В наступившем месяце казахстанские любители футбола смогут отметить сразу два 50-летних юбилея, связанных с алма-атинским «Кайратом». Полвека назад, в ноябре 1971-го, он впервые завершил чемпионат СССР в топ-10 высшего дивизиона, а затем завоевал Кубок Международного спортивного союза железнодорожников. Каждое из этих достижений заслуживает отдельного разговора.

Предыстория

В элиту советского футбола «Кайрат» попал в 1960-м. Произошло это благодаря принятому в декабре предыдущего года постановлению президиума Центрального совета спортивных обществ и организаций СССР, согласно которому класс «А», как тогда назывался высший дивизион, был расширен почти вдвое – с 12 до 22-х команд. Причем в административно-волевом порядке, без учета спортивного принципа. Преследовалась цель максимально увеличить представительство союзных республик, что, по замыслу инициаторов, должно было подстегнуть их к развитию футбола, который уже тогда называли «игрой миллионов».

Повышение в классе в тот год, помимо «Кайрата», получили лучшие команды Азербайджана, Армении, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана. Задолго до этого в высшем дивизионе прописались пять московских клубов, два украинских, а также тбилисское «Динамо». Плюс сохранили за собой места несколько футбольных коллективов из российских городов и столицы Молдавии. Впрочем, кишиневская и прибалтийские команды вскоре вернулись в класс «Б».

В течение 1960-х годов «Кайрат» девять раз выступал в элитном дивизионе (один сезон ему пришлось провести во втором). Лучшим его результатом за это время стало 12-е место, которое главная команда нашей республики заняла в 1966-м. Но все же наиболее успешным следует назвать чемпионат 1962-го.

То первенство проводилось в два этапа. На первом «Кайрат» лишь из-за худшей разницы забитых и пропущенных мячей не смог зацепиться за 6-е место в своей группе, которое давало возможность продолжить борьбу в компании сильнейших. Причем попади он туда, то начал бы решающий турнир со 2-й позиции, поскольку почти две трети очков (13 из 20) набрал в матчах с лучшими командами группы – киевским «Динамо», московским ЦСКА, донецким «Шахтером», ленинградским «Зенитом»… А вот в играх с аутсайдерами «Кайрат» понес слишком большие турнирные потери. Как следствие, на втором этапе ему пришлось бороться за «выживание».

В целом за чемпионат он добился положительного баланса: набрал больше пятидесяти процентов очков (32 из 60) и забил больше голов, чем пропустил, – 30 и 27 соответственно. Ни до, ни после алма-атинской команде подобное не удавалось – даже тогда, когда она пробивалась в топ-10. Однако при этом «Кайрат» занял лишь 20-е место, третье с конца, и едва избежал вылета в класс «Б». А, например, его принципиальный соперник ташкентский «Пахтакор» в том сезоне расположился на 6-й строчке итоговой турнирной таблицы – больше никогда узбекский клуб так высоко не поднимался.

Уйти, чтобы вернуться

В конце 1960-х функционеры советского футбола решили сократить количество команд в элитном дивизионе, который тогда назывался уже высшей группой класса «А». Поэтому по итогам чемпионата 1969-го, тоже проводившегося в два этапа, его должны были покинуть сразу четыре клуба. В борьбе за спасительную 16-ю позицию «Кайрат» уступил одно очко тому же «Пахтакору» и был вынужден покинуть класс сильнейших.

Тот чемпионат стал последним для главного бомбардира команды Сергея Квочкина. Свои последние матчи за «Кайрат» сыграл и его капитан Тимур Сегизбаев: да, он попадет в заявку на следующий сезон, но на поле так и не выйдет – хронический радикулит не позволит. Ушел с тренерского поста Чен Ир Сон, которого сменил Александр Севидов. Кстати, совсем недавно, в августе и сентябре нынешнего года, отмечалось 100-летие двух этих специалистов. Первого из них хорошо помнят студенты КазГУ (ныне КазНУ имени аль-Фараби): Андрей Буирович, как его называли, после ухода из «Кайрата» долгие годы вел футбольную секцию в спортклубе университета. А еще он известен тем, что своей работой в КНДР подготовил почву для сенсационного успеха северокорейской сборной на чемпионате мира 1966-го.

Итак, в 1970-м казахстанскому клубу под руководством Севидова предстояло бороться за право вернуться в высшую группу. Главными его соперниками в битве за две путевки стали украинские команды – львовские «Карпаты», которые годом раньше завоевали Кубок СССР (единственный случай в истории советского футбола, когда этот трофей достался представителю второго дивизиона), и днепропетровский «Днепр», ведомый тогда молодым, а впоследствии выдающимся тренером Валерием Лобановским. В итоге «Кайрат» на два очка отстал от «Карпат», но по разнице забитых и пропущенных мячей опередил «Днепр» (обе команды набрали одинаковое количество очков – 61, тогда как занявший четвертое место московский «Локомотив» – лишь 50) и получил право вернуться в высшую группу.

Лучшим бомбардиром нашей команды в том сезоне стал Юрий Севидов, который 19 раз поразил ворота соперников. В первой половине 1960-х он был ведущим нападающим московского «Спартака», много забивал, стал чемпионом СССР, но в 1965-м, находясь за рулем своего автомобиля, сбил человека, который в больнице скончался. Им оказался знаменитый ученый, лауреат Сталинской премии. Севидов получил суровый приговор – десять лет в колонии, из которых он отсидел четыре, и его возвращение в футбол состоялось именно в «Кайрате», где главным тренером был его отец. Впоследствии он стал замечательным футбольным комментатором и экспертом, отличавшимся независимостью суждений и оценок.

Старожилы и новички

В 1971-м «Кайрат» вернулся уже не в высшую группу класса «А», а в высшую лигу – именно так она будет называться отныне и вплоть до распада СССР. Произошли и кадровые изменения. Александр Севидов пошел на повышение – ему доверили киевское «Динамо», один из сильнейших советских клубов, который он в первый же год приведет к чемпионскому званию и которым будет руководить до конца 1973-го, после чего его на этом посту сменит уже упомянутый Лобановский. А Севидов-младший еще на год остался в алма-атинской команде.

Новым главным тренером «Кайрата» был назначен довольно молодой (всего 35 лет) Виктор Корольков, который за три года до этого едва не вывел в высший дивизион вторую казахстанскую команду – карагандинский «Шахтер». В целом костяк состава остался прежним – воспитанники казахстанского футбола Виктор Шведков, Владимир Асылбаев, Александр Жуйков, Валентин Дышленко, Владимир Чеботарев, Виктор Абгольц, бывшие московские спартаковцы Сергей Рожков, Юрий Севидов, Евгений Михайлин, а также Владислав Маркин и Валентин Солдатов.

Ну и, конечно, нельзя не назвать Олега Долматова, который, хотя и приехал в Алма-Ату в 17-летнем возрасте, все же именно здесь вырос в классного игрока. В том 1971-м он станет первым в истории представителем «Кайрата» в национальной сборной СССР, примет участие в отборочных матчах к чемпионату Европы. А еще этот полузащитник по итогам того сезона первым из футболистов казахстанского клуба будет включен в список 33-х лучших футболистов Союза, причем под номером 1 на своей игровой позиции.

Но появились и новобранцы, среди которых особо стоит выделить 21-летнего вратаря Куралбека Ордабаева из Чимкента и 20-летнего центрального защитника Сеильду Байшакова из Джамбула. Несмотря на молодость этих игроков, тренерский штаб оказал им полное доверие: Байшаков сыграл в первенстве СССР того года 29 матчей из 30, а Ордабаев поровну делил со Шведковым место в воротах. По итогам сезона оба они будут включены в символическую сборную лучших дебютантов чемпионата Союза: список состоял из 11 фамилий – по количеству позиций на футбольном поле. Впоследствии Куралбаев станет лучшим в Союзе по отражению пенальти, а Байшаков – вторым после Долматова «кайратовцем», сыгравшим в официальных матчах за национальную сборную СССР.

Надолго закрепился в команде еще один новичок – 20-летний крайний защитник Валерий Круглыхин, воспитанник алма-атинского футбола. А 19-летний полузащитник Фарид Хисамутдинов, к тому времени успевший поиграть за юношескую сборную СССР (в этом смысле он тоже был нашим первопроходцем) и дебютировавший в составе «Кайрата» двумя годами раньше, теперь стал гораздо чаще выходить на поле. По завершении сезона он получил приглашение в московский ЦСКА, где стал игроком «основы» и провел в чемпионате 1972-го 26 матчей, забив в них три мяча, причем два из них в ворота … «Кайрата», один из которых стал для москвичей победным – и произошло это в Алма-Ате. Но после двух армейских лет Фарид вернулся в родной клуб.

Впервые в топ-10

Если прежде алма-атинская команда отличалась неуступчивостью в обороне и мало забивала сама, то в 1971-м она нанесла по воротам соперников 36 результативных ударов, или в среднем по 1,2 за игру. По этому показателю ее превзошли только будущие чемпион и серебряный призер – киевское «Динамо» (41) и «Арарат» (37). Ни в одном другом сезоне, проведенном в высшем дивизионе, «Кайрату» подобное не удавалось – ни до, ни после.

Причем полузащитники забивали не реже, чем нападающие: например, ровно треть всех голевых ударов пришлась на долю двух хавбеков – Долматова (7) и Рожкова (5). Кстати, Долматов поделил с Чеботаревым звание лучшего бомбардира команды. А дважды собственные ворота поразили соперники, причем случилось это в одном матче. Ключевые защитники московского ЦСКА, на тот момент действующего чемпиона страны, и сборной СССР Альберт Шестернев и Юрий Истомин двумя автоголами помогли «Кайрату» выиграть со счетом 2:1.

В поединках с будущими призерами чемпионата наша команда набрала 5 очков из 12 возможных. Она не позволила выиграть у себя киевскому «Динамо» (оба матча завершились нулевыми ничьими), поделила очки с завоевавшим «бронзу» тбилисским «Динамо» (0:1 и 2:1) и только перед «Араратом» не сдюжила – 0:3 и 2:2.

Киевляне под руководством уже знакомого нам Александра Севидова после трехлетнего перерыва вернули себе звание чемпионов СССР. Причем занявших второе место футболистов из Еревана они опередили на 7 очков, что в те времена (тогда за победу давали два очка, а не три, как сейчас) считалось значительным преимуществом. Между командами, расположившимися на 2-6 позициях, были уже небольшие разрывы, а вот ниже образовалось настоящее столпотворение: сразу пять участников чемпионата набрали одинаковое количество очков – по 28. Пришлось считать разницу забитых и пропущенных мячей, и по этому показателю «Кайрат» стал вторым в пятерке и 8-м по итогам первенства.

О высочайшей плотности результатов свидетельствует и такое обстоятельство: эту самую пятерку (места с 7-го по 11-е), включая алма-атинский клуб, от команды, занявшей 15-ю строчку итоговой турнирной таблицы и вынужденной покинуть высшую лигу, отделили всего два очка. Этой командой стал «Пахтакор», чему поспособствовал в том числе и «Кайрат», отобравший у него три очка из четырех. Таким образом, он вернул сопернику из Узбекистана должок двухлетней давности, когда «Пахтакор», выиграв в Алма-Ате, лишил его тех очков, которые были необходимы для сохранения прописки в классе сильнейших.

Свой последний матч в том чемпионате «Кайрат» провел 8 ноября в Москве против «Спартака». Выигрывая после точного удара Долматова, наша команда не смогла удержать не только победу, но и ничью, пропустив второй мяч на самой последней минуте (1:2). Сохрани она хотя бы ничейный счет – заняла бы чистое 7-е место с отставанием в одно очко как раз таки от «Спартака». Впрочем, расстраиваться из-за поражения было некогда: всего через четыре дня, 12 ноября, футболистам «Кайрата» предстоял решающий матч розыгрыша Кубка Международного спортивного союза железнодорожников. Но об этом в другой раз…