В конце мая на заседании мажилиса депутаты очень активно обсуждали в первом чтении изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Среди множества предполагаемых мер, в том числе и здравых, «народные» избранники по партийным спискам предложили очередную популистскую меру – ввести новый размер индивидуального подоходного налога  с почему-то следующей градацией: при зарплате 100 тыс. тенге депутаты ИПН должен составить 5%, 200 тыс. – 10%, 500 тыс. – 15%, 1 млн – 20% и выше 1 млн тенге – 30%.

Глава государства на юбилейной сессии Национальной Академии наук сказал: «Комплексная трансформация страны ведет к объективному росту политической активности граждан, которая зачастую сопровождается усилением популизма и преднамеренными спекуляциями на социальных ожиданиях. Мы видим значительный рост провокаций со стороны известных персонажей». Разумеется, президент не имел в виду депутатов, но некая доля политической ответственности все же лежит и на них.

Итак, вернемся к предлагаемой избранниками прогрессивной шкале ИПН. Сейчас для всех работающих действуют единые правила, а точнее: 10% обязательных пенсионных взносах, 10% ИПН и вычет ВОСМС 2% . У самозанятых другая история – ЕСП, но речь сейчас не про них, а про работающих и честно платящих налоги и участвующих в пенсионной системе, ОСМС и через работодателей – в социальной.

Депутаты что предлагают сделать? Идти социалистическим путем. То есть те, кто мало получают, будут и ставку налога поменьше платить, а те, кто получают много (как сами депутаты, кстати), должны платить больше. Красивая картинка – кто везет, на том и едут. Можно поспорить, какая система справедливее и логичнее, разумеется, но предлагаем просто взять в руки калькулятор. Да, в мажилисе у нас по-прежнему есть юристы и журналисты, инженеры и педагоги. Но проблем с математической логикой это не объясняет.

Итак, в налоговых поступлениях государственного бюджета за январь-декабрь 2020 года (данные за 2021 пока не опубликованы Бюро национальной статистики) удельный вес ИПН составил 10,9%  общей суммой 929,6 млрд тенге. Удельный вес социального налога – 8,5% от всех поступлений (727,1 млрд тенге). То есть за счет того, что добропорядочные граждане трудятся и получают доход, в бюджет за год поступает 1,657 триллиона тенге, почти пятая часть всех бюджетных поступлений.

То же БНС публикует структуру и распределение заработной платы работников. Согласно данным, заработную плату до 210 тыс тенге получают 63% работников *(1,85 млн человек), от 210 тыс до 510 тыс тенге – 30% работников (886,8 тысяч человек), от 510 тыс до 990 тыс тенге – 4,2% (125 тысяч человек) и свыше 990 тыс тенге – всего 1,2% (около 35 тысяч человек). Если наложить предложения депутатов на эту структуру, то 63% работающих должны платить меньше налогов, 30% останутся в том же налоговом обременении, и 5,6% будут платить 20% и 30% (при том, что, при отсутствии коррупции и фаворитизма, эти люди с большей долей вероятности являются более квалифицированными и продуктивными, чем 63%).

Посчитаем. Эти изменения в их идеальном исполнении принесут в бюджет только по ИПН 65 млрд тенге годового дохода за счет увеличения ставки для «богатых» и сократят на 50 млрд поступления от «бедных». Итого к сумме 929,6 млрд добавятся 14,9 млрд, то есть рост составит 1,6%.

Но что произойдет в реальности? Переход к заплатам в конвертах, разделение зарплаты на разные источники, переход к оплате в криптовалюте и, следовательно, сокращению поступлений и с бюджет, и в ЕНПФ, и в ФСМС, и в ФССН. Бизнес уже разрабатывает схемы, как не платить 5% обязательных пенсионных взносов работодателя на условные, то есть не принадлежащие участнику пенсионной системы, счета. А переход на прогрессивную шкалу только усилит креативность.