В ходе первой сессии нынешнего созыва Мажилиса депутаты за какие-то три месяца сделали 253 запроса, намного переплюнув своих предшественников по «скорострельности». Вернувшись с летних каникул, они стараются выдерживать рекордный график: за первые две недели работы ими в правительственные и прочие органы исполнительной власти направлено уже порядка сорока обращений. Однако порой создаётся ощущение, что парламентарии, горя желанием заявить о себе, но не имея достойных поводов и идей, начинают палить из пушек по воробьям.
Домбра – как много в этом слове…
Недавно в роли «пушки» выступила самая многочисленная и контролирующая нижнюю палату парламента фракция главной провластной партии «Аманат», которая задействовала практически весь свой состав (59 человек) и добавила для пущего эффекта ещё шестерых избранников, представляющих другие политические силы. А в качестве «воробьёв» она выбрала неких чересчур религиозно озабоченных граждан, поставивших под сомнение соответствие нашего национального достояния – домбры – канонам ислама.
Где-то в начале сентября какая-то девушка в хиджабе поделилась в «Тик-Токе» своим «откровением»: пять лет она занималась игрой на этом музыкальном инструменте, но, став верующей, поняла, что это «харам» – грех. После чего, как обычно, в сосцетях начались словесные разборки, и кое-кто из участников «дискуссии» поддержал мнение, похоже, не очень далёкой молодой особы. А 9 сентября свою позицию озвучило Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Его представитель назвал неправильным подобное толкование хадисов, отметил важную роль домбры в истории казахского народа, в продвижении нравственных ценностей и обратился с призывом не распространять ложные сведения и оценки, касающиеся ислама, не вводить людей в заблуждение.
Насколько это серьёзный повод для того, чтобы беспокоить правительство, обратившись к нему с депутатским запросом? Мало ли что пишут и мало ли какие мнения высказываются в «тик-токах» и «инстаграмах»: как говорится, на каждый чих не наздравствуешься. Но, видимо, народные избранники увидели в этом лишний повод напомнить о себе, о том, какие они патриоты и охранители национальных ценностей. И вот один из них, сам домбрист и айтыскер, уже после публикации комментария ДУМК (которого вроде бы было достаточно) выступает в роли инициатора обращения, а затем подтягивается «артиллерия» в лице всей парламентской фракции правящей партии и присоединившихся к ней других депутатов. Ну, и далее практически все более или менее известные отечественные СМИ тут же сообщают о патриотическом порыве мажилисменов.
Ладно, допустим, что это действительно серьёзная проблема, требующая решения на уровне правительства. Но тогда и к составлению запроса следовало подойти со всей серьёзностью. А что мы видим? Львиную часть текста занимает прославление домбры – каких только эпитетов она не удостоена, какими только качествами не наделена! Наверное, наш национальный музыкальный инструмент и впрямь заслуживает столь восторженных оценок, но ведь это обращение в главный орган исполнительной власти страны, а не выступление на айтысе или на концерте. Правда, в конце, согласно «законам жанра», содержатся кое-какие предложения, однако они вызывают немало вопросов.
Вот как звучит одно из них: «Компетентным органам, Духовному управлению мусульман необходимо усилить работу с заблудшими людьми» (то есть, с теми, кто называет домбру харамом – прим. авт.). Какие конкретно органы имеются в виду – КНБ, МВД, прокуратура, Министерство культуры и информации? Что за работа подразумевается – разъяснительная или карательная? Как пелось в известной старой песне, «догадайся, мол, сама». Что же касается ДУМК, то с чего депутаты решили, будто они вправе диктовать муфтияту, чем он должен заниматься? В статье 8 соответствующего закона РК прямо говорится, что «государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если их деятельность не противоречит законам Республики Казахстан». Интересно, наши парламентарии, прежде чем выступать с какими-то запросами, читают принятые их предшественниками и действующие в стране законодательные акты?
Другое предложение содержит ссылку на слова, произнесённые больше двух лет назад президентом страны: «Введение в школах уроков игры на домбре – хорошая инициатива». Речь шла о факультативных занятиях. Но в запросе написано так: «Мектептерде ән-күй сабағында домбыра аспабын үйрету оқу бағдарламасына енгізілсін». То есть, от правительства требуют включить такие уроки в и без того перегруженную учебную программу? Среди депутатов, подписавших обращение, фигурирует Асхат Аймагамбетов, который до начала нынешнего года на протяжении трёх с половиной лет возглавлял министерство, отвечающее за школы. Он тоже согласен с таким предложением или «подмахнул, не глядя»?
Наконец, третье требование сформулировано очень общо – активнее пропагандировать национальное музыкальное искусство (особенно такие жанры, как кюи, жыр-терме, айтыс, где используется домбра) в СМИ, на ТВ. При этом среди подписантов значатся, как минимум, четыре депутата, которые прежде и довольно долго работали на государственных республиканских телеканалах. Что мешало им тогда поднять этот вопрос? Или чем как не пропагандой и продвижением в массы названных жанров должен был заниматься ещё один мажилисмен, поставивший свою подпись, – бывший директор государственного Театра традиционного искусства «Алатау» Ринат Заитов?
«Каков привет – таков ответ»: скорее всего, именно подобным образом отреагирует в правительстве на это депутатское обращение. То есть, общими словами, без конкретики. Зато мажилисмены из «Аманата», подняв небольшую информационную волну, привлекли к себе внимание и записали в свой актив очередную «галочку».
Сериалы свои и чужие
Озаботился национальными ценностями, национальной культурой и сенатор Кайрат Тастекеев, который разглядел угрозу им в зарубежных сериалах, показываемых отечественными телеканалами. Прежде тема «казахские ценности и ТВ» была коньком другого депутата верхней палаты Даны Нуржигит. Она призывала, в частности, прекратить показ ток-шоу типа «Астарлы ақиқат» на КТК, казахстанских вариантов «Дома-2» и т.д., которые, мол, способствуют подрыву нравственности в казахском социуме, однако успеха на этом поприще не добилась (в начале нынешнего года сложила свои полномочия). Для неё, телеведущей, тема ТВ была близка в силу профессиональной деятельности, тогда как Тастекеев, имеющий четыре вузовских диплома (по специальности он и ветеринар, и юрист, и финансист, и строитель), с ней раньше вроде бы не соприкасался. Но как настоящий «и швец, и жнец, и на дуде игрец» он счёл, что «нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики» - точнее, депутаты, обладающие большевистской решимостью.
Сенатор потребовал ввести в законодательство изменения и дополнения, ограничивающие трансляцию иностранных сериалов на отечественных телеканалах, и усилить финансовую поддержку казахстанских кинематографистов и продюсеров для создания высококачественного национального контента, способного конкурировать с зарубежной продукцией. Но насколько это вроде бы благое пожелание реализуемо на практике?
Жаль, что Тастекеев разминулся с Мухтаром Кул-Мухаммедом: первый был избран в верхнюю палату парламента в начале нынешнего года, второй в те же дни её покинул. А так, Кул-Мухаммед мог бы рассказать ему, как десять лет назад, осенью 2013-го, он, тогда министр культуры и информации, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, объявил то, чего сегодня требует Тастекеев, уже решённым делом. Вот цитата из его выступления: «С этого года мы больше не закупаем ни один сериал корейского и турецкого производства (именно они в то время доминировали на казахстанском ТВ – прим. авт.). Сэкономленные средства будут направлены на развитие отечественных сериалов».
С тех пор много воды утекло. И что? В эти сентябрьские дни на наших главных государственных телеканалах «Казахстан» и «Хабар» зрителей каждый вечер в самый что ни на есть прайм-тайм потчуют очередными сериями турецких мелодрам. На первом идёт «Жазықсыз жүрек» («Невинное сердце»), на втором – «Тағдырға сен» («Верь в судьбу», название русскоязычной версии – «Зимородок»), который стал очень популярным на всём постсоветском пространстве. Плюс назавтра их повторяют. Этот пример – прекрасная иллюстрация к известной пословице «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». А также лишнее подтверждение в пользу того, что надо быть реалистами.
Покупка стоящего сериала, способного привлечь широкую аудиторию, обходится во много раз дешевле, чем его создание. То есть, замещение одной единицы иностранного продукта одной единицей собственного потребует, условно говоря, в десять раз больше затрат. Соответственно на производство достаточного количества казахстанских «мыльных опер» нужны огромные суммы, которых элементарно нет, к тому же «отбить» их будет гораздо сложнее, чем в Турции с её населением, в пять раз превышающим по численности наше, или тем более в России. Да и откуда взять столько квалифицированных сценаристов, режиссёров, актёров, без чего невозможно создать такой объём качественного и смотрибельного продукта?
Это вовсе не означает, что не стоит прилагать усилия к расширению собственного контента. Это означает только то, что прежде чем ограничивать и запрещать иностранное, нужно научиться производить своё, не уступающее чужому, и иметь для этого соответствующие финансовые, кадровые и прочие ресурсы.
Фото: parlam.kz