В Казахстане 20% наименее обеспеченного населения зарабатывают 9,53% от общих доходов, в то время как на 20% наиболее обеспеченных людей приходится почти 40% от общих доходов, то есть больше в 4,2 раза. В разрезе регионов эта разница выглядит так: в Алматы - в 5,1 раз, в Шымкенте и Мангистауской области – в 2,5 раза. К таким выводам пришли аналитики Института экономических исследований в своем исследовании «Формы регионального неравенства в мире и Казахстане», в рамках которого измерили дисбаланс по таким параметрам как доходы граждан, доступ к качественным образовательным и медицинским услугам.
Инфраструктурный дисбаланс
«Взаимосвязь между неравенством доходов и экономическим ростом сложна. Некоторый дисбаланс является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики и стимулов, необходимых для инвестиций и роста. Но существенное неравенство может быть разрушительным для роста, например, усиливая риск кризиса или создавая трудности для бедных, желающих вкладывать средства в образование. Тем не менее, могут существовать некоторые «беспроигрышные» стратегии, такие как более адресные субсидии, улучшение экономических возможностей для бедных и активная политика на рынке труда, которая будет содействовать занятости», - пишут авторы исследования.
Серьезные региональные различия они, в частности, видят в доступности базовых услуг для людей независимо от места проживания. К примеру, в сельской местности доступ к услугам водоснабжения не имеют 1384 из 6293 сёл. Наименьший уровень охвата питьевой водой отмечается в Жамбылской области – 91,9%, Костанайской – 79,6%, Акмолинской – 89,8% и Северо-Казахстанской областях – 84,6%.
Межрегиональные разрывы в стране имеются даже относительно физической доступности безопасного и комфортного объекта социальной инфраструктуры. Так, по состоянию на 1 ноября 2022 года, в стране 37 школ (или 0,54% от общего числа дневных общеобразовательных государственных учреждений) признаны аварийными, в 142 (или 2,06%) ведётся трёхсменное обучение. До сих пор функционируют школы с надворными туалетами и без горячей воды…
Еще один индикатор - состояние здоровья граждан, которое важно не только само по себе, но и для осуществления трудовой деятельности, которая в свою очередь ведет к благополучию. Увы, в сельских местностях страны доступ к качественным медицинским услугам затруднён. Как отмечают аналитики, 228 сельских населённых пунктов не имеют собственных медицинских объектов, изношено свыше 50% медицинской инфраструктуры организаций первичной медико-санитарной помощи. Действующие районные больницы не в полной мере могут оказывать экстренную медицинскую помощь при инфарктах, инсультах, травмах и других состояниях с соблюдением принципа «золотой час», а также предоставлять специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь без необходимости посещения крупных городов.
«Сегодня многие страны проводят политику борьбы с растущим неравенством в своих регионах, которое ограничивает общий экономический рост и угрожает социальной и политической стабильности. Изучение различных аспектов регионального неравенства посредством анализа данных о благосостоянии населения регионов необходимо для полного понимания того, как и по каким направлениям в Казахстане оно проявляется. Дальнейшее сокращение критических разрывов в инфраструктурном дисбалансе может быть осуществлено посредством введения и корректировки мер региональной политики, реформирования межбюджетных отношений и прочего», - считают специалисты Института.
Тормозы развития
О проблеме регионального неравенства 17 февраля также говорили участники парламентских слушаний по теме «Эффективная региональная политика – основа устойчивого социально-экономического развития страны». В своём выступлении спикер сената Маулен Ашимбаев привел не менее тревожную статистику о развитии социальной инфраструктуры в стране. По его данным, более 700 действующих школ, преимущественно сельских, имеют большой износ. Четверть из них расположены в зданиях со сроком эксплуатации более 70 лет. Похожая ситуация наблюдается и в сфере здравоохранения...
Также он обратил внимание на износ сетей теплоснабжения, который превышает 50%, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80%. Кроме того, он отметил неудовлетворительное качество дорог, которое сдерживает развитие регионов. По его словам, только половина из автомагистралей республиканского значения находятся в хорошем состоянии.
Особый упор спикер сената сделал на проблеме растущей бедности. Согласно его данным, сегодня на половину населения страны приходится меньше трети всех доходов. Заработки порядка 5% казахстанцев не превышают величины прожиточного минимума. Увеличение этой категории граждан наблюдается уже в 12 регионах. В общей сложности около 5 млн человек, то есть половина трудовых ресурсов, заняты низкопроизводительным трудом.
Маулен Ашимбаев напомнил, что за последнее время парламент принял десятки законов, направленных на решение региональных проблем, а также ряд проектов и программ. Среди них ключевым является Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», который был запущен с целью создания комфортной среды для граждан за счет обеспечения равного доступа к базовым услугам, улучшения жилищно-коммунальных условий и развития жилищного строительства, а также обеспечения транспортной связанности и повышения транспортно-транзитного потенциала Казахстана. Проект рассчитан до 2025 года, но уже сегодня профильные ведомства делятся промежуточными итогами.
Набирают силу
Как сообщил в интервью Elorda.info вице-министр МИИР РК Еркебулан Дауылбаев, в 2022 году в рамках Нацпроекта общий охват дорожно-строительными и ремонтными работами составил 11,6 тыс. км автодорог общего пользования. «По республиканской сети охват строительством и реконструкцией составил 4 тыс. км, из которых завершены основные работы 1,2 тыс. км. Капитальным и средним ремонтом охвачено порядка 3 тыс. км, из которых завершено 679 км. Из местной сети автодорог всеми видами ремонта охвачено 4,6 тыс. км, из которых завершены 2,6 тыс. км», - подчеркнул он.
Что касается задачи по повышению доступности качественного жилья, то, по информации вице-министра, в рамках Нацпроекта, а вернее специально разработанной программы «Жайлы тұрғын үй», по итогам прошлого года построено (приобретено) 1,6 тыс. единиц арендного жилья для социально-уязвимых слоев населения и 3,9 тыс. единиц кредитного жилья, предоставлено 4,9 тыс. займов и субсидии 8 тыс. очередникам. Одновременно реализуются 375 проектов (хотя по плану было 350) по строительству инженерно-коммуникационной инфраструктуры в жилищной застройке. Кроме того, по оперативным данным акиматов за счет всех источников финансирования восстановлено 262 км ливневых и арычных сетей, что составляет 149% от плана.
Напомним, Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» рассчитан до 2025 года. За этот период ожидается получить экономический эффект в виде увеличения валового регионального продукта столицы и городов республиканского значения ежегодно на 3,9 %; повышения транзитных грузопотоков с 22,7 до 30 млн тонн; улучшение позиций Казахстана с 62 до 49 в Глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ; создание около 500 тысяч рабочих мест, как постоянных, так и временных.
Ожидаемый социальный эффект: увеличение уровня урбанизации с 59,1% до 62,6%; рост численности населения в агломерациях и областных ежегодно на 1,7 %; привлечение в села более 21 тысячи специалистов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, а также госслужащих аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов; улучшение жилищных условий 236,7 тысячи семей за счет всех источников финансирования; обеспечение 100% доступа к услугам водоснабжения в городах и селах; повышение уровня занятости переселенцев и қандасов, в том числе с развитием предпринимательской инициативы с 79% до 87%.
Кроме того, в результате комплексного развития инфраструктуры предполагается строительство и реконструкция 16 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения, 46 групповых водоводов, 785 км сетей ливневой канализации и арычной системы; 7,7 тыс. км сетей коммунального сектора; бюджетное кредитование по ремонту 1 163 многоквартирных жилых домов. Плюс ожидается модернизация инфраструктуры в 3,5 тыс. селах (90% сельчан).
Для повышения внешней связанности территорий будет реализован ряд крупных проектов. Строительство вторых путей и электрификации участка «Достык–Мойынты», которое позволит увеличить в пять раз пропускную способность сообщения «Китай-Европа-Китай». Строительство железнодорожной линии «Дарбаза–Мактаарал», что повысит в два раза пропускную способность станции Сарыагаш. Строительство высокоскоростной магистрали «Туркестан – Шымкент–Ташкент», которое значительно увеличит туристическую и инвестиционную привлекательность всего макрорегиона. Строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы, что позволит сократить сроки транспортировки грузов на двое суток. Плюс предусматриваются меры по созданию контейнерного хаба в порту Актау, модернизации 34 пунктов пропуска (из 51 существующих) и пять аэропортов, восстановлению восьми аэродромов местных воздушных линий.
Предполагаемый общий объем финансирования Нацпроекта составляет 7,6 трлн тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено 4 трлн тенге, в местных бюджетах - 786 млрд тенге. Данные средства позволят привлечь 2,8 трлн тенге частных инвестиций, считают разработчики документа.