Один из дести национальных приоритетов, которые президент Касым-Жомарт Токаев определил до 2025 года, касаются сбалансированного территориального развития. А это значит, что в ближайшие годы ключевые реформы в стране будут направлены на раскрытие потенциала регионов и укрепление конкурентоспособности их социально-экономических систем. Среди принципиальных изменений - переход от централизованного управления к повышению их самостоятельности, а также от региональных диспропорций к обеспечению внешней и внутренней связанности, стимулированию деловой активности.
Как подчеркнул глава государства на октябрьском заседании Высшего совета по реформам, они должны включать не только базовые принципы и подходы к рациональной территориальной организации всей страны, но и основные параметры развития каждого региона. «С учетом наших географических, демографических, экономических особенностей план территориального развития является важнейшим документом госпланирования. Именно работа на местах – правильно организованная, системная и планомерная – лежит в основе позитивного отношения и доверия общества к власти, предпринимаемым ею мерам и реформам. Поэтому он должен стать не просто документом, написанным госорганами для госорганов. Он должен быть понятным и правильно воспринятым каждым гражданином нашей страны. Также план должен быть своего рода ориентиром для бизнеса и инвесторов. Они должны четко понимать, как мы развиваем регионы, на что делаем ставку, какие отрасли считаем приоритетными», – пояснил задачу Касым-Жомарт Токаев.
По мнению разработчиков Плана территориального развития РК до 2025 года, основными проблемами территориального развития на сегодня являются, во-первых, высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства. Во-вторых, недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста страны. В-третьих, существенное отставание миграционной мобильности населения от средних значений, характерных для развитых стран, что приводит к возникновению проблем на региональных рынках труда. В-четвертых, значительное отставание уровня жизни сельского населения от уровня жизни жителей городов. В-пятых, низкий уровень комфортности городской среды в большинстве городов. В-шестых, высокую долю низкотехнологичных производств в структуре экономик регионов. В-седьмых, низкий уровень предпринимательской активности в малых городах и сельских территориях. В-восьмых, несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения регионов, наличие инфраструктурных ограничений республиканского значения на опорной транспортной сети и в сфере энергетики, низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и другими территориями, не в полной мере реализован транзитный потенциал страны. И, в-девятых, неудовлетворительное состояние окружающей среды в большинстве городов страны, дефицит зеленого фонда, продолжающиеся накопление и низкий уровень переработки и утилизации твердых бытовых отходов, деградация некоторых уникальных экосистем.
Исходя из этих проблем, они обозначили пять основных тенденций территориального развития: концентрацию экономического роста в ограниченном числе центров, рост социально-экономической роли городов; трансформацию пространственной организации экономики за счет перехода на более высокие технологические уклады; сохранение инфраструктурных ограничений республиканского значения для выхода на внешние рынки; расширение пространственной доступности государственных и иных услуг вследствие цифровизации; рост производительности труда в сельском хозяйстве и добывающих секторах (вследствие автоматизации производства) и снижение количества рабочих мест в данных секторах (в сельских территориях и моногородах).
В целом они рассматривают экономическое пространство Казахстана как открытую систему, подверженную таким современным глобальным трендам, как глобализация (открытие рынков для экспорта обработанных товаров), урбанизация (конкуренция городов), цифровизация экономики (переток трудовых ресурсов из малых городов и сел в большие города с диверсифицированной экономикой) и возможные пандемии (локдауны). В этой связи они намерены усилить региональную политику в части системной реализации конкурентных преимуществ регионов, определения или уточнения роли в этом процессе моногородов и малых городов.
«Диверсификация источников экономического роста (создание «точек роста» по секторам и подсекторам экономики), расширение существующих и формирование новых экспортных позиций Казахстана возможно только на базе его естественных конкурентных преимуществ, то есть того, что имеется у страны в изобилии в сравнении с данными других стран, - считают авторы документа. – Это, как правило, сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища), запасы минерального сырья и логистические преимущества трансконтинентального характера. При этом для создания в стране торгуемых (экспортно-ориентированных) кластеров в несырьевых секторах экономики недостаточно одних мер поддержки предпринимательства (финансовых и нефинансовых). Поэтому в дополнение будет сделан упор на принятии ряда других системных мер, касающихся всех макрорегионов страны».
Среди таких мер, во-первых, поддержка внутренних (не только внешних) прямых инвестиций в обрабатывающие сектора. Во-вторых, максимальное снижение издержек отечественных производителей (на ресурсы, на привлечение доступного финансирования, на соблюдение регуляторных требований и другие). В-третьих, продвижение отечественных товаров и услуг на экспортных рынках. В-четвертых, поддержка конкурентной среды, в которой только и возможны инновации. И, в-пятых, подготовка квалифицированных кадров (включая инженеров), которые обеспечат трансфер технологий и структурную перестройку экономики.
В итоге по вопросам территориально-пространственного развития страны предусмотрены следующие стратегические направления развития макрорегионов.
Южные и юго-восточные регионы
Эти регионы в основном являются сельскохозяйственными, соответственно, с низким уровнем индустриализации экономики. Поэтому главная задача заключается в раскрытии их промышленного потенциала.
Напомним, что в южных и юго-восточных регионах страны проживают 8,1 млн человек (43,5% всего населения Казахстана), из них сельское население 3,9 млн человек (48%), в городах республиканского значения Алматы и Шымкент живут 2,9 млн человек и в других городах – 1,3 млн человек. Без учета этих двух городов в данных регионах всего 21 город (1,3 млн человек), из них пять с населением свыше 50 тыс. человек (814,3 тыс. человек), в которых проживает 61,4% населения от общего количества городского населения. Также имеется 12 малых городов, которые мало отличаются от больших сел. Кроме того, без учета Алматы и Шымкента удельный вес южных и юго-восточных регионов в производстве продукции обрабатывающей промышленности страны за 2019 год составил всего 3-7% (Туркестанская область – 2%, Жамбылская область – 3%, Алматинская область – 7%). Также там наблюдаются самые низкие показатели уровня урбанизации по стране (менее 50%).
При этом данные регионы характеризуются благоприятными климатическими условиями для жизнедеятельности в сравнении с другими областями страны. А учитывая тренд на урбанизацию, возникает острый вопрос создания мест приложения труда прибывающему в города сельскому населению.
Что предлагают разработчики плана для индустриализации юга страны? Во-первых, управляемую урбанизацию. Вообще индустриализация по факту является перетоком незадействованной рабочей силы из сельской местности в развивающиеся индустриальные производства и сервисные (в том числе креативные) сектора в городах. Но для того чтобы процессы урбанизации проходили в управляемом русле, необходимо принятие комплекса мер – это поддержка строительства арендного жилья, стимулирование (в том числе налоговое) привлечения частных инвестиций в строительство арендного жилья и «выхода из тени» частных арендодателей, актуализация генпланов и проектов детальной планировки, модернизация индустриальной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. По данным экспертов, меры по развитию городов (особенно областных центров) приведут к увеличению к 2025 году уровня урбанизации южных и юго-восточных областей до 50% (без учета Алматы и Шымкента).
Во-вторых, это специализация городов. Для целей пространственного и геоэкономического развития южных и юго-восточных регионов предлагается определить роль и значения каждого крупного города. К примеру, Алматы планируется развивать как постиндустриальный центр с развитой креативной экономикой и инновационными производствами. При этом для размещения промышленных объектов использовать потенциал городов-спутников и контрмагнитов (Капшагай, Каскелен и другие). А вот Шымкент и Тараз будут формироваться как главные индустриальные центры региона. Причем в плане сразу определены сферы для оказания мер господдержки – это индустриализация АПК (автоматизация, механизация, цифровизация), пищевая промышленность (молоко, консервы, виноделие), легкая и текстильная промышленность (пряжа, готовые изделия), фосфорная промышленность и электроэнергетика (гидро- и ветровая энергетика).
В свою очередь Туркестан обозначен как историко-культурный центр страны, при этом для размещения промышленных производств предлагается использовать потенциал соседнего моногорода Кентау. А в Алматинской области, которая занимает лидирующие позиции по производству сельскохозяйственной продукции, будет реализован целый комплекс мер по формированию Талдыкоргана как крупного индустриального центра переработки сельскохозяйственной продукции (сои, консервы, мясопереработка, сухофрукты) с автоматизированным производством.
В-третьих, это крупные транспортно-логистические проекты. Планируется для ускорения экономических процессов на юге страны осуществить ряд транспортных проектов в сфере инфраструктуры. А именно формирование авиахаба на базе нового аэропорта в городе Туркестан с проработкой возможности субсидирования авиатоплива, создание крупного транспортно-логистического центра в городе Сарыагаш (самая южная железнодорожная станция), развитие высокоскоростного транспорта на магистрали Туркестан-Шымкент-Тараз-Алматы с возможным ответвлением на Ташкент.
В-четвертых, кадровое обеспечение индустриализации. Предлагается сформировать сеть организаций технического и профессионального образования (ТиПО) по индустриально-инновационным специальностям в областных центрах, а в городе Шымкенте – вуза с современными методами обучения по специальностям, востребованным на рынке труда южных областей.
Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области
Они считаются высокоурбанизированными и с самым большим количеством моногородов («городов одной отрасли»). Каждая из этих областей имеет значительную площадь территории. Всего там проживает 3,5 млн человек (18,8% населения Казахстана). В регионах 24 города (2,5 млн человек), однако большая часть городского населения проживает в 12 городах с населением свыше 50 тыс. человек (2,2 млн человек). В остальных шести малых городах проживает 0,3 млн человек.
Уровень урбанизации в макрорегионе составляет 70,9%. Численность сельского населения – 1 млн человек или 29,1 % от общей численности населения областей. Во всех указанных областях наблюдается очаговое расселение с большими расстояниями между «центрами роста» и сложными климатическими условиями (дефицит воды, долгий отопительный сезон). Они развиваются по инерционному сценарию и являются либо старопромышленными (добыча руды, производство «низких переделов» в металлургии), либо агропромышленными.
В региональном разрезе Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области выступают основными драйверами обрабатывающей промышленности республики (43% производства в обрабатывающей промышленности). Для опережающего развития экономики и эффективного использования человеческого капитала предлагается развивать новые переделы – это производство электротехнических проводов, аккумуляторов, специфических сплавов, компактных металлов, а также сектора в машиностроении, производстве химических удобрений. Для этого предусматриваются меры в следующих направлениях.
Первое. Разработать карагандинскую агломерационная система населенных мест. Как известно, Караганда с городами-спутниками вместе образуют систему населенных мест с численностью населения до 1 млн человек. С учетом близости столицы (1 млн человек) предлагается обеспечить скоростную транспортную связь и достичь эффекта синергии от экономического потенциала этих городов. При этом сам город, наряду со столицей, будет развиваться как постиндустриальный, логистический центр и центр электронной торговли, а его города-спутники Темиртау и Сарань – как промышленные центры или как преимущественные локации для размещения промышленных производств. В них предусматривается развитие четвертого и пятого переделов черной металлургии, машиностроения. Для этого будет рассмотрена возможность создания в данных двух городах территорий опережающего развития (ТОР) с учетом оценки российского опыта.
«ТОРы, как правило, создаются на 70 лет по заявке региона с установлением особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности. В рамках ТОР разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. При этом предусматривается предоставление инвесторам ряда преференций по налоговым льготам – налог на имущество 0% на пять лет и 0,5% на следующие пять лет, налог на землю 0% от трех до пяти лет, налог на прибыль 0% на пять лет и 2% на следующие пять лет с момента получения первой прибыли, социальные отчисления 7,5% в течение 10 лет, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 0% первые два года, далее каждые два года применение понижающего коэффициента с нарастанием от К=0,2 до К=1 в течение восьми лет (то есть установление 10-летнего льготного периода по уплате данного налога)», - поясняют авторы документа. При этом, по их словам, прогнозируется постепенное снижение численности населения малых моногородов Абай и Шахтинск в пользу Караганды.
Второе. Разработать жезказган-сатпаевскую и балхашскую системы населенных мест, в том числе рассмотреть возможность создания ТОР в городах Жезказган и Балхаш для развития высоких переделов в цветной металлургии. Кроме того, учитывая отдаленность данных городов от областного центра, предлагается рассмотреть вопрос создания и развития в них IT-сектора экономики, инфо- и телекоммуникационных технологий, в том числе электронной торговли, как перспективного направления для занятости молодых специалистов. При этом в городе Балхаш будет сделан упор на расширение туристского потенциалам.
Третье. Развитие Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. Как известно, первая (0,7 млн человек) окружена тремя городами-миллионниками (Нур-Султан, Омск, Новосибирск), имеет сбалансированную структуру экономики (как добывающие отрасли, так и отрасли первичной переработки сырья), энергетическую самодостаточность, а также хорошие логистические условия (с выходом на Транссиб). В этой связи, в условиях межрегиональной конкуренции за квалифицированную рабочую силу и инвестиции, первостепенное значение имеет обеспечение качества жизни и городской среды (включая экологию) в областном центре – городе Павлодаре. В случае обеспечения данного условия по качеству жизни и экологии, такие города, как Павлодар и Усть-Каменогорск, имеют потенциал для развития следующих переделов на базе существующих крупных и средних предприятий.
Восточно-Казахстанская область исторически богата на полезные ископаемые (включая редкоземельные металлы). Здесь также развиты животноводство и растениеводство, имеются запасы леса и значительный туристский потенциал. Усть-Каменогорск является крупным центром переработки цветных металлов (свинцово-цинковый, титано-магниевый комбинаты, металлургический завод), производства ядерного топлива. Предлагается по каждому из этих направлений принять комплекс мер по дальнейшей вертикальной диверсификации и созданию таких переделов, как электрооборудование, кабельная продукция, эмальпровода, сухие гальванические элементы.
В советское время развитие города Семей осуществлялось на основе легкой (обработка шерсти) и пищевой (мясокомбинат) промышленности, на сырьевой базе животноводства республики и даже Монголии. Предлагается рассмотреть возможности восстановления исторической специализации, а также задействовать транспортно-логистический потенциал города (с учетом трансграничных потоков). Дополнительно, в новых экономических условиях, необходимо рассмотреть возможности развития новых секторов экономики, такие как IT-сектор, телекоммуникации.
Четвертое. Реализация научно-технического потенциала, а именно планируется пересмотреть учебные программы ТиПО по новым современным специальностям (производство высокотехнологичной продукции, IT-технологии, зеленые технологии и другие).
Западные регионы
Мангистаускую, Западно-Казахстанскую, Актюбинскую, Атыраускую области предлагается рассматривать как центры притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, развитие нефтехимии и газопереработки высоких переделов.
Как правило, эти регионы характеризуются очень сложными климатическими условиями, большим транспортным плечом между «центрами роста» (городами), малонаселенностью и высокими экономическими издержками. В четырех областях живет 3,6 млн человек (18,8% всего населения Казахстана). Почти половина сельские жители – 1,7 млн человек (47,2%). Всего там насчитывается 18 городов (1,9 млн человек), но подавляющее большинство (89,5%) городских жителей живет в семи городах с населением свыше 50 тыс. человек (1,7 млн человек).
Удельный вес западных регионов в производстве продукции обрабатывающей промышленности страны за 2019 год составил 2-5% (Мангистауская, Западно-Казахстанская области – 2%, Актюбинская, Атырауская области – 5%). Что касается добывающих секторов, то за годы независимости в их развитие были инвестированы значительные средства. В этой связи предлагается коренная перестройка структуры экономики данных регионов, а именно инвестирование сопоставимых объемов средств в обрабатывающие сектора.
В то же время будет принят комплекс мер по глубокой переработке добываемого сырья (нефти и природного газа). С 2007 года там уже реализуются два проекта по строительству газохимических комплексов в городе Атырау для выпуска полипропиленов (ожидаемый срок введения в эксплуатацию 2021-2024 годы). Согласно подсчетам специалистов, строительство нефтехимических и газохимических комплексов на западе страны потенциально может обеспечить работой до 100 тыс. человек. В этой связи будут сфорсированы мероприятия по развитию нефтехимии, газопереработки, налаживанию производства отечественного оборудования для переработчиков, а также освоению отечественными компаниями рынка нефтесервисных услуг (3,4 трлн тенге).
Предлагается рассмотреть все меры господдержки (включая налоговые «кредиты») для привлечения инвестиций в эти сферы. Также предусматривается принятие соглашений с иностранными инвесторами о стратегических инвестициях на условиях налогового вычета до 20% затрат инвестора по стратегическому проекту.
Дополнительно будут приняты следующие меры. Во-первых, кадровое обеспечение. В этом направлении предлагается пересмотреть учебные программы вузов и ТиПО западных регионов с приоритезацией подготовки специалистов по современным химикотехнологическим и нефтехимическим квалификациям с приглашением высокоподготовленных зарубежных преподавателей.
Во-вторых, придание особой роли Актобе. И хотя на западе страны четыре крупных областных центра, сопоставимых по размеру и развивающихся параллельно, примерно одинаковыми темпами, для целей пространственного развития, а также с учетом фактора конкуренции и притяжения городов-миллионников соседней страны (Самара и другие), приоритетное внимание будет уделено именно развитию Актобе.
Интенсивное его развитие критически важно для формирования «центра тяжести» на западе страны и создания условий для абсорбции незанятого населения (особенно молодежи) в западных областях страны. Меры в данном направлении должны предусматривать развитие высококлассного вузовского образования в городе, в том числе открытие филиала любого известного европейского университета (для предотвращения оттока молодежи из западных областей Казахстана в соседние российские вузы, дислоцируемые в городах-миллионниках).
Кроме того, в Актобе необходимы массовое строительство арендного жилья в больших объемах, создание в благоприятной городской среды и мест приложения труда. Плюс город имеет значительный потенциал в развитии диверсифицированной городской экономики (медицинский кластер, транспортно-логистический центр, промышленные и перерабатывающие производства). В случае принятия решительных мер по приоритетному развитию Актобе, численность населения города с учетом пригородной зоны и городов-спутников к 2025 году может достигнуть 750 тыс. человек, считают автора плана.
В-третьих, расселение в областях, полностью зависимых от добывающих секторов. Как отмечают эксперты, такие регионы, как Атырауская, Мангистауская и Кызылординская области по структуре производства и занятости населения почти полностью (95-98%) зависят от добывающих секторов экономики. При этом они характеризуются сложными природно-климатическими условиями для проживания. В этой связи возникает вопрос целесообразности наличия большой численности и высокой плотности населения в таких областях на долгосрочный период. В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы интенсивного развития агломераций (столичной, алматинской, шымкентской и актюбинской), а также меры по содействию добровольному переселению из этих областей в крупные города республики или города северных регионов.
Северные регионы
Приоритетами для развития Северо-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской областей станут дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (растениеводство, животноводство, молочные фермы, пищевая промышленность), индустриализация макрорегиона, особенно развитие сельскохозяйственного машиностроения в городах Костанай, Петропавловск. Будет создан региональный вуз по опыту Назарбаев Университета, в его составе планируется открытие школы аграрного профиля. Развитие туризма также станет основой роста социально-экономического потенциала регионов. Для этого будут приняты меры по всестороннему использованию туристского потенциала (например, на территории Щучинско-Боровской курортной зоны). Особое внимание будет уделено развитию приграничного сотрудничества северных регионов с российской стороной, что позволит ускорить интеграционные процессы, сформировать «общий рынок» товаров, работ, услуг, капитала и трудовых ресурсов.