В отечественном спорте все более значимой становится роль казашек. Это  объективная тенденция, вызванная, во-первых, изменением этнического состава населения страны, а во-вторых, усилением феминистских трендов в мировом олимпийском движении. И именно от казахских девушек теперь в немалой степени зависят результаты нашей республики на самых престижных международных соревнованиях.  

Демография и феминизм

За тридцать лет независимости доля «титульного» этноса в стране возросла с менее чем 40 процентов до 70, а если иметь в виду только молодежь и детей, из числа которых и рекрутируют как нынешних, так и будущих спортсменов, то она составляет сегодня 75-80 процентам. И, судя по динамике последних лет, в ближайшей перспективе эта доля будет только расти. Кроме того, продолжается ускоренная урбанизация казахского населения, а в городах, куда оно перебирается, намного больше возможностей для занятий спортом, чем в сельской местности.  

Теперь что касается гендерных процессов. Да, они охватили практически все области человеческой жизни, но, допустим, в политике или сфере занятости нет неких наднациональных верховных органов, устанавливающих обязательные для всех стран «правила игры», и обычно дело ограничивается только рекомендациями: например, желательно выделить в парламентах, в органах исполнительной власти такой-то процент мест женщинам. А вот в спорте и, в частности, олимпийском движении есть могущественный МОК, который за  последние три десятилетия так «феминизировал» программу летних и зимних Игр, что «слабая» половина человечества сама уравняла себя в правах с «сильной».

Вспомните летнюю Олимпиаду 1988-го – кстати, последнюю перед распадом СССР. На ней мужчины разыграли вдвое больше комплектов наград, чем женщины, – 141 против 68 (кроме того, 12 дисциплин в конном и парусном спорте были смешанными). Если же брать количественный состав участников, то соотношение представителей разных полов было примерно три к одному – соответственно 6279 и 2186. А теперь сравните с тем, что ждет нас на предстоящих летних Играх, перенесенных из-за коронавируса на лето нынешнего года. Женщины выступят во всех без исключения видах спорта, тогда как мужчин не будет в художественной гимнастике и синхронном плавании. В общей сложности они разыграют соответственно 158 и 167 комплектов наград (еще 15 дисциплин будут смешанными), или, иначе говоря, разрыв сократится до минимума. Почти сравняются женщины с мужчинами и в плане общего количества участников: если суммировать квоты, выделенные на все виды спорта, то ожидается соотношение 49 к 51.

Применительно к зимним Олимпиадам можно сказать то же самое. Если  в 1988-м из десяти видов спорта, присутствовавших в программе Игр, пять, или ровно половина, были чисто мужскими, то сегодня остался лишь один такой – лыжное двоеборье. Но на минувшей неделе девушки впервые разыграли в нем медали чемпионата мира, и, похоже, скоро эта дисциплина тоже станет олимпийской. Если на ОИ-1988 женщины составляли лишь четверть всех участников – 301 из 1122-х,  то  будущем году на зимних Играх в Пекине соотношение изменится на 46 к 54.

Женский фактор

К обеспечению гендерного равенства МОК идет тремя путями. Первый – включение в программу Олимпиад женских соревнований в тех видах спорта, которые прежде считались сугубо мужскими. В 1990-х это произошло с дзюдо, биатлоном, футболом, хоккеем на льду, В начале «нулевых» годов  настала очередь тяжелой атлетики, современного пятиборья, водного поло, борьбы. А относительно недавно перестали быть прерогативой исключительно сильной половины человечества бокс и прыжки на лыжах с трамплина.

Второй путь – увеличение количества женских дисциплин, в том числе за счет «секвестирования» мужских. Например, если сравнить программы предстоящей Олимпиады и предыдущей, то можно увидеть, что в тяжелой атлетике число разыгрываемых женщинами и мужчинами комплектов наград стало одинаковым – 7 и 7 (было 5 и 8), то же самое произошло в пулевой и стендовой стрельбе, в гребле на байдарках и каноэ. В боксе соотношение изменилось на 5 и 8 (было 3 и 10), в борьбе – на 6 и 12 (было 4 и 14). А практически во всех остальных видах спорта полное равенство было обеспечено еще на прошлых Олимпиадах. И, наконец, третий путь –изменение (опять же в сторону соблюдения гендерного баланса) системы распределения квот для участия в главных соревнованиях четырехлетия.

Словом, роль женщин в мировом спортивном движении значительно выросла. А в Казахстане, если принять во внимание те этно-демографические тенденции, о которых говорилось выше, эту роль во все большей степени предстоит выполнять казашкам.

Данный процесс отчасти может сдерживаться тем обстоятельством, что в восточных и особенно исламских обществах отношение к женскому спорту, скажем так, не столь либеральное, как в западных. Особенно когда речь заходит о единоборствах и силовых видах.

Помнится, несколько лет назад члены общественной палаты города Талдыкоргана призвали главу профильного агентства прекратить государственное финансирование (в том числе на уровне детско-юношеских школ) женской тяжелой атлетики, борьбы, бокса, регби, мотивировав это тем, что они культивируют жестокость и что занятия ими могут сказаться на репродуктивном здоровье девушек. А, скажем, в Иране после исламской революции женщинам по религиозным соображениям вообще закрыли дорогу в очень многие виды спорта и только в последние годы начали делать некоторые послабления.

Конечно, поднимать тяжести и заниматься мордобитием – не совсем женское дело. Например, в гимнастике, фигурном катании, даже в плавании, легкой атлетике, лыжных гонках девушки смотрелись бы куда более органично. Но право каждого  – выбирать занятие по душе. Плюс в любительском боксе, борьбе, тяжелой атлетике у казахстанцев больше шансов стать призерами Олимпиад и мировых первенств, поскольку в них уровень мировой конкуренции заметно ниже: в развитых странах, за исключением некоторых азиатских, они считаются спортом для бедных и уже давно потеряли былую популярность. А многих девушек и парней в Казахстане спортивная карьера манит именно тем, что в наших условиях она является чуть ли не единственным социальным лифтом, по которому можно подняться, не имея связей и блата, – нужно только добиться успеха на международном уровне.

Как было и как стало

В советские годы казашек, имевших серьезные достижения в спорте, можно было пересчитать по пальцам. А в сборные СССР для участия в Олимпиадах и мировых первенствах не смогла пробиться ни одна из них. Ничьей вины в этом не было – просто так сложилось. Даже тогда, когда Казахстан стал самостоятельным субъектом международного олимпийского движения и получил возможность формировать собственные делегации для участия в ОИ, казашек в них поначалу было раз-два и обчелся. Например, среди участниц первых для нас летних Игр 1996-го не оказалось ни одной (а от нашей страны выступали более двадцати девушек). Спустя четыре года на Олимпиаду в личном первенстве сумела отобраться одна, в составах команд – еще две.   

Но затем стали сказываться как заданные МОК феминистские тренды, так и внутриказахстанские демографические процессы. На ОИ-2004 поехали пять девушек «титульной» национальности, а на следующую Олимпиаду – уже двенадцать. Ровно половина их пришлась на дзюдо: ни до, ни после ничего подобного не было (обычно в этом виде единоборств наша женская команда общими усилиями завоевывала две-три лицензии). А объяснялось это особенностями системы квалификации в том предолимпийском цикле. И потому тот резкий «скачок» можно назвать в какой-то степени аномальным.

Но то, что происходило дальше, уже выглядело как объективная и закономерная тенденция: на ОИ-2012 в Лондон поехали 10 казашек, а через четыре года в Рио-де-Жанейро – 12. Из этих двенадцати большинство (семь) выступали в единоборствах и тяжелой атлетике. И что особенно важно: если прежде ни одной из казашек не удавалось добраться до олимпийского пьедестала, то в 2016-м на него поднялись сразу три из них: «серебро» завоевала штангистка Жазира Жаппаркул, «бронзу» – Дарига Шакимова в боксе и Эльмира Сыздыкова в женской борьбе. Все больше становится таких девушек в национальных сборных РК по легкой атлетике, фехтованию, волейболу, пулевой и стендовой стрельбе, другим видам спорта.  

Теперь что касается зимних Игр. К данному моменту Казахстан принял участие в семи из них. На первых пяти больше, чем одной представительницы «титульного» этноса, не было. Проложила же дорогу в 1994-м конькобежка Кенжеш Сарсекенова, которая останется в истории как первая казашка – участница Олимпиады. На ОИ-2014 поехали уже две девушки, на ОИ-2018 – сразу семь. Правда, две квоты из этих семи – для себя и Айзы Мамбековой – «выбила» фигуристка Элизабет Турсынбаева, которая родилась и выросла в России (кстати, через год она стала первой в истории казашкой, завоевавшей медаль взрослого чемпионата мира в зимнем виде спорта), а пять выступали в одном виде спорта – лыжном фристайле. Но тем не менее…  

К тому же казахские девушки постепенно осваивают и другие зимние воды. Например, на только что завершившемся взрослом чемпионате мира по лыжным гонкам дебютировала 18-летняя Айша Ракишева, которая двумя неделями раньше показала лучшие среди всех казахстанцев результаты на ЧМ среди молодежи и юниоров. Есть перспективные девушки коренной национальности в скоростном беге на коньках, в прыжках на лыжах с трамплина, в шорт-треке. В женской сборной РК по хоккею, которая, правда, выступает лишь в третьем дивизионе, они составляют уже половину.  

А, например, в шахматах (они не входят в олимпийскую программу, но очень популярны на планете) выросла целая плеяда. На Всемирной шахматной Олимпиаде 2014-го женская сборная Казахстана, за которую выступали Динара Садуакасова, Жансая Абдумалик, Гулисхан Нахбаева, Гульмира Даулетова и Мадина Давлетбаева, заняла высокое 6-е место. В текущем рейтинге FIDE Динара располагается на 13-й строчке, а Жансая – на 21-й. Кстати, в топ-20 входят представительницы лишь семи стран…

Вместо заключения

Роль казахских девушек в отечественном спорте высших достижений будет расти и дальше. Но всегда следует помнить и о заслугах представительниц других национальностей, которые завоевывали для Казахстана медали крупнейших международных соревнований. В частности, неоднократную олимпийскую чемпионку гимнастку Нелли Ким, полного кавалера наград летних Игр легкоатлетку Ольгу Рыпакову, ее тезку и тоже олимпионика Шишигину, обладательницу одной из первых медалей чемпионатов мира в истории суверенного Казахстана (1993 год) стрелка из лука Яну Туниянц, призеров зимних Олимпиад конькобежку Людмилу Прокашеву, биатлонистку Елену Хрусталеву, могулистку Юлию Галышеву… Список можно продолжить…