В июне прошлого года на карте Казахстана появилась новая область Абай с административным центром в городе Семей. Ранее такую идею в своем Послании озвучил, а затем издал соответствующий указ президент страны Касым-Жомарт Токаев. И если поначалу эта инициатива могла вызывать дискуссии относительно своей оправданности, то сейчас, спустя год, стало очевидным, насколько грамотным и стратегически выверенным оказалось решение главы государства.
Новая жизнь
Стоит напомнить, что осенью прошлого года Касым-Жомарт Токаев посетил новую область и еще раз подчеркнул важность принятого решения. «Этот шаг позволит оперативно решать социально-экономические проблемы и будет способствовать повышению благосостояния местных жителей. Будут созданы условия для поступления инвестиций, открытия новых производств и рабочих мест, развития малого и среднего бизнеса», - сказал тогда президент на встрече с общественностью нового региона и добавил: «Мы строим Справедливый Казахстан – страну равных возможностей для всех. Каждый гражданин вне зависимости от места проживания имеет право на достойную жизнь и полноценную самореализацию».
Возвращение статуса областного центра Семею, городу, связывающему другие регионы страны с крупнейшими соседями – Россией и Китаем, как дал понять глава государства, тоже было продиктовано необходимостью эффективного использования огромного транспортно-логистического и торгово-экономического потенциала, которым обладает этот край. «Считаю, что в будущем Семей, наряду с Астаной, Алматы, Шымкентом и Актобе, станет еще одним полюсом динамичного развития нашей страны, притягивая к себе деятельных людей, инновации и инвестиции», - резюмировал президент. И, похоже, прогнозы главы государства начинают сбываться.
За год, прошедший после создания области Абай, как констатируют местные исполнительные органы власти, удалось проделать большую работу по развитию региона. Утвержден комплексный план развития региона на ближайшие пять лет: он предусматривает больше сотни мероприятий, реализация которых обойдется в сумму порядка двух триллионов тенге. В их числе реконструкция тепловых источников, строительство современной ТЭЦ в Семее, реализация крупных инфраструктурных проектов, таких, как, например, строительство железнодорожного участка «Аягоз-Бахты-граница Китая», укрепление промышленной базы путем запуска новых, в том числе суперсовременных, производств. Все это, естественно, повлечет за собой создание новых рабочих мест, повышение благосостояния жителей области, формирование для них более комфортной социальной среды. Кстати, по данным акимата, в регионе уже появилось свыше десятка тысяч новых рабочих мест.
Если детально касаться вопросов экономического развития, то нельзя не упомянуть о том, что в рамках прошлогоднего форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который принимал Оренбург, между акиматом области Абай и правительствами Алтайского края и Омской области были подписаны соглашения о сотрудничестве. Но регион делает ставку не только на приграничное взаимодействие. Меморандум, направленный на формирование дорожной карты по привлечению инвестиций, был также подписан между Абайской областью и Красноярским краем. Такого рода сотрудничество ожидаемо открывает перед регионом широкий горизонт возможностей. Равно как, например, и запуск технопарка Abai IT-Valley в Семее.
Что касается обеспечения доступа жителей региона к базовым услугам, то, как известно, ситуация в регионе непростая. Как отмечал во время своего посещения области Касым-Жомарт Токаев, она испытывает дефицит ученических мест в общеобразовательных школах. И хотя эта проблема носит хронический характер, уже удалось частично решить её – к началу учебного года были открыты четыре новые школы. Кроме того, как сообщают местные власти, между акиматом области и ТОО «KAZ Minerals Management» подписан меморандум о взаимодействии по строительству школы на 1200 мест в городе Семей.
Серьезное внимание региональные власти уделяют и объектам здравоохранения. Еапример, несколько месяцев назад после реконструкции было открыто детское отделение областной инфекционной больницы. Как сообщается, теперь оно расположено в новом шестиэтажном здании, которое соответствует современным требованиям, особенно в плане противоэпидемического контроля. Также в области появился Центр реабилитации лиц с инвалидностью на 150 мест.
А еще в регионе строятся спортивные сооружения, сельские клубы, реставрируются объекты культурного наследия. Полным ходом идет благоустройство территорий – обновляются фасады многоэтажных домов, создаются полноценные общественные пространства, становящиеся для местных жителей точками притяжения. Предусмотрена реализация крупных проектов в сфере ЖКХ и развития инфраструктуры. Осуществление все этих мер, как и говорил глава государства, откроет перед регионом дверь в новую жизнь.
На пути к процветанию
Оценить, насколько хорошо это получается, взялись эксперты из Института экономических исследований (ERI). Примечательно, что эта структура активно участвует в проведении региональной политики, а ее специалисты входят в число разработчиков таких важнейших стратегических документов, как Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года, Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы, Концепция развития местного самоуправления до 2030 года, План территориального развития Республики Казахстан. В своем исследовании они остановились, прежде всего, на транспортно-логистическом потенциале области.
«Развитию транспортно-логистического потенциала и возможностей приграничного сотрудничества способствует приграничное расположение региона: область граничит с Российской Федерацией (Алтайский край) на севере, на юго-востоке с Китаем (Синьцзян-Уйгурский автономный район), - говорится в опубликованном исследовании. - Проекты Плана развития области в данной сфере приобретают особое значение в свете приоритетов сотрудничества стран Центральной Азии и Китая, озвученных главой государства в ходе его государственного визита в Китайскую Народную Республику. Одним из таких проектов, направленных на повышение транспортной доступности области, является строительство железнодорожной ветки «Бахты-Аягоз» через пункт пропуска «Бахты». Транспортная доступность в регионе будет развиваться путем проведения капитального ремонта двух существующих автомобильных мостов и строительства нового автодорожного моста в городе Семей, а также восстановления судоходства по реке Иртыш».
Что касается промышленного потенциала региона, то исследователи отмечают наличие в области крупных предприятий по добыче угля, драгоценных металлов, медной руды – АО «Каражыра», ТОО «KAZ Minerals Aktogay», ТОО «Gold Minerals», ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие», «ТОО «Востокцветмет» и другие. То есть, рост промышленного производства обеспечивается преимущественно за счет горнодобывающей промышленности, увеличения объемов добычи медных и золотосодержащих руд, производства медных концентратов. При этом, считают аналитики, «наличие месторождений природных полезных ископаемых ставит область в ряд инвестиционно привлекательных регионов». На их взгляд, региону «необходимо предпринять меры для того, чтобы богатая минеральная база стала основой создания высокотехнологичных производств». Это важно не только с точки зрения диверсификации региональной экономики и ухода от сырьевой зависимости. Появление новых современных производств способно стимулировать технологическое перевооружение уже действующих. «В самом Плане развития области Абай отмечается, что основными проблемами ее экономики являются низкая загрузка производственных мощностей, высокая степень износа основных производственных фондов, низкий уровень инноваций в производстве и внедрении новых технологий, недостаточность оборотных средств предприятий для расширения и модернизации производства, недостаточно развитая инфраструктура», - отмечается в документе. Также в нем говорится, что «неоднородность экономического развития области формирует целый комплекс проблем, в том числе связанных с несбалансированностью территориального развития. К примеру, основная доля промышленной продукции производится в городе Семей (35,7 процента), Аягозском (33,6 процента) и Жарминском (24 процентов) районах».
Эксперты считают, что в такой ситуации вполне закономерным выглядит
включение в число первоочередных целей развития экономики области задачи по построению диверсифицированной и инновационной экономики. На их взгляд, показательным в этом плане является налаживание в регионе производств автобусов и грузовых автомобилей «DongFeng».
Что касается вопросов ЖКХ, то, по мнению аналитиков института, «региону следует обратить повышенное внимание на состояние коммунальной инфраструктуры», состояние которой, судя по всему, оставляет желать лучшего. Как они уточняют, вопросы восприятия городскими и сельскими жителями в регионах своего благополучия ими анализировались в ходе социологического опроса, проведенного в августе-ноябре прошлого года в рамках проекта «Исследование регионального неравенства» при поддержке Азиатского банка развития. Согласно его результатам, в первую очередь, жители области дают низкую оценку качеству инфраструктуры. Определенный уровень недовольства вызывают состояние дорожного покрытия, работа общественного транспорта, проблемы с электро- и теплоснабжением, а также с водоснабжением и канализацией.
А вот к числу неоспоримых плюсов эксперты относят процесс модернизации опорных и «спутниковых» сел области в соответствии с Системой региональных стандартов. «В области реализовано 47 проектов в этом направлении, - отмечают они. - В том числе построен физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Аксуат; реализованы 25 проектов по среднему ремонту внутрипоселковых дорог и 15 проектов по устройству уличного освещения; произведен капитальный ремонт зданий средней школы в селе Новопокровка Бородулихинского района, двух средних школ и дома культуры в селе Аксуат, хозблока и системы вентиляции Жарминской центральной районной больницы».
В целом, резюмируют эксперты ERI, «регион только часть 2022 года проработал самостоятельно в новом статусе. Региону нужно активнее решать системные проблемы в экономике и социальной сфере и стать самодостаточным и процветающим».