Водные ресурсы - один из центральных элементов устойчивого развития Казахстана. Но для достижения и поддержания экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда с целью сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды стране требуется полностью перестроить свою водную стратегию, считают эксперты. В том числе предстоит усовершенствовать действующее законодательство, изменить тарифную политику и наладить систему кадрового обеспечения отрасли.

Законодательное обеспечение

Год назад в ходе заседания Высшего совета по реформам глава государства заметил, что «без сильной внутренней водной политики невозможно выстроить эффективную водную дипломатию с соседними странами». В связи с этим он поставил перед правительством ряд задач, в том числе по разработке проекта нового Водного кодекса, который будет нацелен на сохранение и эффективное использование водных ресурсов, а также будет способствовать снижению их дефицита с учетом изменения климата и политики приграничных стран.

Об угрозах несовершенства системы государственного управления водным фондом писали также авторы Программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы. По их информации, действующий Водный кодекс был принят еще в далеком 2003 году, изменения и дополнения в него за эти годы вносились более 60 раз! В результате наблюдается потеря последовательности правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях развития водного хозяйства.

Так, например, помимо основных статей в Кодексе предусмотрены статьи коммунального водоснабжения и водоотведения, что приводит к путанице между вопросами управления водными ресурсами и коммунальным хозяйством. Аналогичная ситуация имеется и с обеспечением безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС). Эксперты полагают, что такие важные вопросы как снабжение населения питьевой водой и водоотведение, а также эксплуатация гидротехнических сооружений, связанная с возможными чрезвычайными ситуациями, однозначно требуют отдельных специальных законодательных актов.

«Учитывая, что действующие Кодекс и Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» имеют свое узкое назначение для решения определенного круга юридических и практических вопросов социально-экономической жизни страны, они не регулируют те же технические вопросы безопасности ГТС. Последние (а это водохранилища, плотины, гидроузлы, ирригационные насосные станции, акведуки, дюкера, магистральные и межхозяйственные каналы, крупные ирригационные водоводы) имеют техническую специфику и их проектирование, строительство и эксплуатация должны регламентироваться специальными нормативными документами», - поясняют они.

Плюс отсутствие экономического механизма рационального использования водных ресурсов не создает условий для развития водосбережения, а также провоцирует нерациональные инвестиции в регулирование речного стока. Как считают специалисты, реализацию основной части проектов по внедрению водосберегающих технологий орошения целесообразно осуществлять через механизм государственно-частного партнерства, а окупаемость затрат из республиканского бюджета возможна за счет налоговых поступлений от прироста объема выпускаемой продукции орошаемого земледелия.

Тарифная политика

Другой составляющей является совершенствование тарифной политики, которое должно обеспечить покрытие всех эксплуатационных издержек. Как подчеркивают авторы Программы, без определения ясного механизма ценообразования на водные ресурсы не представляется возможным выбор наиболее экономически эффективных инвестиционных проектов по рационализации водопользования и регулированию речного стока. Новая структура тарифов, полагают они, должна отражать структуру расходов на предоставление услуг водохозяйственной системой, а также сигнализировать конечному потребителю, что вода имеет экономическую ценность и должна распределяться и использоваться рационально.

«Существующая система учета и мониторинга водных ресурсов не отвечает современным требованиям рационального и комплексного управления ими, не дает оперативной информации об их количестве и качестве, - пишут специалисты. - Если в начале 1980-х годов на территории Казахстана действовало 506 гидрологических постов, то начале 2000-х годов их количество сократилось до 165 единиц. Большинство из них, а точнее – 67% - были закрыты в связи с экономическими трудностями.

На сегодняшний день по уровню охвата гидрометеорологическими данными государственная сеть значительно отстает от развитых стран - на огромной территории страны действуют всего 352 гидрологических поста. Тогда как оптимальное их количество должно быть 511, что позволило бы достаточно быстро и весьма существенно повысить гидрологическую изученность территории Казахстана».

Немаловажным также является отсутствие автоматизированных систем учета и мониторинга за прохождением стока в естественных и искусственных водотоках. Как считают эксперты, эффективность государственного регулирования в области использования охраны водного фонда, учета водных ресурсов возможно лишь при ускоренном внедрении систем автоматики и математического моделирования, совершенствовании методов мониторинга за водными ресурсами, основанных на инновационных технологиях.

«Создание цифровой информационной системы оценки ресурсов речного стока на основе применения современных технологий и компьютерного моделирования позволит повысить оперативность и обоснованность принимаемых стратегических решений в области долгосрочного прогнозирования развития и рационального управления национального водохозяйственного комплекса страны. Программно-математическое обеспечение будет решать задачи ввода, хранения, обработки, актуализации, веб-представления и анализа данных по водным ресурсам Казахстана и иметь техническую возможность интеграции с планируемой Единой информационно-аналитической системой управления водными ресурсами РК», - отметили они.

Кадровая политика

Развитие водного сектора экономики также нуждается в квалифицированных кадрах по всем направлениям и уровням водного хозяйства. Это потребует значительного наращивания выпуска специалистов с инженерной подготовкой, усиления научно-педагогического потенциала высших учебных заведений и научных институтов, открытия новых специальностей для водной отрасли.

«Практика водохозяйственного строительства показывает, что выпускники ряда вузов не отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам водной отрасли. Нет налаженной государственной системы переподготовки кадров водного хозяйства. Вследствие недостаточной инженерной подготовки молодые специалисты не имеют достаточных знаний, навыков и умений для работы в проектных, строительных и эксплуатационных водохозяйственных организациях, что ведет к их невостребованности. Всего 22% окончивших вузы работают по специальности, а остальные пополняют ряды безработных и/или уходят в другие виды деятельности, не связанные с водным хозяйством», - констатируют разработчики Программы.

Кроме того, они указывают на слабую связь вузов Казахстана с потенциальными работодателями, отсутствие договоров на целевую подготовку водников между бенефициарами и вузами. Плюс лицензирование специальностей вузов не связано с материально-технической базой и лабораторным обеспечением учебного процесса. Качество профессорско-преподавательского состава также нуждается в улучшении. Что касается учебных планов, то специально проведенный анализ вузов Центральной Азии показал, что казахстанская система образования водной отрасли отстает как по качеству, так и по количеству соответствующих специальностей.

«Одной из важных проблем является трудоустройство выпускников водохозяйственного профиля. Если в остальных странах Центральной Азии этот показатель достигает 80-100%, то в Казахстане он не превышает 22%. В этой связи важной задачей по усилению кадрового потенциала в водном хозяйстве является определение потребной численности специалистов на перспективу с учетом реализации стратегий и программ развития отрасли. И такой анализ был проведен – он показал, что в республике до 2030 года потребуется довести количество специалистов до 40 тысяч, из которых для науки и проектирования – 10%, строительства и реконструкции – 40%, эксплуатации – 50%», - резюмируют эксперты.

А чтобы реализовать эти планы нужно, в первую очередь, предусмотреть возрождение следующих основных базовых специальностей водного профиля: гидромелиорация, гидротехническое строительство, механизация гидромелиоративных работ, водоснабжение и водоотведение, экономика водного хозяйства. Для этого, считают они, назрела необходимость организации сильного образовательного центра, сконцентрировав в одном головном вузе все ступени подготовки широкого спектра специалистов: от среднего звена (колледж) и бакалавров до магистров и докторов наук.

«Данный центр целесообразно организовывать в городе Тараз на базе бывшего Жамбылского гидромелиоративно-строительного института, где сохранились соответствующая лабораторная база и профильный профессорско-преподавательский состав. Функционирование вуза должно осуществляться по смешанной схеме финансирования: как за счет образовательных государственных грантов, так и путем получения ведомственного (отраслевого) заказа от заинтересованных ведомств и организаций. Другой образовательный центр подготовки квалифицированных кадров для водного сектора и повышение квалификации можно организовать на базе «Шемолганского техникума (колледжа) водного хозяйства» в Алматинской области. Техникум располагает в настоящее время соответствующими производственными и учебными базами, помещениями, лабораторными зданиями, двумя общежитиями по 400 мест в каждом», - рекомендуют авторы Программы.

В настоящее время специалисты водного хозяйства так или иначе готовятся в семи университетах. По прогнозам специалистов, потребность в высококвалифицированных кадрах может составить до 800 человек в год с учетом естественной убыли и других причин.