Недавно опубликованы результаты очередного исследования, теперь за 2022-й, которое ежегодно проводится Международной образовательной организацией Education First (EF), базирующейся в Швейцарии, с целью определить уровень владения английским языком в разных государствах мира. В сформированном по его итогам рейтинге Казахстан опустился ещё ниже, чем в предыдущие годы, заняв общее 99-е место среди охваченных им 111 стран, и предпоследнее на постсоветском пространстве, при этом уступив даже большинству соседей по Центральной Азии.

Следует напомнить, что это исследование проводится с 2011-го, а Казахстан задействован в нём, начиная с 2013-го. То есть, для нашей страны участие в очередном международном «экзамене» стало 10-м по счёту, юбилейным. И крайне разочаровывающим с точки зрения показанных результатов.

Готовность пройти в режиме онлайн, то есть через Интернет, стандартные тесты на владение навыками чтения и разговорного English выразили более чем 2,1 миллиона человек по всему миру. Преимущественно это молодые люди (средний возраст участников – 25 лет, а из каждых десяти едва ли не девять не достигли 35-летия), которые проявляют интерес к изучению самого распространённого на планете языка, пытаются освоить его и хотят проверить, насколько им это удаётся. В окончательный рейтинг (его точное название EF English Proficiency Index – EF EPI, или Индекс владения английским), как констатируют авторы отчёта за 2022-й, включены только те города и страны, в которых набралось не меньше четырёх сотен человек, принявших участие в тестировании. Но в подавляющем большинстве случаев охват был намного шире – тысячи и десятки тысяч пожелавших пройти испытание.

Стран, которые соответствовали упомянутому выше минимальному условию (не меньше четырёхсот участников), на сей раз оказалось 111 – на одну меньше, чем годом ранее. Все они в зависимости от показанных результатов были распределены по пяти группам: первая – с очень высоким уровнем владения английским (600 баллов и выше), вторая – с высоким (от 550 до 599), третья – со средним (от 500 до 549), четвёртая – с низким (от 450 до 499), пятая – с очень низким (менее 450). В рейтинг, как обычно, не включены англоговорящие Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия и некоторые другие. Зато в нём фигурирует ряд стран, где этот язык не является родным с этнической точки зрения, но имеет статус государственного, – Сингапур, ЮАР, Индия и т.д. Кстати, Сингапур и ЮАР вместе с 11 европейскими государствами вошли в число лидеров, то есть в группу с очень высоким уровнем владения английским.

Казахстан же не просто остался среди аутсайдеров – он упал ещё ниже. Если в предыдущем EF EPI наша республика расположилась на 96-й строчке, то теперь опустилась на 99-ю, хотя количество стран, охваченных рейтингом, как уже сказано выше, несколько сократилось. Если годом ранее средний балл, набранный нашими участниками, составил 426, то по итогам последнего тестирования – 420. Тогда как, скажем, ближайший сосед снизу Сомали (одно из беднейших в мире государств с крайне низким уровнем образования, раздираемое внутренними междоусобицами и межплеменными войнами), напротив, улучшил свой показатель с 401 до 414. А, например, Афганистан, выйдя на рубеж в 450 баллов, перешёл из 5-й группы в 4-ю. Казахстан же, напротив, ещё больше отдалился от такого перехода.

Кто-то спросит: а в чём разница между очень низким и просто низким уровнем владения? Под первым подразумеваются знание простейшей грамматики, способность перевести с помощью словаря несложный письменный текст, использование в устном разговоре ограниченного набора слов. Человеку, обладающему таким минимумом навыков, тяжело понять смысл, допустим, публикации в газете или Интернете, при общении с носителем английского языка ему придётся прибегать к жестам, чтобы объяснить, чего он хочет или что собирается сказать. А просто низкий уровень владения English означает способность вникать в содержание несложных текстов без обращения к словарю, умение составить письмо или поддержать беседу на обыденные темы.

Как видим, теперь Казахстан от вхождения в 4-ю группу отделяют целых 30 баллов. Между тем, например, наши братья-кыргызы, прибавив за год сразу +24 (было 418, стало 442) и впервые обойдя нас, причём намного, довольно близко подобрались к этой цели. Совсем немного осталось до него узбекам (446), которые ещё три года назад располагались ниже, чем мы. Азербайджанцы в EF EPI 2021-го фигурировали как уже совершившие переход из 5-й группы в 4-ю (тогда их показатель составил 451 балл), но после этого несколько сдали свои позиции (теперь у них 440). Словом, в других странах тюркского мира, включая Турцию с её 495 баллами, ситуация с освоением английского обстоит куда лучше, чем у нас.

Возможно, кто-то скажет, что причина кроется в переводе письменности на латиницу: дескать, это облегчило изучение English. Но те же Узбекистан с Азербайджаном ввели латинский алфавит почти сразу после обретения независимости, а обошли Казахстана в EF EPI только несколько лет назад. В Кыргызстане же, который совершил наиболее впечатляющий среди тюркоязычных стран рывок, пока всё ограничивается лишь дискуссиями относительно целесообразности и адекватности перехода на другую графику.

Или возьмите Монголию, где об отказе от кириллицы, похоже, даже не помышляют. Ещё в 2016-м она прилично уступала Казахстану, но потом не только догнала нас, но и стала стремительно уходить вперёд. Сначала Монголия совершила скачок из 5-й группы в 4-ю, а теперь с показателем 485 (прибавка почти в полусотню баллов за последние два года) приблизилась к 3-й, то есть к группе стран со средним уровнем владения English. В новом рейтинге она обошла Японию, Израиль, Объёдинённые Арабские Эмираты и вплотную подобралась к Пакистану и Шри-Ланке, бывшим британским колониям, где английский язык имеет широкое хождение и наделен официальным статусом.

Если же вернуться к постсоветскому пространству, то среди 14 бывших республик СССР, охваченных исследованием Education First («за бортом» остался только Туркменистан, закрывшийся от остального мира), Казахстан располагается на 13-м, предпоследнем, месте. Хуже, чем у нас, положение дел только в Таджикистане. А ведь все эти страны находились примерно в одинаковых стартовых условиях. Ну, разве что три прибалтийские и в годы существования Союза стояли несколько особняком, и после его распада самым активным образом взялись за интеграцию, в том числе культурную, языковую, с Западом, с англоязычным миром. И сегодня они входят в группу стран с высоким уровнем владения английским.

В остальных республиках ситуация на момент обретения ими независимости была в общем-то сопоставимой (нужно сказать, что преподавание иностранных языков, в отличие, скажем, от естественных наук, не являлось сильным звеном советской образовательной системы). А теперь, спустя 30 лет, можно говорить о значительной разнице. В Украине, Беларуси, России, Молдавии, Грузии и Армении уровень владения English оценивается как средний. В группу стран с просто низким уровнем (4-ю) не входит ни одна из республик бывшего Союза. А Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан и Таджикистан классифицируются как государства с очень низким уровнем. И если наши собраться по тюркскому миру располагаются недалеко от 4-й группы, то нам с таджиками, до неё, как говорится, топать и топать.

Если обратиться к показателям отдельных регионов Казахстана, то тут наблюдается большой разброс. Вполне ожидаемо в лидерах оказался Алматы – 465 баллов. Следом расположились Павлодарская область – 456, город Астана – 455, Акмолинская – 449, Восточно-Казахстанская – 440, Костанайская – 437. А вот на юге показатели значительно хуже: Туркестанская область – 394, город Шымкент – 389, Жамбылская – 388, Кызылординская – 383. Очень низок уровень владения также в Мангистау и в Карагандинской области – соответственно 387 и 383.