Сокращение дефицита водных ресурсов и повышение уровня обеспечения населения качественной питьевой водой являются одними из стратегических задач Казахстана. Для их решения государством на систематической основе реализуются специально разработанные программы. Они довольно затратные для бюджета, но если судить по уже достигнутым результатам, наша страна, благодаря комплексному подходу к вопросу, справляется с ситуацией на «отлично».
Языком цифр
Довольно часто, анализируя отечественное информационное пространство, приходится сталкиваться с мнением о том, что Казахстан проиграл битву в водном вопросе. Некоторыми авторами, не утруждающими себя обращением к языку цифр, формируется ложное мнение, что многочисленные государственные программы, направленные на обеспечение населения качественной питьевой водой, оказались не столь эффективны, как рассчитывалось изначально, а значит, выделенные на их реализацию бюджеты поглотил водоворот напрасных ожиданий. На самом деле такие «мнения» настолько оторваны от действительности, что не имеют с ней ничего общего. Об этом красноречиво свидетельствует статистика. А она такова: казахстанские города на 98 процентов обеспечены питьевой водой. Несколько иная ситуация, конечно же, на селе, поскольку многие населенные пункты, особенно, в глубинке, никогда не имели соответствующей инфраструктуры. Но, тем не менее, говорить о каком-либо бездействии со стороны государства в этом вопросе не приходится. Цифра в 91,8 процента говорит сама за себя. Именно столько сел и поселков в стране имеют доступ к водоснабжению.
Если сравнивать с цифры с предыдущем годом, то по итогам 2020-го, в Казахстане общий уровень обеспеченности населения питьевой водой в городах составлял 97,5 процента, на селе - 87,7 процента. Разница, что говорится, налицо.
Но идем дальше. Самой настоящей кладезью информации в вопросах обеспеченности казахстанцев питьевой водой является запущенный Управлением водоснабжения и водоотведения Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК сервис https://auylsu.kz/. Здесь в режиме реального времени можно ознакомиться с актуальными данными по республике в целом, по каждой области, району и сельскому населенному пункту в отдельности.
По последним данным, доступа к услугам централизованного водоснабжения в стране не имеют 1644 села. Из них 677 крупных и средних населенных пунктов, в которых проживают свыше 200 человек, а 975 с числом населения менее 200 человек. Даже если сравнивать эти цифры с теми, что были характерны для предыдущего временного отрезка, который приходится на конец 2020 – начало 2021 года, то прогресс очевиден. На тот момент в Казахстане насчитывалось 1926 сел, жители которых не имели доступа к питьевой воде. То есть в течение полутора лет число сельских населенных пунктов, не обеспеченных водой сократилось почти на 300 сел! Что это, если не результат? Причем, как показывают данные из других источников, - прямого действия.
В 2020 году на реализацию 304 проектов, направленных на обеспечение доступа населения к питьевой воде, было выделено 113 миллиардов тенге. В 2021 году расходы были только увеличены, и достигли 125 миллиардов тенге.
Если сравнивать сегодняшние результаты с данными десятилетней давности, то трудно поспорить с тем, что государством за минувшие годы была проделана поистине титаническая работа. Например, по итогам 2009 года по Казахстану в целом обеспеченность населения централизованной водопроводной водой составляла всего 75,2 процента. В 2016 году этот показатель составлял порядка 85 процентов. На сегодняшний день – 92,6 процента. Как говорится, почувствуйте разницу.
На финишной прямой
Не стоит забывать, что в нашем регионе проблемы с обеспечением населения питьевой водой в необходимом объеме и гарантированного качества имеют естественные причины, связанные, в первую очередь, с неравномерностью распределения по территории страны источников питьевой воды. Вместе с тем, созданный за последние годы задел достаточно уверенно позволяет смотреть в будущее. Не зря же в планах правительства уже к 2025 году довести обеспечение казахстанцев питьевой водой до уровня в 100 процентов.
Большинство регионов уже на подходе к финишной прямой. Некоторым областям все же предстоит «подтянуться». Так например, наименьший процент обеспеченности питьевой водой в настоящее время наблюдается в Костанайской (64,7 процента), Восточно-Казахстанской (81,4 процента), Северо-Казахстанской (82,1 процента) и Жамбылской (82,2 процента) областях. Ожидается, что серия запланированных на этот год мероприятий в этих регионах существенно улучшить их положение с водоснабжением и, как минимум, позволит достичь показателей среднереспубликанского уровня. При этом, как отмечают в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, регионам с низкими показателями обеспеченности бюджетные средства выделяются на приоритетной основе. Также в первую очередь в сельских населенных пунктах финансируются проекты, связанные с обеспечением населения водой, включенные в спецпроект «Ауыл – Ел бесігі» и в комплексные планы развития регионов.
Что касается остальных регионов, которые уже добились показательных результатов, то работа в них по улучшению ситуации также не прекращается. В качестве примера можно привести факт пристального внимания, которое сегодня уделяется правительством к ситуации с водоснабжением города Жезказгана, на которую еще в прошлом году обратил внимание президент Республики Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Как недавно в ответ на депутатский запрос мажилисменам рассказал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, для улучшения водоснабжения города планируется реализовать четыре проекта. Это реконструкция насосной станции Уйтас-Айдосского водозабора со строительством водовода, реконструкция существующих скважин, а также перебуривание недействующих на сборных коллекторах Айдосского и Уйтасского месторождений, а также строительство водозабора Кожамсеитского месторождения. В данный момент они проходят стадию разработки проектно-сметной документации. Ожидания с реализацией этих проектов очень большие. В частности, как сообщает глава правительства, только реконструкция Уйтас-Айдосского водовода приведет к тому, что объем поступления питьевой воды из Уйтас-Айдосского месторождения подземных вод увеличится с 30 до 70 процентов, что естественным образом значительно повлияет на улучшение качества подаваемой жезказганцам питьевой воды.
Или вот другой пример. Ни для кого не секрет, что в зоне особого риска в вопросах обеспеченности питьевой водой находятся жители Мангистауской области, для которой единственный путь максимально предоставить потребителям услугу водоснабжения связана с необходимостью опреснения морской воды. Это – серьезная задача, с которой МАЭК, как известно, давно уже не справляется. Но государство держит руку на пульсе. Уже в самое ближайшее время в регионе появятся 9 опреснительных заводов. Их совокупная стоимость составит порядка 250 миллиардов тенге. Кроме того, уже на этапе реализации проект по расширению мощности опреснительного завода «Каспий» в городе Актау до 40 тысяч кубометров в сутки, а также строительство опреснительных заводов на месторождении «Каражанбас» и в местности Кендерли. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, в результате этих мер повыситься обеспеченность питьевой водой для населения, проживающего в районах Каракия, Бейнеу, Мангистау и в городе Жанаозен.
Конечно же, в данный момент и в краткосрочной перспективе пристальное внимание будет уделяться селам, не имеющим центрального водоснабжения. На сегодня таковых 403 населенных пункта. В них установлены комплексные блок-модули. В самое ближайшее время планируется существенно сократить их число. По крайней мере, правительство намерено подвести сети к еще 148 селам. На период до 2024 года из республиканского бюджета на эти цели будет выделено 181 миллиардов тенге. Что же касается малочисленных сел, то тут стратегия государства в первую очередь направлена на установку в таких населенных пунктах локальных систем очистки воды.
В этом году серьезную активность государство намерено проявить по направлению проведения поиско-разведочных работ, которые, судя по официальным данным, будут проведены в более чем 250 населенных пунктах, где планируется как проведение центрального водоснабжения, так и установка комплексных блок-модулей.
Впрочем, первоочередными мерами, принимаемыми государством, решение проблемы с доступом к водоснабжению не ограничивается. Государство подходит к решению водного вопроса комплексно. В частности, серьезный упор сегодня делается на автоматизацию производственных процессов систем водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений, на совершенствование тарифной политики, с учетом необходимости инвестиционных затрат, а также на повсеместной установке приборов учета. Ориентир делается на положительный опыт Шымкента и Нур-Султана, где, по официальным данным, за счет автоматизации производственных процессов и установки приборов учета сэкономлены значительные средства потребителей, снижены расход воды и затраты на обслуживание.