Второй президентский срок Касым-Жомарта Токаева, как утверждают многие эксперты, станет определяющим для Казахстана, поскольку принятые в ближайшие годы решения будут носить поистине судьбоносный характер. Особенно это касается экономической сферы. Но есть ли основания полагать, что её ждут серьёзные и качественные изменения, смогут ли глава государства и его команда вывести Казахстан на действительно устойчивую траекторию развития? Эти и другие вопросы мы адресовали Нурбеку ИСКАКОВУ, аналитику компании Esperio.
Реформы или застой?
- Какого курса в экономической политике, на ваш взгляд, будет придерживаться Касым-Жомарт Токаев в ходе второго президентского срока? На каких ключевых столпах она может быть выстроена?
- Для начала хочется отметить, что с точки зрения тех реалий, в которых мы находимся, у Казахстана нет особого выбора: в рамках рыночной экономики у всех стран есть только один путь, и заключается он в борьбе за поэтапный переход на более высокий уровень экономической сложности.
На текущий момент Казахстан все еще находится на начальном этапе развития экономики, рост которой основан на дешевых ресурсах. Как бы обидно это ни прозвучало, речь идет не только о добываемом у нас сырье, но и о низком уровне оплаты труда граждан страны, которые лишены возможности расти в профессиональном отношении из-за недоступности качественного образования и повышать свое благосостояние вне государственных структур или крупного бизнеса, аффилированного с государством.
- Звучит не обидно, а как-то слишком уж безнадежно…
- Не стоит думать, что все вышеперечисленное является какой-то уникальной болезнью, присущей только Казахстану. Все страны, которые сегодня могут похвастать своей мощной обрабатывающей промышленностью, такие, как Китай, Мексика, Турция, или своим высокотехнологичным сектором, как Япония, США, Южная Корея, страны ЕС и снова Китай, или своим богатством капитала, с помощью которого «скупаются» лучшие умы, самые перспективные технологии и будущие корпоративные гиганты (те же США), - все они отталкивались от начального уровня, аналогичного тому, на котором сегодня находится Казахстан.
Так что тот образ будущего, который довольно последовательно с 2019 года рисует Касым-Жомарт Токаев, - это не его личное видение того, куда стране нужно двигаться для того, чтобы жизнь казахстанцев стала лучше. Это диктуемый объективными экономическими законами минимальный набор действий. Они направлены на то, чтобы экономические, законодательные, управленческие и социальные условия Казахстана начали в большей степени соответствовать тем задачам, которые будут стоять перед страной на следующем этапе развития, куда Казахстану нужно обязательно выйти в течение следующих 8-12 лет.
- Чем-то напоминает коммунистические пятилетки с их попытками догнать и перегнать Америку…
- Почему такой тайминг? И почему нельзя продолжать опираться на сырьевую экономику? Ответ очень простой - потому что эффективность такой экономической модели с каждым годом становится все ниже и ниже. Если мы посмотрим на темпы роста ВВП Казахстана, начиная с 2000 года, то увидим один общий тренд - скорость экономического развития быстро падает.
Если в 2000-2007 годах ВВП страны прирастал на 8-10 процентов ежегодно, то в 2008-2014 годах темпы роста упали до 5-7 процентов, а с 2015-го среднегодовой прирост снизился уже до 3-4 процентов. То есть, экспортно-сырьевой сектор, который на протяжении всего этого времени был главным драйвером роста экономики Казахстана, практически исчерпал свои возможности. И если не найти новых драйверов, то в течение следующих 8-12 лет темпы роста ВВП упадут до 1-2 процентов в год или ниже, что в реальности будет означать не просто экономический застой, а деградацию. Поэтому заявления президента Токаева о том, что «стране нужны реформы, иначе — застой», имеют под собой абсолютно железное экономическое обоснование. Но в выведенную им формулу «реформы или застой» можно добавить: «...застой и большие социальные потрясения». Только так можно донести до граждан, что от успеха плана Токаева напрямую зависят их жизни и судьбы.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
- В каком же направлении нужно двигаться Казахстану, где искать новые точки опоры?
- Если вы имеете в виду новые драйверы роста отечественной экономики, то ответ на этот вопрос, к счастью, есть. Вторым этапом экономической эволюции страны является развитие обрабатывающей промышленности. Тут, конечно, можно помечтать о высоких технологиях или о повторении пути Сингапура или Гонконга, ставших глобальными финансовыми и торговыми центрами. Однако стоит ли увлекаться красивыми миражами, которые отвлекают от верного пути?
Реальность такова, что никто не подарит Казахстану высокотехнологичную отрасль производства, во-первых, из-за сложного геополитического расположения нашей страны, а во-вторых, потому, что любое государство сегодня само готово к военно-политическим действиям для того, чтобы отхватить от рынка высоких технологий кусок побольше. Далеко ходить не нужно, достаточно посмотреть на схватку Китая и США за Тайвань - крупнейшего в мире производителя полупроводников.
- Ну, может быть, МФЦА, которым мы так гордимся, станет для нас окном в новый мир…
- Что касается концепции финансового центра… Как небольшой региональный хаб он, конечно, имеет право на существование, и усилия в данном направлении, безусловно, стоит прилагать. Но это не может стать устойчивым драйвером роста всей экономики Казахстана. К тому же для получения статуса даже небольшого регионального финансового хаба необходим консенсус крупных экономик, которые будут направлять через него финансовые потоки, а его пока нет, поскольку никто еще не понимает, как изменятся зоны влияния в мире после завершения текущей фазы противостояния США и Китая.
- И что же тогда остается в сухом остатке?
- Как ни крути, но получается, что у Казахстана есть только одна формула будущего - либо бурное развитие обрабатывающей промышленности, либо застой и большие социальные потрясения. И если масштабные реформы президента Токаева будут реализованы, то экономика страны начнёт двигаться именно в этом направлении.
Для чего необходимы децентрализация и демократизация государственного управления, которые осуществляет лидер страны на всех уровнях власти? Это необходимо для того, чтобы многочисленные предприятия обрабатывающего сектора через своих представителей в парламенте, в акиматах, других государственных органах, где возрастет конкуренция, могли бы реализовывать свои инициативы, направленные на повышение эффективности работы.
Зачем нужна налоговая реформа, которая имеет целью дифференциацию налоговых ставок по отраслям? А затем, чтобы предприятия обрабатывающего сектора получили фискальные стимулы для активной технологической модернизации и ведения научных разработок. Стремление к повышению производительности труда, к росту эффективности - главная черта этого сектора. Именно поэтому страна, делающая ставку на развитие обрабатывающей промышленности, должна стать максимально прозрачной. Иначе высокой эффективности не достичь.
То есть необходимо кардинальное обеление экономики. Для этого Токаев даже создал специальное Агентство по борьбе с экономическими преступлениями, а также поставил амбициозную задачу сократить долю теневой экономики до 15 процентов. В перспективе хочется надеяться и на максимальную цифровизацию, в том числе с помощью быстрого запуска цифрового тенге. Это бы очень помогло в продвижении к большей прозрачности и эффективности экономики.
На самом деле можно еще долго перечислять список анонсированных и уже проводимых реформ. Однако помимо уже названных (децентрализация госуправления, налоговая реформа, повышение прозрачности экономики), хотелось бы остановиться на профессиональном образовании. Самый важный ресурс для обрабатывающего сектора – кадры. Поэтому сюда бы идеально подошел принципиально иной механизм подготовки специалистов. Молодые люди должны получить возможность сразу после окончания школы «поступать» не в колледжи, а на предприятия, где их будут ставить на начальные позиции, платить до 70 процентов заработной платы молодого сотрудника и на несколько дней в неделю направлять на профильные курсы в образовательные учреждения за счет работодателя.
В зависимости от профиля деятельности срок обучения составит 4-5 лет, что позволит уже к 22-23 годам получить полноценного специалиста со средней по отрасли заработной платой, а не выпускника, который не имеет практических навыков по своей специальности и не может претендовать на средний уровень дохода, что и отпугивает многих казахстанцев.
Если наладить такую систему, то примерно за 4-5 лет можно создать очень действенный механизм привлечения в обрабатывающий сектор экономики молодых кадров, которые будут очень востребованы. Хочется надеяться на то, что подобный подход к образованию, доказавший свою эффективность во многих успешных странах, примет на вооружение и Казахстан.