Совсем недавно, 6 марта, был дан старт очередному первенству страны по футболу. И в этот же день исполнилось ровно 30 лет решению о проведении первого чемпионата Казахстана, которое подписал Заманбек Нуркадилов: в ту пору он, будучи главой администрации города Алма-Аты, возглавлял на общественных началах Футбольную ассоциацию РК. И сегодня хотелось бы поговорить о том, что предшествовало этому решению, как менялось на протяжении минувших трёх десятилетий национальное первенство.
Постсоветский «развод»
…В начале 1992 года, после окончательного распада Союза, была создана Ассоциация футбольных федераций Содружества независимых государств – АФФ СНГ. Она стала правопреемницей Федерации футбола СССР, председатель которой Вячеслав Колосков (теперь президент Российского футбольного союза) был избран и руководителем нового объединения. Тогда же он предложил проводить открытый чемпионат СНГ. Позже сам Колосков говорил, что считал такой шаг временным, но необходимым, с тем, чтобы безболезненно пережить переходный период (он мог занять два-три года) – до того момента, как новые независимые государства станут самостоятельными членами ФИФА. Было и другое обстоятельство: тремя месяцами раньше сборная Союза, опередив в своей отборочной группе итальянскую и другие команды, завоевала путёвку в финальный турнир Евро-1992 и должна была выступать на нём от имени АФФ СНГ опять же как правопреемницы Федерации футбола СССР.
К тому времени Украина, Армения, Молдова, а ещё раньше Грузия и три балтийские республики уже решили проводить собственные национальные чемпионаты. Оставались Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Плюс к ним решили присоединиться «сепаратистские» Абхазия и Приднестровье. Планировалось, что будет создана одна объединенная лига с включением в неё сильнейших клубов, а все остальные команды примут участие в своих внутренних чемпионатах (по аналогии с зональными турнирами, которые проводились в советское время).
В эту объединенную лигу от Казахстана был включён только алма-атинский «Кайрат», тогда как, например, от Узбекистана – ташкентский «Пахтакор», ферганский «Нефтяник» и наманганский «Новбахор». Дело в том, что её решили сформировать по спортивному принципу, с учётом итогов последнего первенства СССР, а в нём «Кайрат» занял лишь 14-е место, причём не в высшей, а в первой лиге, расположившись в турнирной таблице ниже, чем «Нефтяник» и «Новбахор» («Пахтакор» же и вовсе выступал в элитном дивизионе). А всего в объединенном чемпионате должны были играть 22 команды: от России – 11, включая пять московских, от Узбекистана – 3, от остальных республик – по одной.
Путём жеребьёвки их распределили по двум группам. «Кайрат» попал в одну компанию с московскими ЦСКА и «Торпедо», минским и сухумским «Динамо», «Пахтакором», «Новбахором», а также клубами из Владикавказа, Волгограда, Ростова и Екатеринбурга. Чемпионат должен был стартовать 1 марта. Однако московские команды отказались в нём участвовать. В ответ представители Азербайджана, Казахстана и республик Средней Азии заявили, что раз так, то не будет и Ассоциации футбольных федераций СНГ. А это уже ставило под угрозу участие сборной Содружества в финальном турнире Евро-1992.
Чтобы снять все риски, Колосков (на тот момент, помимо всего прочего, ещё и вице-президент ФИФА) в конце февраля встретился с футбольными функционерами этих республик, посулил им всяческую поддержку и пообещал организовать в конце 1992-го или в начале следующего года турнир чемпионов стран СНГ с хорошими призовыми. Соглашение было достигнуто, каждая из республик решила проводить своё национальное первенство, а в январе 1993-го состоялся обещанный Колосковым розыгрыш Кубка Содружества, который затем проводился ежегодно в течение двадцати лет.
На Евро-1992 в составе сборной СССР играли россияне, украинцы, один грузин и один белорус. За десять дней до начала турнира, 30 мая, Совет безопасности ООН ввёл всеобъемлющие санкции в отношении Югославии, и сборная этой страны была отстранена от участия в чемпионате Европы. Её заменили командой Дании, футболисты которой, прервав свои отпуска, приехали на Евро и, победив в очных поединках французов, голландцев, немцев (золотых медалистов трёх предыдущих первенств), неожиданно для всех стали чемпионами континента.
Сегодня, спустя тридцать лет, мы наблюдаем что-то подобное – масштабные международные санкции в отношении уже России и отстранение её футбольной сборной от участия в решающих матчах отборочного турнира к чемпионату мира 2022-го.
Под крышей бизнес-структур
Первый чемпионат Казахстана стартовал 19 апреля 1992-го матчем в Алма-Ате (изменённое название Алматы город получит в следующем году) между «Кайратом» и «Актюбинцем». К участию в первенстве были допущены все желающие, поэтому команд набралось 25, которые на начальном этапе пришлось распределить по двум группам. Правда, одна из них вскоре снялась с турнира, и заканчивали его 24. Золотые медали завоевали футболисты «Кайрата».
Спустя год в первенстве приняли участие ещё больше клубов – 26. Среди новичков оказался алматинский «Намыс», сформированный исключительно по этническому признаку – все его игроки были казахской национальности (идея принадлежала главному редактору республиканской газеты «Спорт» Несипу Жунисбаеву). На первом этапе они выглядели относительно неплохо, но на втором, когда им пришлось бороться за сохранение прописки в высшем дивизионе, набирали очки крайне редко и заняли в итоге 24-е место. Следующие два сезона «Намыс» провёл в первой лиге, после чего из-за отсутствия финансирования был расформирован.
В первой половине 1990-х клубы не имели больших денег, поэтому в их составах, помимо казахстанцев, были футболисты только из бывших союзных республик (за очень редким исключением). Но потом начали появляться и игроки из других стран. Так, в 1996-м семипалатинский «Елимай», на тот момент сильнейший в отечественном чемпионате, пригласил двух бразильцев. А самым ярким среди «первопроходцев» из дальнего зарубежья можно назвать Нилтона Мендеса, который в 1999-м попал в павлодарский «Иртыш» и через год с большим отрывом от преследователей стал лучшим бомбардиром чемпионата Казахстана.
Вторая половина 1990-х ознаменовалась переходом многих футбольных клубов под крыло крупных бизнес-структур, в том числе иностранных, что нашло отражение в их названиях. В 1997-м карагандинская команда стала именоваться «Шахтер Испат-Кармет», а кызылординская – «Кайсар-Харрикейн»: первую начала спонсировать группа Ispat International Лакшми Миттала
Access Industries),
Футбольный Евро-2021 как немой укор Адильбеку Джаксыбекову и его команде".
Что дальше?
В предыдущие годы бюджет среднего, по меркам казахстанской премьер-лиги, клуба составлял от двух до трёх миллиардов тенге (5-7 миллионов долларов). В сентябре 2020-го президент страны призвал умерить аппетиты, и в начале прошлого года Министерство культуры и спорта предложило установить лимит в 800 миллионов тенге. Правда, позже, в мае 2021-го, поддавшись давлению «футбольного лобби», пересмотрело его в сторону увеличения – 1,2 миллиарда. Начиная с нынешнего сезона, эта норма должна стать обязательной для всех.
Разумеется, речь идёт именно о бюджетном финансировании, тогда как спонсорские средства можно привлекать без ограничений. Но не совсем понятно, распространяется ли данная норма на футбольный клуб «Астана», который через «Фонд поддержки индустрии и туризма» получает средства от ФНБ «Самрук-Казына», то есть квазигосударственной структуры. Думается, все участники чемпионата должны находиться в равных условиях…