Создать около 70 тысяч хозяйств, порядка 400 тысяч рабочих мест и насытить внутренний рынок продовольственными товарами отечественного производства обещают авторы актуализированного проекта Концепции развития агропромышленного комплекса до 2030 года, который в начале февраля рассматривался на совещании под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова.
Актуализация документа напрашивалась с учетом современных реалий и новых поручений главы государства. Напомним, стратегическую задачу увеличения объемов производства и повышения добавленной стоимости отечественной сельхозпродукции Касым-Жомарт Токаев поставил в рамках сентябрьского Послания народу Казахстана. Тогда он заявил, что АПК остро нуждается в передовых технологических решениях, и уже с 2023 года должен заработать по новым и стабильным правилам. В декабре президент снова вернулся к этой теме, но уже с критикой медленных темпов запуска новых проектов и требованием усилить работу в данном направлении.
«К примеру, при плане по вводу 65 проектов по переработке сельхозпродукции фактически введен только 31 проект. Планировалось запустить 7 птицефабрик мясного направления, введены только три, по производству рыбной продукции вместо 11 проектов введено лишь семь. Мы должны полностью снабдить нашу страну основными видами продуктов питания, поэтому поручаю правительству обеспечить полноценную реализацию всех проектов», - сказал президент в ходе заседания правительства.
В этой связи ключевыми задачами обновленной Концепции обозначены: повышение производительности труда в отрасли в два раза, увеличение экспорта сельхозпродукции в три раза, самообеспечение по всем продтоварам на уровне не менее 90%, а также наращивание объемов инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в среднем в 2,5 раза.
Как сообщил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев, презентовавший документ, в целях повышения урожайности пшеницы до 20 ц/га принимаются меры по субсидированию покупки семян и модернизации семеноводческих хозяйств; по доведению площади орошаемых земель до 3 млн га и уровня внесения минеральных удобрений — до 40%; по обновлению сельхозтехники на 7% благодаря льготному лизингу и другим мерам господдержки. По его информации, для их достижения разрабатывается Комплексный план по развитию семеноводства, в рамках которого начата работа по переводу научных организаций на современные методы селекции, а также создается стройная система семхозов, ключевыми субъектами которой станут наши научные и опытные хозяйства НАНОЦ.
Плюс решено отказаться от монокультур, соблюдать научно-обоснованные севообороты, а также внедрять в производство современные ресурсосберегающие технологии. Для повышения эффективности и прозрачности управления земельными ресурсами планируется запустить единую цифровую платформу сельхозземель, автоматизировать процесс оформления участков, а также продолжить работу по выявлению и вовлечению в оборот неиспользуемых земель. В сфере животноводства упор будет сделан на внедрение современных методов селекции, стимулирование кормопроизводства, развитие инфраструктуры пастбищ и увеличение поголовья сельхозживотных.
Еще один блок мер в рамках Концепции направлен на повышение объема экспорта отечественной продукции. В том числе планируется провести работу по расширению перечня казахстанских предприятий в зарубежных реестрах поставщиков, что позволит, по расчетам министра, нарастить экспорт до 9,9 млрд долларов США. В целом до 2030 года во всех отраслях сельского хозяйства намечена реализация более 1,7 тысяч инвестиционных проектов общей стоимостью 4,5 трлн тенге.
Не обошли стороной разработчики документа и проблемы аграрной науки, в том числе связанные с внедрением в производство прикладных разработок и их коммерциализацией. Как подчеркнул Ербол Карашукеев, Концепция предполагает создание современной национальной системы распространения знаний по опыту развитых стран, ежегодное увеличение программно-целевого финансирования аграрной науки, введение отраслевого грантового финансирования для молодых ученых. Ожидаемый результат – увеличение доли внедренных научных разработок в АПК с 14,5% до 40%.
Сами ученые полагают, что для реализации поставленных задач главой государства необходимо решить такие ключевые проблемы развития АПК РК, как: слабую материально-техническую базу; нерациональное использование природных и трудовых ресурсов; слабую кооперацию мелких нетоварных хозяйств в крупные товарные; низкую переработку сельскохозяйственного сырья; большую численность посредников «от поля до потребителя»; слабое внедрение результатов научных исследований в производство; недостаточные экономические механизмы привлечения инвестиции, меры господдержки в АПК и прочее. Эти и другие вопросы они обсудили в рамках круглого стола на базе Казахского НИИ земледелия и растениеводства в прошлом году.
На их взгляд, сельское хозяйство в Казахстане имеет достаточно низкую инвестиционную привлекательность – ее доля от общей суммы инвестиции не превышает 5%, составляя всего 0,5 трлн. тенге. Невысоким остается и процент выделяемых финансовых средств из госбюджета для расширенного воспроизводства в АПК, в частности, в рамках программы субсидирования. Так, уровень господдержки сельского хозяйства в республике к стоимости валовой продукции составляет не более 5%, тогда как пороговый уровень прямой государственной поддержки для Казахстана по правилам ВТО установлен – 8,5%.
Также безотлагательного решения требует вопрос хранения и сбыта сельскохозяйственных продуктов. По данным экспертов, в Казахстане сельские предприниматели теряют 40% выращенного урожая из-за отсутствия хранилищ, переработки и упаковки произведенной продукции. Тогда как в ведущих зарубежных странах этот показатель составляет 10%.
Еще одна проблема – низкий уровень обеспечения АПК современными инновационными технологиями, где главная роль отводится аграрной науке. Объем ее финансирования составляет более 12 млрд тенге или 13% от общего объема суммы финансирования научной сферы, однако лишь 8% результатов выполненных научных проектов внедряются в производство. Получается, что основная часть этих научных проектов финансируется государством без активного участия агробизнеса. Отсюда и низкий уровень коммерциализации и трансферта технологий в аграрную сферу.
Для решения этих и других проблем ученые предлагают, во-первых, ускорить процесс технической оснащенности и их доступности сельским предпринимателям, особенно хозяйствующим субъектам малых и средних хозяйств, внедрить инновационные технологии, осуществить трансферт эффективных агротехнологий. Во-вторых, повсеместно строить логистические и оптово-распределительные центры с целью повышения конкурентоспособности и увеличения экспорта произведенной продукции.
«Неразвитость торгово-логистической системы, отсутствие инфраструктуры по предпродажной подготовке товара (мойка, фасовка, сушка, калибровка, транспортировка и т.д.) снижает своевременную поставку продукции населению, - сетуют они. - Поэтому строительство современных «умных» хранилищ позволит сократить число посредников «от поля до потребителя», которые присваивают 70–75% розничной цены, тогда как в развитых странах они получают только 25–30%. Реализация сельскохозяйственной продукции без посредников повысит загрузку мощности перерабатывающих предприятий в 1,3 раза. А торговая наценка за счет сокращения посреднических звеньев снизится на 15–20%».
К слову, одновременно Минсельхоз и другие профильные ведомства работают над реализацией Национального проекта по развитию агропромышленного комплекса на 2021-2025 годы. У него схожие с Концепцией задачи, но главная из них– обеспечение населения страны продуктами питания первой необходимости. Соответственно, приоритетом Нацпроекта станет формирование семи экосистем вокруг крупных инвестпроектов, включая производство и переработку мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции, в которые будет вовлечено как минимум 350 тысяч фермерских и домашних хозяйств, которые смогут участвовать в создании конечной казахстанской продукции с высокой добавленной стоимостью.
Оба документа разрабатывались с учетом предложений бизнеса и экспертов, исходя из глобальных вызовов и мировых трендов, с которыми может столкнуться отечественный агропромышленный комплекс в ближайшие годы. При грамотной их реализации, уверены эксперты, решение вышеперечисленных проблем в АПК страны позволит в короткие сроки обеспечить продовольственную безопасность, повысить производительность труда в сельском хозяйстве и улучшить социально-экономические условия жизни сельских предпринимателей.