Казахстанские регионы кардинально меняют свое лицо. Периферия постепенно превращается в новые точки роста. Конкурентоспособная экономика, высокий уровень социальной защиты, развитая инфраструктура – таков образ её ближайшего будущего, активно культивируемый и поддерживаемый государством. С принятием в прошлом году Национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» прежние подходы к развитию территорий были систематизированы и актуализированы.
Инфраструктурная революция
В частности, добавлены новые инструменты, призванные способствовать более успешному решению целого комплекса задач, начиная с обеспечения доступа населения к базовым услугам и заканчивая повышением транспортного потенциала страны. Как ожидается, к 2025 году реализация проекта приведет к повышению уровня урбанизации, численности населения в агломерациях, привлечет в село квалифицированных специалистов, существенно увеличит уровень занятости, а за счет масштабного жилищного строительства и модернизации инфраструктуры создаст в каждом регионе комфортную среду для проживания.
Буквально на днях ход реализации проекта был рассмотрен на заседании правительства под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. Несмотря на то, что в силу объективных причин не все целевые индикаторы были достигнуты, в прошлом году удалось добиться хороших результатов. Как отметил глава правительства, «реализация Национального проекта позволила улучшить состояние инфраструктуры в населенных пунктах, модернизировать порядка 480 опорных и «спутниковых» сел, привлечь в жилищное строительство 2,4 триллиона тенге инвестиций. Так, ведется строительство жилья для работающей молодежи, социально уязвимых слоев населения и многодетных семей».
Согласно данным, озвученным министром национальной экономики Алибеком Куантыровым, в прошлом году объем финансирования мероприятий в рамках проекта достиг 1,5 триллиона тенге. Это позволило создать порядка 112 тысяч постоянных и временных рабочих мест, ввести в эксплуатацию 17,1 миллиона квадратных метров жилья. Серьезная работа была проведена по улучшению инженерной и дорожной инфраструктуры городов и сельских территорий. Как отметил Куантыров, благодаря проведенным мероприятиям удалось снизить степень износа инженерной и транспортной инфраструктуры в моно и малых городах с 57,6 до 45,5 процента. Уровень обеспеченности населения питьевой водой повысился до 96 процентов, доля дорог республиканского значения, приведённых к нормативному состоянию, – до 90, а местного значения – до 80 процентов.
В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев добавил, что доступом к услугам водоснабжения при плане 18,2 миллиона обеспечены 18,4 миллиона человек. «Стопроцентное обеспечение водоснабжением отмечается в городах Атырау и Кызылорда. Уровень очистки сточных вод в городах при плане 74,9 составил 75,7 процента. Полностью исполнены плановые показатели по уровню обеспеченности общедомовыми приборами учета тепла и воды», - отметил он.
Что касается транспортной инфраструктуры, то в качестве положительного примера глава ведомства привел Мангистаускую и Жамбылскую области, где доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в нормативном состоянии, достигла 95 процентов.
В этом году на реализацию Национального проекта выделено 1,8 триллиона тенге. Причем свыше 700 миллиардов из этой суммы - внебюджетные средства. Алибек Куантыров сообщил, что, по данным на начало августа, уже освоены 528 миллиардов тенге.
По линии Министерства национальной экономики главный акцент в мероприятиях текущего года делается на развитии сел и аулов. На решение этой задачи нацелен проект «Ауыл – Ел бесігі», предусматривающий комплексную модернизацию сельских территорий. Ожидается, что реализация запланированных мер в еще большей степени послужит стиранию пресловутой грани между городом и селом. И ожидания эти небезосновательны. Например, если в прошлом году проектом было охвачено 480 сел, в которых удалось построить и отремонтировать почти 3 тысячи инженерных сетей и дорог, а также 300 социальных объектов, то в нынешнем в программу включено уже 576 сел. На их территории запланировано проведение свыше тысячи мероприятий общей стоимостью 128 миллиардов тенге. «В сфере ЖКХ будет реализован 91 проект, в сфере социальной инфраструктуры – 454 проекта. Еще более 500 проектов затронут транспортную инфраструктуру», - уточнил Алибек Куантыров.
Коренным образом изменить казахстанские аулы призван и другой проект, который направлен на привлечение квалифицированных кадров в глубинку, - «С дипломом в село». В его рамках ежегодно на периферию приезжают работать порядка 4,3 тысячи молодых специалистов. В этом году на приобретения для них жилья из бюджета выделено 20 миллиардов тенге.
Впрочем, как отмечает министр национальной экономики, далеко не всегда имеющиеся на селе проблемы можно эффективно решить в рамках действующих программ и проектов. Поэтому с целью внедрения новых механизмов ведомство намерено разработать концепцию развития сельских территорий. Как пояснил министр, она «будет содержать комплексные меры по развитию инфраструктуры, предпринимательства, агропромышленного комплекса, а также повышению кадрового потенциала, обеспечению доступа населения к сети Интернет и ряд других мер».
Новый документ – Дорожная карта – будет разработан и для актуализации мер поддержки моно и малых городов, на совершенствование инфраструктуры которых государство в этом году намерено потратить почти 26 миллиардов тенге. Как сообщается, Дорожная карта охватит вопросы разработки единого перечня мер господдержки моногородов, комплексных планов их социально-экономического развития, создания индустриальных зон и территорий опережающего развития.
По линии Министерства индустрии и инфраструктурного развития тоже реализуется несколько ключевых направлений Национального проекта. В нынешнем году продолжатся строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения в городской и сельской местности, установка комплексных блок-модулей очистки воды на селе, строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений в городах, ливневых канализаций и арыков. По предварительным оценкам, до конца текущего года доступ к услугам водоснабжения получат 18,6 миллиона человек, уровень очистки сточных вод в городах будет доведен до 77,5 процента, а обеспеченность общедомовыми приборами учета тепла и воды – до 76 процентов.
Для решения жилищного вопроса по направлению «Жайлы тұрғын үй» в этом году планируется построить 15,1 миллиона кв.метров. Также предусмотрены меры государственной поддержки казахстанцев, нуждающихся в приобретении жилья. «Отбасы банку» будет предоставлен бюджетный кредит для последующей выдачи займов населению под 2 процента годовых. Местные исполнительные органы продолжат работу по строительству и приобретению жилья в коммунальный жилищный фонд. Также продолжится субсидирование части платы за арендное жилье для социально уязвимых слоев населения. За счет внебюджетных средств будет финансироваться строительство социального кредитного жилья. Кроме того, будет вестись обустройство инженерных коммуникаций в районах жилищной застройки.
Развитие внутренней транспортной сети так же, как и раньше, предусматривает строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог республиканского и местного значения. С целью повышения их качества Министерство индустрии и инфраструктурного развития разрабатывает новые механизмы контроля. В частности, планируется внедрить EPC-контрактирование, что должно усилить ответственность подрядчика за все элементы проектирования, за строительство, за закупку материалов и оборудования. Еще одним эффективным инструментом может стать заключение единого договора с уполномоченным органом и Центром качества, что, как подчеркивается, позволит выдавать замечания в адрес акиматов и требовать их обязательного исполнения. Пока реализация такого подхода затруднена отсутствием законодательной основы, но уже в ближайшее время она должна появиться.
Для того, чтобы лучше связать территории друг с другом, до конца года планируется построить сорок судов технического флота, провести капитальный ремонт трех судоходных шлюзов. Кроме того, как уточнил глава ведомства, сегодня за счет внебюджетных средств ведутся реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта города Уральска и строительство нового терминала аэропорта города Алматы. В планах также модернизация наземной инфраструктуры аэропортов в Шымкенте и Костанае.
Социальный эффект
Национальный проект предусматривает также комплекс мер, направленных на повышение занятости и трудовой мобильности казахстанцев. По словам министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, в этом году работу получили порядка 300 тысяч казахстанцев. Больше половины их, или 153 тысячи, трудоустроены на текущие вакансии работодателей, еще 20 тысяч – в рамках реализации национальных проектов. Ещё 122 тысячи заняты на субсидированных государством рабочих местах. При этом министр делает важное уточнение: «55 процентов всех занятых граждан, или 163 тысячи человек, получили постоянную работу».
Повышение трудовой мобильности осуществляется за счет добровольного переселения граждан. В текущем году, как отметила Тамара Дуйсенова, переехали 1147 семей, или 3,8 тысячи человек. В регионы, определенные государством, стремится перебраться преимущественно молодежь. Ее доля в миграционном потоке достигла 44 процентов.
Точки над i
Что касается причин, помешавших достичь ранее запланированных показателей по Национальному проекту «Сильные регионы – драйверы развития страны», то, как пояснил министр национальной экономики, они связаны с удорожанием мероприятий и возникшей в связи с этим необходимостью внесения корректив в проектно-сметную документацию. Негативно повлияли и ограничительные меры, вызванные пандемией COVID-19. Все это отразилась на объемах ввода жилья и транзита через территорию Казахстана, на контейнеропотоке в Транскаспийском направлении и на выдаче бюджетных кредитов по проекту «С дипломом в село».
Министр индустрии и инфраструктурного развития тоже детально прояснил каждый обозначенный пункт, сделав акцент на других нюансах, не позволивших достичь плановых цифр. Например, что касается жилья, то изначально планировался ввод в эксплуатацию 163,1 тысячи домов и квартир. «Недостижение планового показателя общего объема обусловлено различием базовой площади за единицу жилья», - пояснил глава ведомства. Он отметил, что в секторе индивидуального жилищного строительство населением при плане 6,8 миллиона кв.м. построено 7 миллионов. «То есть, при индикативном расчете площадь единицы жилья индивидуальной застройки при плане 140 кв.м. составила фактически 173 кв.м., что привело к сокращению количества жилищ с планируемых 48,7 до 40,7 тысячи», — уточнил Каирбек Ускенбаев. В многоэтажном строительстве, по его словам, сложилась такая же ситуация: планировалось ввести 114,4 тысячи жилищ, или 10,2 миллиона кв.м., при этом первоначально площадь одной квартиры учитывалась из расчета 90 кв.м. Фактически же в эксплуатацию было введено 108,7 тысяч жилищ, или 9,8 миллиона кв.м. со средней площадью квартиры в 110 кв.м.
Причиной снижения объемов транзитной перевозки товаров через территорию Казахстана, как сообщил министр, стали жесткие санитарные ограничения, введенные Китаем. В итоге пропускная способность приграничных железнодорожных переходов была снижена в два раза. Эти же самые обстоятельства не позволили повлиять и на увеличение контейнеропотока в Транскаспийском направлении.