Неделю назад завершилась последняя из трех супермногодневок нынешнего года – испанская «Вуэльта», а, значит, пришло время подвести предварительные итоги сезона. Сезона, который со спортивной точки зрения можно назвать самым неудачным за всю уже 16-летнюю историю существования нашей велогруппы, созданной в 2006-м и именуемой теперь «Astana Qazaqstan Team». Такой вывод подтверждается беспристрастной статистикой.
Последняя в рейтинге
Судите сами: в рейтинге Международного союза велосипедистов (UCI) казахстанская дружина на данный момент занимает 21-е место: мало того, что она идёт последней среди всех 18 команд UCI World Team (другими словами, высшего дивизиона профессионального велоспорта), так она ещё и пропустила вперёд себя три команды более низкого ранга. По состоянию на 15 сентября «Astana Qazaqstan Team» набрала за сезон менее 3500 очков, тогда как возглавляющая рейтинг нидерландская «Jumbo-Visma» – почти в четыре раз больше. Что называется, почувствуйте разницу.
Предпосылки к кризису появились ещё в конце 2020 года. Тогда генеральный спонсор команды – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» – принял решение существенно сократить её финансирование. Следствием этого стало привлечение канадской компании «Premier Tech» в качестве не одного из спонсоров, как было на протяжении четырёх предыдущих лет, а титульного, и в сезон 2021-го велогруппа вступила под названием «Astana - Premier Tech». Причём канадцы принесли с собой не только деньги, но и своё видение менеджмента. В середине сезона команду покинули спортивные директора Дмитрий Седун и Александр Шефер, чуть позже отстранили и генерального директора Александра Винокурова, ради поддержки и при активном участии которого (ещё как гонщика) в своё время и создавалась «Астана».
Это вызвало возмущение и среди её поклонников, и со стороны Казахстанской федерации велосипедного спорта. Через месяц с небольшим было принято решение о прекращении сотрудничества с «Premier Tech», что позволило казахстанской стороне вновь самой определять будущее команды, а Александр Винокуров вернулся к управлению. Как все эти события повлияли на команду, остаётся только догадываться, но вряд ли они прошли безболезненно.
Не добавил оптимизма и уход после прошлогоднего сезона целого ряда сильных спортсменов, среди которых были как крепкие «грегари», так и претенденты на победы в самых престижных гонках. Наибольшей потерей стал один лучших гонщиков мирового пелотона того года россиянин Александр Власов, который показывал очень высокие результаты как на классических однодневках, так и в многодневных гонках. К счастью для «Астаны», у колумбийца Мигеля Анхеля Лопеса возник конфликт в «Movistar», что позволило договориться о его возвращении в казахстанскую команду, где он провел первые шесть лет своей профессиональной карьеры.
В нынешний сезон наша дружина вступила с новым названием «Astana Qazaqstan Team». Появление в нём слова «Казахстан» выглядело логичным шагом, иначе было не совсем понятно, чей имидж продвигает велогруппа (особенно после переименования в 2019 году столицы страны, вследствие чего слово «Астана» в значительной степени потеряло свою актуальность). В прошлом остались притязания на высокие результаты в однодневных гонках. А главный акцент был сделан на три гранд-тура («Джиро д’Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта») и трёх гонщиков: вышеупомянутого Лопеса, ещё одного «блудного сына» – итальянца Винченцо Нибали, в своё время выигравшего три супермногодневки в составе «Астаны», и казахстанца Алексея Луценко. Наш соотечественник, прежде сильный однодневщик, за последние годы вырос в универсала.
Поздно проснулись…
Если не брать в учёт континентальные соревнования (азиатские велогонщики на шоссе, мягко говоря, не очень конкурентоспособны), то единственную более или менее серьезную победу в международных однодневных гонках нынешнего года «Астане» принёс Луценко. В самом начале сезона Алексей, уйдя в сольный отрыв, выиграл «Clásica Jaén Paraiso Interior», которая проводилась впервые в истории. Гонка имела относительно невысокий рейтинг 1.1 (грубо говоря, это третий по рангу уровень), что, впрочем, не помешало ей собрать довольно приличный состав участников.
Чем еще, если не считать гранд-туры (о них поговорим отдельно), может похвастать казахстанская велогруппа? Разве что двумя третьими местами Лопеса в общих зачетах двух испанских многодневок, его же победой на одном из этапов «Тура Альп» и третьим местом Луценко на одном из этапов престижного «Тура Швейцарии». Список весомых достижений этим, можно сказать, и ограничивается. Да, были еще попадания в число призёров на малозначимых однодневках и отдельных этапах многодневок с невысоким рейтингом, но ими в данном контексте можно пренебречь – для оценки итогов сезона они недостаточно релевантны.
В мае стартовала первая из трёх супермногодневок – «Джиро д’Италия». Наверное, именно на ней у «Астаны» был наибольший шанс довезти своего капитана до подиума: её рельеф подходил Супермену (прозвище Лопеса), да и состав участников выглядел не самым выдающимся. Однако уже на 4-м этапе колумбиец вынужден был сойти с гонки из-за травмы бедра, после чего главная ноша легла на плечи 37-летнего Нибали, чьи лучшие годы остались далеко позади. И надо отдать должное ветерану – он смог завершить «Джиро» на престижном четвертом месте. Впрочем, тут нужно отметить два обстоятельства. Во-первых, незадолго до завершения гранд-тура вынужден был сойти с дистанции из-за обнаруженного COVID-19 один из гонщиков, опережавший итальянца в общем зачёте. Во-вторых, от спортсмена, занявшего третье место, Нибали отстал почти на шесть минут (для сравнения: тройка призёров «уместилась» в промежутке в три с половиной минуты), что очень много.
Летом в роли капитана «Астаны» на «Тур де Франс» поехал Алексей Луценко. Лучший на сегодня казахстанский велогонщик смог, как и годом ранее, попасть в итоговый топ-10, заняв на сей раз 9-е место. А после дисквалификации одного из соперников за применение запрещённого препарата переместился на 8-е. Кроме того, на двух «королевских» горных этапах он финишировал 5-м и 6-м. Однако если в прошлом году Луценко проиграл бронзовому призёру в общем зачёте менее пяти с половиной минут, то в нынешнем – более пятнадцати, что, конечно, снижает значимость его попадания в первую десятку.
Ещё во время «Тур де Франс» пришла неприятная новость – Лопес оказался в поле зрения следователей, занимающихся делом доктора Маркоса Мариньо, которого подозревают в незаконном обороте медикаментов и отмывании денег. Менеджменту команды пришлось временно отстранить его от гонок до выяснения всех обстоятельств. Однако колумбиец отделался легким испугом и в итоге довольно быстро смог вернуться к гонкам. Именно он поехал на «Вуэльту» в качестве капитана «Астаны».
Первая неделя гранд-тура для него не сложилась: после 9-го этапа Лопес отставал от лидера – бельгийца Ремко Эвенпула из «Quick-Step» – на приличные 5 минут, занимая невысокое для себя промежуточное 8-е место. Возможно, сыграла свою роль майская травма, помешавшая продолжить участие в «Джиро», возможно, выбило из колеи общение с полицией незадолго до начала гонки, к тому же её рельеф оказался для него не самым подходящим. А вот на второй и третьей неделях Лопес уже больше был похож на самого себя прежнего. И даже равнинную «разделку», которая прежде считалась его «ахиллесовой пятой», он проехал более чем достойно. Кроме того, колумбиец закончил два горных этапа в первой тройке. Как следствие, он поднялся в общем зачёте на 4-ю позицию, повторив результат Нибали на «Джиро». Причём и здесь один из соперников, располагавшихся выше, чем капитан «Астаны», незадолго до финиша гранд-тура был вынужден сойти с гонки.
Но между двумя этими супермногодневками были и существенные различия, связанные с действиями команды. На «Вуэльте» её гонщики наконец-то стали активно бороться за победы на отдельных этапах, чего практически не было ни на «Джиро», ни на «Тур де Франс»: и казахстанцы Вадим Пронский с Алексеем Луценко, и особенно итальянец Самуэле Баттистелла часто «мелькали» в отрывах. А последнему дважды совсем немного не хватило, чтобы выиграть этап. Словом, «Астана» проснулась, но лишь под занавес сезона.
Что дальше?
Наблюдая за ходом гонок нынешнего года, многие в Казахстана, наверное, задавались резонным вопросом: «А зачем вообще нам нужна такая велокоманда?». До «Вуэльты» в большинстве однодневок и многодневок, которые транслировались на широкую аудиторию (преимущественно на телеканале Eurosport), гонщики «Астаны» выглядели статистами: их редко можно было увидеть даже в отрывах, не говоря уже о решающих стадиях самых престижных туров. А ведь именно победы и соответственно попадание логотипов спонсоров (в нашем случае ещё и названия страны, её столицы) в объективы телекамер являются главным мотивирующим фактором для тех, кто вкладывает деньги в содержание велогрупп.
Прежде казахстанская команда успешно справлялась с этой задачей: во многих странах Европы, где велоспорт очень популярен, именно «Astana Pro Team» и Александр Винокуров составляли основную конкуренцию небезызвестному Борату Сагдиеву в качестве «лица» Казахстана. Да и многочисленные победы иностранных капитанов «Астаны» на гранд-турах (за первое десятилетие, с 2006-го по 2016-й, они были одержаны девять раз, и в тот период казахстанская велогруппа считалась сильнейшей в мире), сделали название нашей столицы узнаваемым. Однако потом как отрезало. А после 2018-го, то есть на протяжении четырёх последних сезонов, никому из «Астаны» не удавалось не то что выиграть супермногодневку, но даже попасть в число призёров.
Кроме того, все 16 лет существования команды её болельщики ждут профессионального роста доморощенных велогонщиков. Но эти надежды, если говорить по большому счёту, не оправдываются. До того, как была создана «Астана», в стране выросла целая группа сильных велосипедистов: Александр Винокуров, Андрей Кивилев, Андрей Кашечкин, Дмитрий Фофонов, Максим Иглинский. Они пробивали себе путь в мировую элиту, выступая за профессиональные велогруппы других стран, проходя через жернова жёсткой конкуренции. А за последние годы только Луценко приблизился к их уровню. В чём здесь причина, сказать сложно. Возможно, расслабляющее влияние оказывают «тепличные» условия, возможно, претензии следует предъявлять тренерам детских секций велоспорта, но факт остаётся фактом: в этом плане отдача от «Астаны» пока очень низкая.
В итоге мы имеем крайне неоднозначное отношение к ней со стороны казахстанской общественности. И, если бы не «Вуэльта», то всё могло бы рисоваться в максимально мрачных тонах, а сомнения в целесообразности дальнейшей траты государственных средств на велосипедный проект выглядели бы более чем обоснованными. Но испанская многодневка сохранила надежду на то, что подтянувший «разделку» Лопес сможет в следующем году побороться за подиумы гранд-туров, и это уже заметно увеличит интерес к команде. А если продолжат прогрессировать Пронский и другие наши молодые велогонщики, если в полной мере освоится в мировой элите Луценко, то таких сомнений, возможно, станет несколько меньше. Так или иначе, руководству велогруппы нужно сделать всё от него зависящее, чтобы сезон 2022-го остался в памяти как страшный сон и стал отправной точкой для хотя бы медленного, но все же подъёма.
И, кстати, судя по последним новостям, у людей больше не будет возникать вопросов относительного того, а что вообще рекламирует команда со словом «Астана» в названии…