Выступая в начале марта на первой сессии парламента РК VIII созыва, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил особое внимание на проблемы агропромышленного комплекса страны, требующие оперативного решения. По его словам, в нынешнем виде отрасль не выполняет в полной мере задачу обеспечения продовольственной безопасности, поскольку нет четкой политики в данном направлении. Как следствие выделяемые государством деньги используются неэффективно, а между потребителем и производителем развелось слишком много посредников...
Ему вторят профильные эксперты, которые уверены, что задачи обеспечения продовольственной безопасности возможно решить только при условиях стабильного роста агропромышленного комплекса, внедрения эффективной модели управления и постоянного развития с помощью новых технологий и инноваций. То, как создать такие условия и раскрыть потенциал отрасли, в частности, проанализировала группа ученых Жетысуского университета им. Ильяса Жансугурова в своем исследовании «Факторы и ключевые направления модернизации АПК».
Тесные связи
Они констатируют, что факторами, значительно ограничивающими развитие агропромышленного комплекса в Казахстане, являются: слабая техническая оснащенность отрасли, устаревание сельскохозяйственной техники, низкая рентабельность агропроизводства, плохо развитая система страхования рисков сельхозпроизводителей, неразвитость инфраструктуры движения товаров и т.д. С учетом высокой степени износа сельскохозтехники требуется либо увеличение целевых инвестиций на модернизацию, либо организация таких условий, при которых естественные риски будут сведены к минимуму, что повысит рентабельность и позволит сельхозпроизводителям самостоятельно обновлять и модернизировать материально-техническую базу. В идеале необходима организация такой системы материально-технического обеспечения АПК, полагают они, при которой вмешательство государства в деятельность субъектов АПК будет ограничиваться лишь вопросами, касающимися долгосрочного, стратегического развития страны.
«В Казахстане наблюдается стабильный рост показателей валового производства в АПК, однако значительный рост цен за те же периоды снижает потенциал развития отрасли и возможности для самостоятельной модернизации предприятий. Следовательно, наилучший способ на сегодня – государственное вмешательство, курирование процесса модернизации АПК, в особенности это касается его перерабатывающих отраслей. Для подобного способа критически необходима налаженная система вертикальных и горизонтальных связей между всеми государственными органами и субъектами АПК, которая увеличит скорость передачи информации и позволит доносить до государственных органов управления насущные проблемы. Но сегодня прозрачная, унифицированная вертикаль взаимодействия отсутствует, проблемы решаются в рамках отдельных инициатив Министерства сельского хозяйства и Министерства национальной экономики», - пишут исследователи.
На их взгляд, для того чтобы государство могло эффективно проводить политику внедрения инноваций и модернизации агропромышленного комплекса необходимо учитывать уникальные особенности регионов, определять наиболее перспективные пути развития каждого из них по отдельности и, исходя из этого, формировать набор целевых показателей, которые бы сочетали в себе достижение поставленных целей с решением региональных проблем. В настоящее время можно наблюдать зачатки подобного подхода, однако систематической практикой в государственном управлении АПК Казахстана он пока не стал. Думается, скорейшее внедрение подхода к государственному управлению АПК, подразумевающего тесный контакт с региональными производителями, создаст условия для значительного улучшения ситуации в секторе.
Курс на инновации
К примеру, в регионах со стагнирующим сельским хозяйством государство вынуждено предоставлять микрокредиты сельскому населению, которые должны удерживать их от банкротства, однако не могут обеспечить качественных изменений. Как следствие возникает зависимость сельхозпроизводителей депрессивных регионов от государственной поддержки – они выживают, но не развиваются со скоростью, необходимой для поддержания конкурентоспособности.
«Модернизация агропромышленного комплекса с учетом организации промышленной структуры должна быть основана на функциональном подходе, то есть совершенствовать и добавлять нужно только те элементы АПК, которые выполняют важные функции, а важность функций должна определяться рынком с учетом стратегических интересов государства, - считают ученые. - Прямое субсидирование может быть неэффективно, так как госаппарат не всегда может учесть все нюансы и особенности работы предприятий агропромышленного комплекса, однако и предоставление АПК самому себе в рыночных условиях может навредить стратегическим целям государства. В то же время необходимо проводить дополнительные мероприятия по улучшению организационных структур конъюнктурных, важных для рынка предприятий, по аналогии с поддержкой банков в кризисное время».
Направление государственных субсидий, стремящееся к образцам развитых стран, по их словам, должно быть более разнообразным, чем контроль цен и ценообразования. Необходимо субсидировать внедрение инноваций, связанных с интенсификацией производства (к примеру, элитных семян, выведение новых пород животных и сортов растений, использование цифровых и биотехнологий). Также важным является инвестирование в поддержку и развитие крупных инженерных систем (ирригационных и мелиорационных систем регионального масштаба), которые невозможно организовать по инициативе одного предприятия.
Составляющими такой системы материально-технического обеспечения АПК являются, во-первых, производство высококачественных техники и оборудования, достаточных для максимального удовлетворения потребностей сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Во-вторых, механизм распределения материально-технических ресурсов, обеспечения и регулирования соответствующих предложений для производственного процесса. В-третьих, производственно-финансовый, научный, информационный и практический консалтинг для предприятий агропромышленного комплекса, который будет предоставлять промышленным предприятиям целый набор услуг: ремонт и модернизацию техники, маркетинговые исследования, бизнес-коучинг, помощь при выходе на мировой рынок, прогнозирование, лизинг и т.д.
Кадры решают все!
Как объясняют исследователи, большая часть мер государственного управления в Казахстане сосредоточена на макроуровне – здесь и разработка стратегических государственных программ, и определение субъектов субсидирования, и регулирование таможенно-тарифной политики. В то же время на мезо- и микроуровнях госуправление АПК сводится к исполнению указаний макроуровня, часто без учета специфики управляемого региона. Такой подход не учитывает специфические интересы производителей на местах, к которым относятся любые интересы, не связанные с рыночной конъюнктурой, правовыми и стратегическими аспектами развития АПК. То есть повышение производительности труда, качества продукции сами по себе невозможны без учета региональных особенностей функционирования отрасли.
«Своевременное принятие управленческих решений в условиях растущей непредсказуемости поведения мирового рынка является главной проблемой государственного управления, - говорят они. - Опора на опыт и интуицию небольшого количества руководителей не могут обеспечить принятие эффективных решений во всей системе АПК Казахстана. Современный управленческий процесс усложняется также тем, что технологические процессы функционирования АПК носят все более технологически продвинутый характер. Учитывая технологический прогресс, возможности применения новых технологий выдвигают новые требования к квалификации руководителей или необходимости привлечения квалифицированных специалистов в качестве советников. Если на макроуровне выбор таких специалистов достаточно велик, то на микроуровне возникает дефицит, который потенциально замедляет трансферт технологий, их внедрение и применение в АПК, как следствие происходит технологическое отставание».
По мнению авторов исследования, главный дефицит предприятий и органов местного управления заключается даже не столько в финансовых и материальных ресурсах, сколько в высококвалифицированных руководителях и специалистах. Это также увеличивает целесообразность использования административного ресурса органов государственного управления АПК через систему региональных и районных интеграционных объединений. Ведь взаимодействие между различными уровнями государственного управления и между системой государственного управления с предприятиями в первую очередь происходит за счет взаимодействия административных кадров. Нехватка квалифицированного административного аппарата создает не только дополнительные трудности коммуникации, но и ослабляет вертикальные связи. Необходима разработка институциональных условий переноса части полномочий и ответственности с центрального аппарата власти на региональные органы.
Без науки никуда
Кроме того, они отмечают, что важным элементом управления АПК на сегодня является управление инновационным развитием сектора. Так, во времена плановой экономики инновационную деятельность в АПК производили научные учреждения или специализированные объединения, то есть эта деятельность находилась в научной сфере. Поэтому управление инновационным процессом было неотделимо от процесса создания знаний, их преобразования в технические средства, технологии, новые формы управления и организации. На современном же этапе исторического развития мировой экономики инновации отделены от непосредственно научной деятельности, то есть от сферы создания знаний в сферу опытного производства. Далее они проникают в производственный процесс, где и происходит формирование технологий и новых систем хозяйствования.
По их словам, процесс управления инновациями в АПК сегодня заключается в совокупности научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, главной чертой которого является получение пригодного к применению на практике результата. Факторы, влияющие на процесс управления инновациями в агропромышленном комплексе состоят из: объемов затрат на НИОКР; численности научных работников, способных создавать наукоемкую продукцию; количества и качества выпускаемых специалистов, а также инфраструктуры инновационной деятельности; организации управления отраслями, способной внедрять инновации, и с их помощью эффективно использовать имеющиеся ресурсы в АПК.
«Необходимо отметить, что процесс управления инновациями в АПК сильно зависит от степени проработанности горизонтальных и вертикальных связей в системе управления, а также от состояния материально-технической базы производства. Развитие агропрома без развития науки и внедрения инноваций невозможно, как невозможно внедрение инноваций без отлаженного аппарата государственного управления отраслью, до тех пор, пока государственное управление является неотъемлемым элементом ее функционирования. Для оживления социально-экономического развития АПК необходимо наибольшее возможное задействование региональных факторов внедрения инноваций. Одним из таких факторов является существующий социальный капитал – совокупность предпринимателей, способных кооперироваться, совместно проводить определенные мероприятия», - подчеркивают эксперты.
В связи с этим необходимо улучшить состояние сельскохозяйственной науки, повысить доступность образовательных и консультационных услуг для сельхозпроизводителей. Стабилизация и дальнейшее ускоренное развитие агропромышленного комплекса нашей республики невозможно без воспроизводства новых знаний, тиражирования достижений аграрной науки, их ускоренной диффузии в аграрное производство. Эти сферы деятельности должны быть обеспечены путем расширения сферы НИОКР, увеличения потребности в высококвалифицированных научных и инженерных кадрах, финансирования научных и рыночных исследований и разработок со скоростью, превышающей экономический рост. Иначе говоря, изменения в промышленной структуре должны быть научно и рыночно обоснованы, а предприятия со временем приспособятся к необходимости научных разработок.
«Поскольку доля государственного сектора в экономике Казахстана велика, - резюмируют они, - само собой напрашивается тесное взаимодействие государственного аппарата управления и местных предприятий АПК. Причем такое взаимодействие должно происходить не только на микроуровне, но и на мезо- и макроуровнях. И, надо сказать, в Казахстане уже налажена некоторая практика подобного взаимодействия – проводятся совещания в селекторном режиме по проблемным вопросам регионов. Министерство сельского хозяйства собирает эти вопросы и предложения, которые затем анализируются и включаются в график совещаний премьер-министра или министра сельского хозяйства. После вопросы прорабатываются с каждым регионом в селекторном режиме с участием представителей структурных подразделений министерства, заинтересованных предприятий. Таким образом, налаживаются каналы информационного взаимодействия на государственном и региональном уровнях государственного управления АПК».
Выводы
Исходя из проведенного исследования ученые пришли к выводу, что организационно-экономические факторы модернизации АПК РК обладают не меньшей значимостью, чем процесс внедрения новых технологий и инноваций, так как являются контекстом для этого процесса, определяющим качество жизни занятых в секторе, скорость и эффективность его развития. Строго говоря, эти факторы необходимо отдельно рассматривать на республиканском уровне, поскольку они связаны больше со стратегическими проблемами развития АПК. Или на региональном, когда необходимо учитывать специфику каждого региона при определении факторов.
На республиканском уровне наиболее значимыми можно назвать следующие факторы. Во-первых, это поляризация размеров субъектов АПК (либо крупные предприятия, либо малые фермерские хозяйства/предприятия). Крупные предприятия уже занимаются модернизацией, однако их инициатив недостаточно для охвата всего АПК, в то время как малые фермерские хозяйства распределены на слишком большие расстояния и их взаимодействие бессистемно.
Во-вторых, государственная политика и управление. Богатый опыт в разработке и реализации долгосрочных программ создает хорошие возможности для воплощения общих стратегических программ, однако малое внимание к разработке локальных программ не позволяет оперативно реагировать на региональные запросы, требующие все больше внимания. Кроме того, имеет смысл рассмотреть возможности межведомственного взаимодействия, чтобы в ведение Министерства сельского хозяйства РК попадали также и сектора, связанные с АПК, но не относящиеся напрямую с сельским хозяйством.
В-третьих, координация в использовании ресурсов. Из-за слабого взаимодействия государства, крупных и малых предприятий ощущается недостаток скоординированных действий, которые могли бы дать синергетический эффект и повысили бы эффективность использования ресурсов. Как часть этого фактора можно рассматривать кластеризацию и внедрение практик ГЧП. И если кластеризация находится сегодня в зачаточном состоянии – нет сколько-нибудь значимых, сформированных, функционирующих кластеров, то в случае ГЧП происходит более активное развитие, начиная с законодательства и заканчивая государственными программами.
В-четвертых, доступность экономических услуг: кредитов, лизинга и прочего. Несмотря на то, что государство предоставляет льготные кредиты для предприятий, им малодоступны рыночные кредиты из-за высокой процентной ставки и большого количества отказов ввиду рискованности бизнеса в АПК.
В-пятых, доступность и качество социальных услуг в сельской местности не могут конкурировать с таковыми в городской местности. Как следствие – отток рабочей силы (в том числе высококвалифицированной) из сельской местности в города, что снижает экономический потенциал АПК.
Как отмечают авторы исследования, участие государства в управлении АПК, в том числе управлении его модернизацией – неотъемлемая часть функционирования сектора, который обладает стратегической важностью для страны в целом. При формировании структуры управления агропромышленным комплексом критически важно учитывать большую роль государства, которая не позволяет отрасли развиваться исходя из рыночных законов.
«Не существует единого наиболее эффективного способа организации государственного управления АПК – всегда необходимо учитывать особенности, присущие конкретной стране, - повторяют они. - В Казахстане исторически сложилась достаточно развитая практика планирования процесса государственного управления. Эта же практика, несмотря на свои плюсы, осложняет адаптацию существующей системы управления к условиям рыночной экономики, так как завязана на строго централизованном планировании. Вертикальные связи в такой ситуации формируются с большим перекосом в сторону директивного, одностороннего планирования – инстанции более высокие в иерархии спускают директивы и целевые показатели, в то время как более низкие инстанции не могут передать информацию о состоянии системы на более низких уровнях, отличающуюся от целевых показателей. При таком планировании АПК рассматривается как единая система, не имеющая региональных особенностей и уникальных запросов, присущих конкретным регионам. Как следствие – слабая связь между непосредственно субъектами-производителями АПК и государственным аппаратом управления».
На их взгляд, в условиях глобализации и информатизации мировой экономики, на мировом рынке теперь функционируют не только государства, но и их регионы. То есть регионы сталкиваются с индивидуальными вызовами помимо требований государства, а значит, они должны теперь решать вдвое больше задач по выполнению целевых показателей, заданных государством, а также возникающих из-за глобализации собственных проблем, связанных с взаимодействием на мировом рынке. Эти вызовы создают тенденцию к созданию более самостоятельных институтов управления на уровне регионов, которые при должном развитии способны стать связующим звеном между субъектами АПК и центральным государственным аппаратом. При условии передачи им части полномочий они обеспечивают более оперативное принятие решений, а также выбор наиболее оптимальной в разрезе региона стратегии развития.
Вне зависимости от региона подразумевается интенсивный путь развития – через инновации, модернизацию отраслей, внедрение новых технологий. Внедрять технологии в долгосрочной перспективе можно двумя способами – через создание благоприятной среды для роста доходов существующих предприятий, которые и будут проводить модернизацию, или через государственное вмешательство – заключение договоров трансферта технологий, субсидирование инноваций и модернизации, заключают ученые.