Близится к завершению реализация Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы, которая была запущена весной прошлого года как одна из экстренных антикризисных мер для поддержки населения в условиях распространения коронавирусной инфекции. Она стала одной из самых масштабных, дорогих и при этом краткосрочных госпрограмм в стране. Хотя есть все основания полагать, что ее действие будет продлено еще как минимум на год, учитывая, что многие из запланированных проектов еще не доведены до конца, да и социально-экономический кризис, связанный с пандемией, в самом разгаре.

Напомним, что впервые казахстанцы услышали о Дорожной карте занятости в 2011 году – она стала продолжением плана действий правительства по реализации послания Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 6 марта 2009 года, стратегии «Казахстан-2050» и «Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира». За девять лет действия программы меры государственной поддержки получили 770 тысяч граждан, 580 тысяч человек трудоустроено на постоянные рабочие места.

Новая Дорожная карта занятости была утверждена 27 марта 2020 года с целью стабилизации экономической ситуации, на которую негативно повлияли мировая пандемия, вынужденный карантин и падение цен на рынке углеводородов. Ключевыми целями программы определены: обеспечение занятости и недопущение роста уровня безработицы, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов, а также условий для развития инфраструктуры населенных пунктов. На их реализацию была выделена беспрецедентная сумма – 1 триллион тенге.

Изначально программа была рассчитана на год. Однако, выступая на VII Съезде Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и Нацбанку продлить ее действие на 2021 год с учетом недоработок, выявленных в ходе реализации первого этапа. При этом особый упор президент сделал на качественном и эффективном освоении выделяемых сумм в регионах. «Закапывание денег в землю, как это происходило в некоторых случаях, или раздача контрактов «своим» компаниям не должны повториться», - предупредил он.

К слову, это не первое предупреждение от президента в адрес правительства в рамках реализации Дорожной карты занятости. Еще в апреле 2020 года он потребовал тщательно проследить за выделенными на нее бюджетными средствами. «Критически важно, чтобы они не ушли в песок, как это бывало много раз, поэтому правительство и акимы обязаны привлекать казахстанские кадры, отечественные строительные компании и производителей строительных материалов», - сказал он.

Что касается полученных результатов, то, по последним данным Министерства труда и социальной защиты РК, за неполные два года всего было создано 8,3 тысячи рабочих мест со средней заработной платой более 92 тысячи тенге. Тогда как изначально планировалось создать за этот период по всем направлениям программы порядка 42,5 тысяч рабочих мест, из которых более 28,8 тысяч будут постоянными.

- В ряде регионов по итогам программы планируется создание мизерного количества постоянных рабочих мест. Следует обеспечить баланс между двумя видами занятости. Временное трудоустройство в условиях кризиса, конечно, важно, но следует подумать о перспективах более широкой и качественной занятости. Одним из условий Дорожной карты является закуп товаров, работ и услуг у отечественных производителей в объеме не менее 90 процентов. Необходимо отметить, что по базовым материалам отечественное производство покрывает потребность внутреннего рынка. Это такие товары как цемент, товарный бетон, гипс, строительные растворы, гипсокартон. У нас действуют 12 цементных, 27 кирпичных заводов, три производителя арматуры, пять производителей красок, десять производителей сухих строительных смесей, один завод керамических изделий. В каждом регионе имеются производители товарного бетона и изделий из бетона, - подчеркнул глава государства.

Впрочем, по мнению специалистов, оценивать эффективность госпрограммы несколько рановато, поскольку большинство запланированных в ее рамках проектов либо находятся на страте, либо в стадии реализации. Как сообщили в Министерстве, на текущий момент в рамках Дорожной карты занятости продолжаются строительные работы на 228 инфраструктурных проектах, 13 - все еще на первоначальном этапе. Среди уже завершенных – один проект в городе Нур-Султан и два в Костанайской области, на которых было создано 103 и 125 (в общем 228) постоянных рабочих мест.

Речь в основном идет об инфраструктурных проектах по таким видам работ и объектов, как:

- капитальный и текущий ремонт, реконструкция и строительство социально-культурных объектов – объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха, оказания услуг населению (для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением);

- капитальный, средний и текущий ремонты, реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, систем газо, тепло-, электроснабжения, многоквартирных жилых домов);

- капитальный, средний и текущий ремонты, реконструкция, строительство инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, тротуары, плотины, дамбы и мосты, каналы, водохозяйственные объекты и сооружения);

- благоустройство населенных пунктов (благоустройство дворов, освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок).

Кроме того, программа нацелена на повышение доступности финансирования для малого и среднего бизнеса и развитие агропромышленного комплекса. В этих направлениях к настоящему времени было выдано 170 микрокредитов на общую сумму более 1 млрд тенге и утвержден перечень из 40 инвестиционных проектов на общую сумму 100 млрд тенге.

Стоит также отметить, что за программой ведется усиленный многоуровневый контроль. Он осуществляются на местном уровне под председательством акимов областей (городов республиканского значения, столицы) с привлечением депутатов маслихатов и представителей общественных объединений. Координацией этой работы в свою очередь занимается Межведомственная комиссия по вопросам занятости населения при правительстве Республики Казахстан, которая плюс готовит отчеты о ходе реализации Дорожной карты и разрабатывает предложения по корректировке и перераспределению выделенных на нее средств в рамках утвержденных общих лимитов. По данным Министерства труда и соцзащиты, за время реализации программы всего в регионах были организованы 349 мониторинговых проверок.

 

Справка: Казахстанцы, ищущие работу, могут участвовать в реализации инфраструктурных проектов в рамках Дорожной карты путем обращения в центры занятости населения. Они осуществляют подбор специалистов необходимой квалификации из числа зарегистрированных в органах занятости в качестве лиц, ищущих работу, безработных, а также высвобождаемых лиц, лиц, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, студентов, включая лиц с временной регистрацией, и направляют работодателю-подрядчику, реализующему инфраструктурный проект.

При трудоустройстве на инфраструктурные проекты через центры занятости приоритет отдается безработной молодежи, молодежи категории NEET, а также студентам в работах, не причиняющих вреда здоровью и не нарушающих процесса обучения. В случае необходимости эти центры обеспечивают переподготовку кадров по заявкам работодателя-подрядчика/субподрядчика для выполнения соответствующих работ с гарантией трудоустройства на инфраструктурный проект.

Размер заработной платы трудоустроенных по направлениям центров занятости устанавливается на уровне не менее двух минимальных размеров заработной платы (83 тысяч тенге) с учетом налогов, социальных платежей и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам.