в буквальном смысле слова. В стране ощущается острая нехватка ученических мест – старые школы ветшают, новых возводится недостаточно, а количество учащихся, между тем, быстро растёт. Есть ли выход из этой ситуации, которая близка к коллапсу? Если да, то какой?

- Опять же, для решения данной проблемы нужен комплексный и системный подход. Министерство просвещения должно заранее прогнозировать количество ученических мест на основе статистических данных, касающихся рождаемости, и уже в соответствии с этим планировать строительство школ в той или иной местности. Ведь это не так уж и сложно. Допустим, в 2021 году в Казахстане был зафиксирован исторический максимум - на свет появились свыше 450 тысяч малышей, большинство из них родились на юге страны. Через шесть лет они пойдут учиться, и к тому времени государство должно создать для них соответствующие условия, а не сетовать на неожиданно рекордное количество первоклашек и нехватку мест. Этот вопрос также можно решать через управление процессами внутренней миграции населения и привлечение инвестиций.

Население республики стопроцентно проходит через систему среднего образования, тогда как высшее получают менее половины граждан. Из этого следует, что всё внимание государства в данной сфере должно быть акцентировано исключительно на школах, и только тогда, когда там удастся навести порядок, можно будет спокойно заняться университетами. Тем более что качество выпускников вузов напрямую зависит от качества абитуриентов. Невозможно из школьного двоечника сделать за четыре года бакалавра-отличника (имею в виду реальные знания, а не липовые дипломы).

В этой связи я бы рекомендовал оказывать активную поддержку частному образованию. Мы видим, что начавшееся несколько лет назад внедрение формата ГЧП, когда государство разрешило прийти в эту сферу частным инвесторам, уже приносит плоды. В стране стали появляться платные школы, которые предоставляют действительно качественные услуги. То есть мера однозначно эффективная, а потому работу в данном направлении стоит продолжить. Помню, когда государство не справлялось с дефицитом мест в дошкольных учреждениях, оно запустило программу «Балапан», в результате чего как грибы после дождя стали открываться частные детские сады...

Центр притяжения

- Зачастую дефицит школ наблюдается там, где плотно и целыми кварталами возводятся многоквартирные комплексы, из чего напрашивается вывод, что жильё нынче строить выгоднее, чем учебные заведения...

- В абсолютный приоритет градостроительного развития Казахстана нужно ставить школу. Она должна быть сердцем любого района, города, села. Но у нас, увы, наоборот: сначала понастроят жилые дома, а потом думают, куда воткнуть учебные и медицинские учреждения. Хотя нужно «плясать» от социальной составляющей, а также учитывать, что самое дорогое в любом строительстве – это не стройматериалы и рабочая сила, а именно прокладка и создание инженерных коммуникаций. Если не запланировать их заранее, то потом возводить дополнительные объекты, в том числе социальной инфраструктуры, будет технически сложно и весьма затратно.

И потом, существует такой нонсенс, когда территории школьных стадионов забирают под ЖК либо планируют строительство школ вовсе без них (без стадионов). Нельзя забывать, что дети должны получать не только интеллектуальное, но и физическое воспитание. Представьте, какое поколение мы вырастим, условно говоря, через десять лет, если отрежем сегодняшних первоклашек от занятий спортом, культурных мероприятий и других развивающих программ?! А сколько потом будет затрат на здравоохранение?! Я бы не советовал государству проводить подобные эксперименты…

Также важно учитывать, что у городских детей есть масса возможностей для занятий вне школы (спортивные секции, кружки, музыкальные и танцевальные занятия), а у сельских – абсолютно ничего. И для них школа без стадиона – куда более серьёзная проблема, чем, скажем, для тех же алматинских ребят. А это уже проблема социального неравенства между городской и сельской молодёжью, которую тоже нужно решать комплексно.

Предлагаемый мною подход может сделать сельскую школу местом притяжения не только молодёжи, но и всего местного населения. Для этого на её территории нужно построить стадион, бассейн, спортивный зал, библиотеку, кинозал, столовую (кафе) и т.д., двери которых будут открыты во внеурочное время перед всеми жителями аула, чтобы они могли проводить с пользой свой досуг рядом с домом, а не ехать с этой целью в город. В таком случае школа не только будет нести образовательную функцию, но и решать задачу социально-культурного развития, плюс иметь дополнительные доходы на свои нужды. Помимо прочих преимуществ, такой формат был бы очень выгоден государству с финансовой точки зрения, поскольку позволит сэкономить на строительстве в сёлах дворцов культуры, спорткомплексов, кинотеатров и т.д., которые, кстати, оно много лет обещает, но воз и ныне там.

А ещё я неоднократно поднимал проблему качества школьных туалетов. Казалось бы, что тут сложного. Но нет, с каждым годом она становится всё острее. Хотя достаточно разработать единый государственный стандарт и чётко расписать, какими в школьных уборных должны быть сантехника, вентиляция, канализация, температура воды, моющие средства и т.д. Это нужно для того, чтобы дети ходили туда с удовольствием, а не с отвращением. Всё-таки нужно с малых лет прививать любовь к чистоте, комфорту, правилам личной гигиены. К тому же школа должна вызывать желание находиться там и получать знания. А какое может быть желание, когда туалет расположен где-то на улице, и там жуткая вонь, антисанитария? Конечно, ребёнок предпочтёт терпеть и тем самым будет отвлекаться от занятий. Вроде не самая главная проблема системы образования, но тоже сильно бьёт по её качеству.

Разумеется, все перечисленные шаги требуют грамотной проработки и умелой реализации, чтобы получить от них должный эффект, а не пустую трату денег. Главное, повторюсь, - комплексный подход. Имеет смысл разработать чёткие стандарты (допустим, в каждой школе должен быть стадион, а в каждом классе не более 20 учеников), чтобы всё и вся подстраивалось под них, а не наоборот.