Для сравнения – на 1 января 2020 года в Петропавловске проживало 219,2 тысячи человек. То есть за анализируемые пять лет в количественном выражении Казахстан лишился населения целого города.

Справедливости ради стоит отметить – за этот период в стране родилось значительно больше малышей, что в количественном выражении нивелирует отток. Но «утечка мозгов» зачастую является симптомом, а не причиной недостаточно эффективного функционирования экономики.

Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии «Миграция и «утечка мозгов», подготовленный осенью 2019 Группой Всемирного банка, отмечает, что  «утечка мозгов» – серьезный предмет озабоченности во многих странах с относительно низким уровнем доходов, особенно в отношении профессий и секторов, создающих внешние эффекты для экономики в целом, в частности здравоохранения и профессионально-технического обучения. Миграция высококвалифицированных работников из стран с низким уровнем доходов подразумевает предоставление неявной бюджетной субсидии, поскольку в большинстве стран высшее образование финансируется из государственного бюджета за счет налоговых доходов.

В ответ на политику принимающих стран, направленную на привлечение большего количества высококвалифицированных мигрантов, страны-доноры прилагают немало усилий к тому, чтобы удержать их на родине. Отъезд высококвалифицированных работников приводит к острому дефициту специалистов во многих важнейших секторах, в частности в здравоохранении». Собственно говоря, пандемия показала, что дефицит медиков уже значительный: минздрав приводит статистику: в 2017 году из страны уехали 1062 медработника, в 2018-м – 1225, а в 2019-м – 1212 человек с медицинским образованием покинули пределы республики.

В пандемичном 2020 году почти полмиллиона казахстанцев зарегистрировались в миграционных органах России. Для сравнения – за этот же период встали на учет всего 218,3 тысяч граждан Китая. МВД РФ опубликовало статистические сведения по миграционной ситуации с января по декабрь пандемичного 2020 года.

На первичный учет встало 227,2 тысяч казахстанцев, из них на учебу 30,5 тыс человек.  Официальная экономическая миграция в Россию составила 60,5 тыс человек. Это немного – годом ранее официально «на работу» выехало 136,2 тысячи человек. Для наглядности – это все население такого города, как Экибастуз.

  Количество казахстанцев, получивших гражданство и вид на жительство в России, а также количество первичной регистрации в органах миграционного учета (по данным МВД РФ)

 

2016

2017

2018

2019

2020

Итого за пять лет

Приобретение гражданства РФ

37 837

40 718

45 362

50 492

43 404

217 813

Принято решений о выдаче ВНЖ

14 239

13 553

13 906

14 450

25 278

81 426

 

Количество фактов первичной постановки на миграционный учет по цели въезда «учеба»

77 812

73 752

86 447

90 782

30 494

359 287

Количество фактов первичной постановки на миграционный учет по цели въезда «работа»

71 600

88 202

111 464

136 208

60 461

467 935

 

Как считают в ВБ, в большинстве стран-доноров высшее образование финансируется за счет средств государственного бюджета. Следовательно, эмиграция высококвалифицированных специалистов создает существенную нагрузку на бюджетную систему. В результате правительствам часто рекомендуется прибегать к такой мере, как требование от эмигрантов возмещения в бюджет своей страны средств, потраченных на их образование. Подобная политика повышает справедливость по отношению к тем, кто остается на родине. Однако обеспечение реализации таких мер затруднительно, особенно после отъезда эмигранта из страны.

Текущие проблемы свидетельствуют о том, что разработчики государственной политики не могут справиться с ситуацией на рынке труда или воздействовать на силы, влияющие на миграцию. Эти силы слишком мощные, чтобы их преодолеть простыми ограничительными мерами. Ими необходимо управлять с помощью инновационных и ономически обоснованных мер. Казахстан уже находится в красной зоне стран-доноров.

Многие меры внутренней политики и факторы, напрямую не связанные с миграционной политикой, также могут играть роль факторов «принуждения». Люди более склонны к эмиграции, если у них нет доступа к надлежащим государственным услугам, если их политические свободы и права ограничиваются или они ощущают физическую угрозу даже в отсутствие открытого гражданского конфликта.

По данным ВБ, еще одна инициатива, которую могут предпринять страны-доноры мигрантов, - улучшение состояния рынка труда применительно к женщинам и сокращение дискриминации по гендерному признаку. Женщины, обладающие высокой квалификацией, составляют когорту мигрантов, растущую самыми быстрыми темпами. За период с 2000 года по 2017 год количество женщин с высшим образованием, эмигрировавших из стран, не входящих в ОЭСР, в страны ОЭСР, выросло на 130 процентов, а количество женщин-эмигрантов из других стран ОЭСР увеличилось на 70 процентов. Для сравнения: общее количество всех категорий женщин-мигрантов увеличилось только на 57 процентов.