На начало июля в стране зафиксировано 120 тысяч временно неактивных предприятий и 5,5 тысяч предприятий в процессе ликвидации. Из 408,5 тысячи зарегистрированных юридических лиц 100 действуют 292,9 тысячи, то есть около 30% в настоящее время неактивны. Это связано как с несложившимися бизнес-процессами, так и с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Впрочем, это происходит во многих странах.

Руководство страны знакомо со сложившейся ситуацией. Среди причин, помимо внутренних, - сложная эпидемиологическая ситуация, ограничения работы предприятий определенных направлений, сложности с транспортировкой, снижение спроса как следствие снижения доходов. Ведь только в прошлом году государство было вынуждено выплатить финансовую помощь из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) в размере 476 миллиардов тенге тем 4,6 миллиона человек, кто потерял работу во время пандемии. «Развитие малого и среднего бизнеса является одним из важных факторов обеспечения устойчивости экономики. Для создания максимально благоприятных условий динамичного развития бизнеса ведется большая конструктивная работа. Вместе с тем, пандемия внесла свои коррективы, от ограничений пострадал малый и средний бизнес», — сказал премьер-министр страны Аскар Мамин.

В прошлом году были предприняты ряд антикризисных мер – были предложены налоговые льготы и отсрочки, льготы по выплатам кредитов. Государство предлагало все возможные варианты для сохранения предприятий малого и среднего предпринимательства. Так, 1 сентября 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев в Послании поручил приостановить до конца 2020 года начисление платы за аренду для малого и среднего бизнеса по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигосударственному сектору. Президент поручил обеспечить льготное кредитование оборотного капитала малого и среднего бизнеса на 600 млрд тенге, выделить фермерам 70 миллиардов тенге на весенне-полевые работы под ставку не более 5%, снизить стоимость ГСМ для сельхозпроизводителей до 165 тенге.

На определенный срок субъекты МСБ, наиболее пострадавшие от режима ЧП (сфера общественного питания, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес и туризм) были освобождены от выплаты налогов с фонда оплаты труда. Помимо этого, президент попросил банки не начислять МСБ проценты по кредитам на период ЧП. Банки и микрофинансовые организации предоставили пострадавшим от введения ЧП казахстанцам и бизнесу отсрочку по кредитным выплатам.

В нынешнем году был разработан новый пакет мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Весной, еще до появления дельта-штамма, НПП «Атамекен» опросил более 50 тысяч субъектов предпринимательства.

Как отметил министр национальной экономики Асет Иргалиев, «в рамках актуализированного Комплексного плана по восстановлению экономического роста на 2021 год предусмотрено более 60 мер поддержки по следующим направлениям: снижение нагрузки на бизнес, в том числе ряд налоговых льгот и облегчение налогового администрирования; облегчение доступа предпринимателей к финансированию; доступ к рынкам спроса. Указанное направление включают в себя меры, направленные на облегчение доступа к госзакупкам и к закупкам квазигосударственного сектора, в том числе внедрение механизма поддержки отечественных товаропроизводителей по малозначительным госзакупкам».

В новых экономических условиях разрабатывается новая регуляторная политика, направленная на создание максимально благоприятных и стимулирующих условий для оживления предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала. Правительство стремится войти в 20 лучших стран в рейтинге Doing Business. В июне представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса». Проект предусматривает совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности, естественных монополий, усиление мониторинга за долевым строительством. Предложены поправки по усилению контроля за деятельностью СЕМ и борьбы с завышением цен и тарифов на товары и услуги, оптимизации услуг и переводу регистрации предприятий в электронный формат, обеспечению открытости строительной отрасли, усилению роли мониторинга за долевым строительством, утверждению отраслевых и региональных стандартов развития конкуренции, снижению нагрузки на потребителей услуг электроснабжения, а также размещению отчетов на интернет-ресурсе субъектов естественных монополий, защите миноритарных инвесторов, урегулированию правового статуса жилых домов, обеспечению исполнения контрактов.