В профессиональных шоссейных велогонках, календарь которых чрезвычайно насыщен, миновала половина сезона 2023-го. Да, на сегодня завершился лишь один из трёх гранд-туров, но зато прошло большинство наиболее престижных однодневок, в том числе четыре из пяти «монументальных», много других гонок. И в целом к началу июня велосипедисты и велогруппы разыграли, как минимум, половину очков, начисляемых в зачёт индивидуального, командного и национального рейтингов UCI – Международного союза велосипедистов.

Сплошные разочарования

Пока «Астане» похвастать особо нечем. В её актив болельщики могут записать разве что 5-е место лучшего казахстанского гонщика Алексея Луценко на классической однодневке «Амстел Голд Рэйс» и его же победу на малозначимой мини-многодневке «Джиро Сицилии», а также выигрыш британцем Марком Кэвендишем заключительного (21-го) этапа «Джиро Д,Италия» – этот успех немного скрасил унылое впечатление от выступления нашей велогруппы на первом в нынешнем году трёхнедельном гранд-туре. И сегодня в командном рейтинге UCI по итогам всех прошедших гонок «Астана», набрав 2175 очков, занимает лишь 22-ю позицию.

Это означает, что она не только идёт последней среди 18 команд, имеющих лицензии UCI World Teams (высший эшелон профессионального велоспорта), но и отстаёт от четырёх, входящих в категорию UCI Professional Continental (ниже рангом, обычно с более скромными финансовыми возможностями). К слову, одна из этих трёх – располагающаяся на 15-й строчке Israel Premier Tech, у которой 5061 очко, или почти в два с половиной раза больше, чем у «Астаны». Её титульным спонсором с начала прошлого года является канадская компания Premier Tech. Та самая, что в 2021-м, после нескольких лет партнёрских отношений с казахстанской велогруппой, выступила в роли её совладельца (увеличив свой вклад в финансирование), но потом была вынуждена уйти.  

Если помните, в середине того года её представители, занимавшие ключевые позиции в руководстве команды, которая стала называться Astana Premier Tech, решили отстранить Александра Винокурова от должности генерального менеджера, отвечающего за спортивную часть. Мотивировали они это низкими результатами, которые, на их взгляд, не соответствовали вложенным суммам, – и, по большому счёту, были правы: при сопоставимом бюджете «Астана» за год опустилась с 7-й строчки рейтинга на 13-ю. Но после вмешательства казахстанской стороны в лице Министерства культуры и спорта, а также национальной федерации велоспорта Винокуров остался на своём посту, который занимает по сей день. Как следствие, канадская компания спустя несколько месяцев прекратила сотрудничество с нашей командой и переключилась на израильскую.  

Прошлый год «Астана» закончила 21-й в рейтинге UCI. Тогда она пропустила вперёд себя, помимо прочих, ту же Israel Premier Tech и французскую Total Energies, которым уступает и сегодня. То есть нынешний сезон – уже второй подряд, который «Астана» рискует закончить с меньшим количеством очков, чем у велогрупп, входящих в дивизион рангом ниже. И предпосылок к тому, что её результаты пойдут в рост, сегодня не просматривается. Если иметь в виду, что в шоссейном велоспорте профессиональные команды с чьей-то лёгкой руки привыкли называть велоконюшнями, то впору задаться вопросом: а в коня ли корм?  

Много «балласта»?

Недавно, в середине апреля, Винокуров попытался оправдать неудачи недостаточным финансированием: «Трудно конкурировать на высоком уровне, когда есть команды, бюджет которых в два-три раза выше, чем у вас. Если у вас есть сильный капитан, то вокруг него легче построить команду. Но чтобы иметь лидера, у вас должны быть средства. Мы надеемся, что сможем привлечь второго спонсора, который поддержит нас и позволит выйти на годовой бюджет в размере от 25 до 30 миллионов долларов. Тогда мы сможем конкурировать с более крупными командами: 25 миллионов долларов — это средние средства, доступные команде уровня World Tour, а на данный момент мы и близко не приближаемся к этой цифре».

В 2022-м Фонд поддержки индустрии туризма и спорта Sport Qory (именно в его ведение от ФНБ «Самрук-Казына» было передано финансирование команд, прежде входивших в ППСК «Астана»), как сообщили его представители, выделил велогруппе 4 миллиарда тенге, или примерно 9 миллионов долларов. Информации о том, были ли иные поступления на её содержание (например, от привлечённых спонсоров), нет. Неизвестно и то, сколько она получит от Sport Qory в нынешнем году. Сравнить с бюджетами других обладателей лицензий UCI World Teams нет возможности, поскольку они стараются не распространяться по этому поводу. Тем не менее, судя по некоторым источникам, «Астана» - не самая бедная среди 18 команд высшего эшелона. Поэтому, похоже, причина далеко не только в деньгах.

В её заявке на нынешний год значатся фамилии 30 гонщиков, среди которых почти две трети (19) – иностранные. Но в этом списке практически нет ни одного конкурентоспособного многодневщика (можно назвать разве что Луценко, но он, хотя и довольно универсален, всё же больше склонен к классическим однодневкам). Вот и на недавно завершившемся гранд-туре «Джиро д´Италия» лучший в составе «Астаны» испанец Луис Леон Санчес стал в генеральной классификации лишь 24-м, проиграв победителю целых 48 минут! Явно просматривается и дефицит сильных «горняков», не говоря уже про «раздельщиков».

В текущем сезоне команда, похоже, решила сделать – впервые за всю 17-летнюю историю своего существования – ставку на спринтерские победы, для чего заключила соглашение с Кэвендишем. Да, этот британец – выдающийся финишёр (только на гранд-турах он выиграл более 50 этапов, становился чемпионом мира). Однако ему уже 38 лет, а по мере старения спринтерские качества сохранить куда сложнее, чем стайерские. На «Джиро» Кэвендиш после нескольких безуспешных попыток сумел-таки взять заключительный этап, но оправдывает ли он в целом свой, скорее всего, недешёвый контракт, если учесть, что эта его победа – пока единственная в нынешнем сезоне?   

Словом, состав «Астаны» не может не вызывать вопросов – в целом он хуже, чем у других велогрупп, имеющих сопоставимые бюджеты. Иными словами, её менеждмент оказался неспособен в рамках выделенных ему средств сформировать конкурентоспособную команду. Отсюда и низкие результаты. Сегодня в индивидуальном рейтинге UCI выше всех из «Астаны» стоит Луценко, располагающийся почти в самом конце первой сотни (на 95-й позиции). Кэвендиш идёт 102-м, остальные не попадают даже в топ-200. Судя по всему, среди них много откровенного «балласта».

Напрасные траты

Подавляющее большинство команд с лицензией UCI World Teams (15 из 18) финансируются исключительно частными компаниями, которые стараются таким образом продвигать свои бренды. Под опекой структур, тесно связанных с государством, находятся только три – «Астана», UAE Team Emirates и Bahrain Victorious. То есть, казахстанская плюс две, выступающие под флагами двух богатых стран арабского мира, которые имеют куда более значительные финансовые возможности, чем наша республика: по уровню ВВП на душу населения Эмираты занимают 9-е место в мире, Бахрейн – 26-е, тогда как РК не входит даже в топ-60. А главное – есть ли вообще нашему государству смысл вкладывать миллиарды тенге в содержание профессиональной велогруппы? Этот вопрос, причём небезосновательно, всё чаще задаёт казахстанская общественность.  

Принятое в 2006-м на уровне правительства РК, которое тогда возглавлял Даниал Ахметов (он же на общественных началах руководил национальной федерацией велоспорта), решение создать собственную велокоманду выглядело на тот момент в общем-то оправданным. Ведь в Казахстане были, как минимум, два очень сильных гонщика, способных бороться за высокие места в генеральной классификации гранд-туров, побеждать на других престижных гонках, а при условии работы на них всей велогруппы им было бы легче добиться успехов. И уже через несколько месяцев после зарождения «Астаны» Винокуров выиграл «Вуэльту», а Андрей Кашечкин закончил эту супермногодневку 3-м в общем зачёте. Но летом 2007-го оба были уличены в использовании так называемого кровяного допинга и оказались на два года отлучёнными от гонок.

Тем не менее, наши крупные компании с государственным участием продолжали вкладывать в команду значительные средства, а затем она перешла под крыло ФНБ «Самрук-Казына». Наличие солидного бюджета, одного из самых больших в мировом профессиональном велоспорте, позволяло заключать контракты с сильнейшими гонщиками из Испании, Италии, других стран, и в период с 2008-го по 2016-й они принесли «Астане» семь побед на гранд-турах, массу других титулов. Конечно, многие у нас ворчали, что команда держится, главным образом, на иностранцах, но их громкие успехи, благодаря которым названия нашей страны и её столицы становились более узнаваемыми в мире, в определённой степени нивелировали это недовольство.

Теперь же результаты команды, сами видите, какие. Не оправдались и надежды на то, что молодые казахстанские гонщики, получив в её составе возможность «обкататься», набраться международного опыта, затем будут на равных бороться с соперниками из других стран. Мало того, создаётся впечатление, что, попав в «Астану» без особой конкуренции, только из-за наличия у них бирюзовых паспортов, они теряют спортивную мотивацию. С момента создания «Астаны» у нас вырос, по сути, только один конкурентоспособный «шоссейник» – Луценко.

Если в ближайшее время найдется частный инвестор, который согласится ежегодно вкладывать в «Астану» в полтора-два раза больше, чем Sport Qory (и соответственно потребует передачи ему полномочий по принятию ключевых решений), то, возможно, она вернётся хотя бы в топ-10 высшего дивизиона. В противном случае теряется вообще смысл её финансирования за государственный счёт, поскольку нет результатов, которые бы работали на имидж страны. Лучше уж направить эти миллиарды тенге на что-то полезное, а казахстанские велогонщики пусть из кожи вон лезут, чтобы добиться места под солнцем в иностранных командах, как это делали Винокуров, Кивилёв, Кашечкин прежде, чем стать «звёздами»…