Тема выхода из ЕАЭС давно муссируется в политических и экспертных кругах Казахстана, а в свете последних геополитических событий стала чуть ли не самой обсуждаемой в нашей стране. При этом мало кто способен адекватно оценить, какие потери мы можем понести в случае такого решения и что нужно предпринять уже сейчас, чтобы завтра Казахстан стал экономически менее зависимым и более устойчивым к внешним угрозам. С этими вопросами мы обратились к экономисту Айман Турсынкан.

Один семерых не ждет

- С какими результатами ЕАЭС подошел к 2022 году? Кто выиграл, а кто проиграл от участия в нем?

- Казахстан подписал договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве в феврале 1999 года вместе с Россией, Киргизией, Беларусью и Таджикистаном. В январе 2015-го на его базе был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), странами-членами которого стали Россия и Казахстан (с 1 июля 2010-го), Беларусь (с 6 июля 2010-го), Армения (со 2 января 2015-го) и Киргизия (с 12 августа 2015-го). Статус наблюдателя получил Узбекистан (в декабре 2020-го), а так называемых кандидатов на членство – Сирия (в 2013-м) и Тунис (в 2015-м). Спросите, что стало с Таджикистаном? Он так и не вступил в ЕАЭС по причине угрозы замыкания обмена технологиями, торговли и социально-экономического развития внутри уже исчерпавшего себя исторически «железного занавеса» советского пространства. Такой же позиции придерживаются многие другие постсоветские страны, которых приглашают к нему присоединиться. Действующие же члены все чаще заявляют о неравноправии в данной организации.

Вообще, попытка реставрировать СССР с центром в Москве была начата еще в далеком 1995 году. Тогда эта инициатива была понятна – впереди ждал мультинациональный глобальный рынок, незнакомый и весьма конкурентный, а все рычаги во внешней торговле были в руках столицы России. Однако сегодня, когда по факту даже для действующих стран-участниц ЕАЭС объем взаимной торговли друг с другом (72,6 млрд. долларов США в 2021 году) составляет лишь 11% от общего объема внешней торговли, все более логичным становится вопрос о смысле его существования.

В целом нужно отметить, что замыкание во взаимной торговле привело к общему сокращению внешнеторгового оборота всех стран-участниц на 6,1% по итогам 2021 года относительно показателей 2011 года (до вхождения в объединение). Причем больше всех пострадал Казахстан, внешнеторговый оборот которого за 11 лет участия в ЕАЭС снизился на 19,5%, в том числе 31,5% составило сокращение объемов экспорта, импорт же вырос на 8%, торговое сальдо с 39,7% упало до 18,9%, или практически вдвое. По сути, все эти годы мы наблюдали за тем, как некогда динамично развивающаяся страна с богатейшими ресурсами и уверенно идущая в число 30 наиболее развитых государств, проваливалась в закрытую сырьевую деградировавшую экономику с неконтролируемым бегством капитала. Впрочем, эта участь постигла и некоторых других участников данного торгово-экономического союза.

В то же время для России, идеолога и центра принятия решений ЕАЭС, потери составили за период членства лишь -4,6% внешнеторгового оборота, сокращение ее экспорта произошло на 4,9%, а импорта на 4,1%, тогда как торговое сальдо осталось почти неизменным на уровне 25%. Для Киргизии внешняя торговля выросла на 15,9%, торговое сальдо упало с -36,6% до -54,1%, импорт увеличился на 30,7%, а экспорт снизился на 16%. Для Беларуси внешнеторговый оборот сократился на 6,3%, отрицательное торговое сальдо с -5% до -2,3%, экспорт снизился на 3,7%, импорт на 8,7%. Выиграла в этом союзе разве что Армения, внешнеторговый оборот которой вырос на 54,3%, экспорт - на 128,9%, импорт - на 30,4%, а отрицательное торговое сальдо с -51,4% сократилось до -27,9%. Но согласитесь, вряд ли ЕАЭС создавался только ради помощи одному удачливому участнику.

Ожидания и реальность

- Предлагаю на основе детального анализа того, как Казахстан торговал внутри ЕАЭС и конкретно с Россией, взвесить все «за» и «против» торгово-экономической интеграции. Наверняка на его слабые позиции в данном объединении повлияли и наши внутренние проблемы. Какие именно?

- Для Казахстана, который к 2010 году уже вышел на мировые рынки с уверенными позициями экспортера не только сырья, но и переработанной продукции и средств производства, вступление в Таможенный союз, а затем в ЕАЭС не открыло обещанный рынок с населением в 130 млн. человек. Наоборот, он столкнулся с прямой конкуренцией  на рынках нефти, газа, металлов и продовольствия.

Разумеется, неравноправность в союзе прогнозировалась еще до вступления в него Казахстана. Уже тогда были известны все риски для массового предпринимательства, однако условия ведения бизнеса для стран, становившихся единым рынком, гармонизированы не были. К слову, до вступления в организацию портрет казахстанского экспортера (в 2010-11 годах наша команда активно сотрудничала по продвижению экспорта с KAZNEX INVEST) представлял собой переработчика из МСБ, торговыми барьерами для которого на всех рынках были пошлины, стоимость транспортировки, косвенные налоги и сертификация. Сегодня же экспортеры в основном торгуют сырьем. 

В России исторически с советских времен были сконцентрированы основные мощности высокого передела. А Казахстан при всей промышленной развитости являлся в единой советской плановой системе звеном не последнего, а первого передела с ограничением возможностей по производству полуфабрикатов. Очевидно, что от создания ЕАЭС больше всех выигрывала именно российская промышленность, получившая возможность восстановить межхозяйственные связи на выгодных для конечного российского переработчика условиях.

Стоит также отметить, что сокращение положительного сальдо с 2010 года во внешней торговле Казахстана привело к постоянному давлению на тенге. Вкупе с проблемами олигархической и квазигосударственной концентрации рынка внутри страны центробежность капитала оказалась нормой, более 20% от размера экономики ежегодно стало вывозиться из страны. Денежно-кредитная политика РК была подчинена исключительно интересам узких групп финансовой коррупции, перестала быть проводником инвестиций в производство.

Реальный сектор отечественной экономики стагнировал и терял позиции на едином рынке под дружным давлением внешних и внутренних факторов. Во-первых, разрушение внутренней базы технологического прогресса - науки и образования. Во-вторых, полный провал программы увеличения местного содержания в базовых секторах – горно-металлургическом и нефтегазовом. В-третьих, высокая конкуренция со стороны вполне здорового российского МСБ, обеспеченного дешевыми кредитами и торговыми коридорами. В-четвертых, неравные условия доступа к внешним рынкам через территорию РФ с взиманием ею высоких транзитных ставок на экспортные грузы РК. В-пятых, спекулятивная стоимость заемных средств и отсутствие инвестиционного финансирования бизнеса. В-шестых, несправедливая налоговая нагрузка на переработчиков при дотируемых сырьевых секторах. В-седьмых, отсутствие заградительных экспортных пошлин для безудержного экспорта сырья. И, в-восьмых, отсутствие отдачи от участия в едином рынке – сборы пошлин и косвенных налогов на внешнюю торговлю в границах ЕАЭС на 80% аккумулировались в РФ за счет используемых коридоров логистики северного направления для РК.

В совокупности эти факторы обеспечили следующие закономерные последствия, результаты которых мы видим сегодня в ценниках на полках магазинов и в зияющей пустоте в собственных карманах. Во-первых, исключительно сырьевую упрощенную модель экономики с закрытием крупных перерабатывающих производств – от тяжелого машиностроения до текстиля и пищевой индустрии. Во-вторых, драматическое отсутствие продовольственной безопасности страны, обладающей самым большим в мире потенциалом по наращиванию агропромышленного производства. В-третьих, необратимую девальвацию национальной валюты и неадекватную привязку к российскому рублю. В-четвертых, накопление ненефтяного дефицита бюджета страны, сегодня полностью превышающего совокупные активы Нацфонда и ЕНПФ. В-пятых, преддефолтное состояние платежного баланса страны.

Третьего не дано

- С какими новыми угрозами может столкнуться Казахстан на фоне военной операции России в Украине?

- Над нами нависли три серьезные угрозы: санкции для всех участников ЕАЭС по денацификации РФ; бегство российского бизнеса в Казахстан с окончательным освоением нашего внутреннего рынка; отлучение от международной науки, технологий, торговли и «железный занавес». Мы стоим перед историческим выбором дальнейшего пути, не имеющего ничего общего с национализмом или пантюркизмом. И тут я вижу только два сценария. Первый, диктаторский, с целью удержания власти и капиталов «элит» любой ценой - стать подушкой безопасности от санкций для России и тонуть в одной лодке за «железным занавесом» ЕАЭС. Второй, прагматичный, во благо народа Казахстана - выработать собственную независимую международную позицию с восстановлением понесенных потерь.

Оба сценария вполне реальные. Повторюсь, в первом случае, несомненно, выиграют власть имущие, которые сохранят привилегии и все ресурсы нашей страны в своей собственности, а народ продолжит бессловесно-податливое существование в нищете, невежестве, без прав и свобод. Во втором, наоборот, «элиты» потеряют и доступ к ресурсам, и накопленный финансовый капитал, тогда как народ получит равные права и свободы, возможность самостоятельно выбирать путь развития и восстановить свое благосостояние. Да, когда у страны мало своих ресурсов и высокая дотационная зависимость от внешних партнеров, выбор невелик – идешь туда, куда поведет кормящий. Однако Казахстан является сильным независимым государством с таким ресурсным обеспечением на душу населения, какого нет ни в одной другой стране мира.  

Но вернемся к цифрам и анализу для принятия решения. В структуре общего внешнего товарооборота стран-участниц вклады и их ориентация внутрь в ЕАЭС или вовне в торговлю с другими странами – разные. Самую высокую зависимость от импорта из России демонстрирует Беларусь - 55,74%, на втором месте Казахстан с долей 38,83%, на Киргизию приходится лишь 4,26% экспорта из РФ, а на Армению  - 1,17%. При этом Россия экспортирует в страны ЕАЭС товаров на сумму 44,665 млрд. долларов, а импортирует лишь на 24,413 млрд. долларов. О какой открытости российского рынка для стран-участниц может идти речь в данных условиях?

Интересно, что для самой России, стремительно сокращающей объемы экспорта в целом, торговля с ЕАЭС достигла 9,1% всего совокупного экспорта страны. Полагаю, текущая ситуация с отключением российской финансовой системы от SWIFT приведет к радикальному перенаправлению всех товаров из РФ внутрь ЕАЭС, а также в воздержавшиеся от санкций Китай и некоторые страны Африки. Это спровоцирует давление на торговлю Казахстана и России исключительно в российских рублях, многократно увеличит объемы импорта оттуда к нам и окончательно уничтожит весь отечественный бизнес, как это уже произошло в Киргизии, чье отрицательное торговое сальдо с РФ десятикратное.

- Может ли Казахстан при выборе курса на независимость отказаться от российских товаров или минимизировать объемы импорта из РФ?

- Несомненно, может. Однако для нас Россия является важнейшим торговым партнером, соответственно меры не должны быть направлены на прекращение торгово-экономических связей. Международное сообщество должно понимать бессмысленность исключения из мировой торговли Казахстана вслед за Россией. Наша страна может быть открытой для всех партнеров и обеспечить в соответствии с принятой 2 марта резолюцией ООН «Агрессия против Украины» должное дипломатическое, торгово-экономическое воздействие на РФ.

Угрозы для нашей страны очевидны, но она последовательно добивается минимизации рисков. Так, несмотря на Договор 1992 года «О дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи», при содействии казахстанской дипломатии в 2015 году Россия сократила арендуемую территорию под испытательные полигоны в РК на 1,6 млн. гектаров. В рамках двусторонних соглашений она арендовала находящиеся на нашей территории семь крупных военных объектов общей площадью более 11 млн. гектаров (не будем перечислять – они общеизвестны). Причем условия для Казахстана убыточные – Россия платит за каждый арендованный гектар земли лишь 2,53 доллара, а в сумме 27,83 млн. долларов в год.

Не потеряешь – не найдешь

- Что потеряет Казахстан при сокращении импорта из России?

- На данный момент совокупный импорт из России составляет 17,326 млрд. долларов, или 42,1% всего импорта. Основными товарами в структуре казахстанского импорта являются: оборудование (15,8%), бензин и другие продукты нефтепереработки (8,6%), сплавы черных металлов и изделия из них (6,7%), автотранспорт (6,7%), электрическое оборудование (6%), готовые металлические изделия (5,3%), обогащенная руда (3%), пластмассы (4,5%), драгметаллы и камни (2,8%), древесина (2,1%), каучук и резина (2,1%), бумажно-картонажная продукция (2%), алюминий (1,6%), готовая молочная продукция (1,6%), химия (1,5%), локомотивы (1,5%), табак (1,5%), мыло и бытовая химия (1,5%), переработанные плодоовощные продукты и разная снедь (2,6%), сахар и кондитерские изделия (1,3%), прочие потребительские товары (1,3%). Что из этого перечня неспособен производить Казахстан? Где здесь незаменимая высокотехнологичная продукция, кроме реэкспорта по оборудованию и автотранспорту?

Считаю, ввод в действие заградительной пошлины и одновременное включение мобилизационного экономического плана для Казахстана обеспечат качественную трансформацию нашей промышленности от сырьевого придатка ЕАЭС в самостоятельную перерабатывающую независимую экономику. Посмотрите на качественный сравнительный анализ по основным группам экспорта и импорта между нашими странами. Мы продаем руду по цене шлака, а покупаем обратно либо обогащенную, либо уже готовые металлы. Продаем металлопрокат, а взамен из наших же металлов получаем не высокотехнологические металлические изделия. Продаем зерно с поля, а покупаем хлебобулочные замороженные изделия и макароны.

Хочу обратить внимание на то, что в любом оборудовании, приобретаемом в РФ, основные элементы управления и контроля поставляются извне, к примеру, Siemens. Возникает вопрос: сколько времени уйдет у России на то, чтобы предложить своим оставшимся партнерам те же товары, сопоставимые по качеству с мировыми аналогами, после введения санкций в отношении высокотехнологичного экспорта в РФ? Десятки лет! Именно поэтому через коррупционную схему утиль-сборов и заградительных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и техники в страны ЕАЭС Россия защищала исключительно свой и белорусский автопром.

- Наибольшей угрозой для нас является срыв поставок солярки, бензина из РФ. Как с этим быть?

- Ежемесячное потребление только бензина марки АИ составляет в Казахстане до 300 тысяч тонн в месяц или 3,6 млн. тонн в год, а дизтоплива - 380 тысяч тонн в месяц, или 4,6 млн. тонн в год. Объем переработки нефти внутри нашей страны в 2021 году составил 17,1 млн. тонн (для сравнения: в 2017-м было переработано лишь 14,9 млн. тонн), объем производства основных нефтепродуктов (бензины всех марок, дизельное топливо, авиакеросин и мазут) – 13,1 млн. тонн. И это при том, что прошлогодний объем добычи нефти - 85,7 млн. тонн. То есть переработка внутри Казахстана уже достигла 20%.

Важно еще отметить, что суммарная мощность трех действующих у нас НПЗ позволяет перерабатывать 16,6 млн. тонн нефти ежегодно. Вся продукция модернизированных заводов соответствует экологическим классам К4 и К5 (аналоги Евро-4 и Евро-5). Кроме того, в стране действуют не на полную загруженность мощностей 24 мини-НПЗ, которые производят по казахстанским технологиям толлинга все виды светлых и темных нефтепродуктов, кроме авиационного керосина. Их суммарная мощность равна еще одному крупному НПЗ.

То есть, потенциал уже эксплуатируемых предприятий по переработке нефти внутри страны составляет 22 млн. тонн в год, или 25% от объема добычи. Трудности с экспортом сырой нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в котором основную долю имеют российские нефтяные компании, приведут к необходимости наращивания переработки нефти на своей территории и экспорта готовых нефтепродуктов с уже добавленной стоимостью вне КТК. Такими направлениями могут быть: на восток - Китай, на юг - через страны Центральной Азии до порта Гвадар (Пакистан) с началом коридора на Хоргосе, на запад - от порта Актау до Баку через Азербайджан и Грузию к Черному морю.

Добавлю касательно обогащения руды, производства металлов и сплавов, готовых изделий из них, машиностроения - это насущная необходимость вне зависимости от событий вокруг санкций к России...

Возможный ответ Москвы

- Давайте чисто гипотетически представим, что Казахстан все же решится на такой шаг (что, конечно, маловероятно). Какой вам видится реакция России?

- При приостановлении членства в ЕАЭС и временном переходе на общеустановленные в рамках ВТО ввозные пошлины с учетом казахстанской ставки НДС в 12% российские товары могут стать дороже на 17-22%. Хотя Казахстан вправе по своему усмотрению обнулить ввозную пошлину на социально значимые продовольственные и некоторые стратегические товары. В целом же доход бюджета при текущем объеме импорта в 17,326 млрд. долларов может составить почти 3 млрд. долларов в год.

Москва может наложить ответные пошлины на товары из РК в РФ (как она постоянно в одностороннем порядке и делает без учета договора о ЕАЭС). Сколько Казахстан потеряет в случае ограничения экспорта в Россию? За 2021 год мы отправили туда товаров на 5,9 млрд. долларов. В структуре экспорта основными из них были руды (28%), черные металлы (26,34%), химия (9,49%), сырая нефть и частично переработанные нефтепродукты (9,49%), прокат из черных металлов (2,54%) и все прочее, включая некоторые продовольственные товары. При переработке внутри Казахстана всех этих, по сути, сырьевых видов экспортной продукции наши предприятия могут нарастить мощности и добавленную стоимость, что позволит торговать продукцией на не конкурирующих рынках по более высокой цене.

В заключение хочу призвать бизнес не впадать в панику, толкая страну на необдуманные действия, а консолидироваться для выработки единой позиции с гражданами. Кстати, большинство предприятий МСБ, напротив, видит хорошую возможность восстановления объемов производства, открытие новых рабочих мест, выход самостоятельно без транзита через Россию на целевые выгодные экспортные рынки. Опять же автомашины,  сельхозтехника и оборудование станут реально дешевле без искусственной защиты российского автопрома. Но для этого нам необходим тотальный промышленный, научно-технический и финансовый аудит всех ресурсов и средств производства в Казахстане с целью выработки новой научно-технической доктрины уже без привязки к сугубо российской науке, программы мобилизации экономики глубокой переработки, экспортной торгово-логистической стратегии.