Модернизация жилищно-коммунальной сферы – одна из самых актуальных задач, поставленных президентом Токаевым на перспективу. Катастрофический износ сетей и плачевное состояние коммунальной инфраструктуры все чаще приводят к авариям и перебоям в предоставлении потребителям услуг. Решить эти хронические проблемы призваны не только механизмы, заложенные в тело государственных программ и инициатив, но и новые технологии, предлагаемые иностранными инвесторами, проявляющими заинтересованность к участию в реализации стратегически важных проектов в системе ЖКХ.
По официальным данным средний показатель износа коммунальных сетей по Казахстану составляет 51 процент. Это цифра тревожная и многоговорящая, особенно после череды последних серьезных аварий, отрезающих от воды, света, тепла целые районы и города. Даже несмотря на то, что за последние годы в этом вопросе удалось достичь серьезного прогресса. По информации, озвученной Министерством индустрии и инфраструктурного развития, в период с 2015 по 2022 годы на строительство, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения из разных источников было выделено 344 миллиарда тенге. В итоге за счет этих средств было построено и реконструировано 3667 километров инженерных сетей. Общий же их износ удалось снизить с критических 65 до уже упомянутых 51 процента.
Понятное дело, что по мановению волшебной палочки ситуацию в миг не исправить – проблемы в секторе ЖКХ оказались хронически запущенными. Причин тому масса, начиная от неспособности бюджета в кризисные годы финансировать проведение своевременных ремонтов на объектах коммунальной сферы, не говоря уже о строительстве новых. Да и человеческий фактор никто не сбрасывает со счетов. Казахстанцы неоднократно сами становились свидетелями откровенного разбазаривания средств, выделенных на модернизацию ЖКХ, подрядными организациями. И это далеко не полный список факторов, приведших в итоге к печальным последствиям. Проблема на самом деле сложная, многослойная, для которой единственно верного решения в принципе не существует. Скорее всего, именно поэтому, инициируя меры по преломлению ситуации, в правительстве делают довольно осторожные прогнозы относительно их эффекта. Горизонт планирования - в течение ближайших лет снизить уровень износа коммунальных сетей по стране хотя бы до уровня 45 процентов.
За этими цифрами кроется большой объем дорогостоящих работ. Только в секторе теплоэнергетики в этом году предстоит реализовать 54 проекта по строительству и реконструкции 180 километров сетей теплоснабжения. Общий же объем запланированных к модернизации до конца года сетей составит порядка двух тысяч километров. К началу следующего года это позволит снизить объем износа сетей по республике до 50 процентов.
Еще большая работа предстоит по модернизации теплоэлектростанций, водозаборов, электростанций, канализационных очистных сооружений. Объем необходимых средств здесь не сопоставим с тем, которые государство тратит на реконструкцию и строительство сетей. Хорошим вариантом для приведения в порядок этих объектов было бы привлечение иностранных инвесторов, готовых произвести реконструкцию станций и сооружений в соответствии с мировыми стандартами и по последнему слову техники. И такой вариант развития событий не выглядит чем-то фантастическим, тем более после запуска президентской инициативы «Тариф взамен на инвестиции».
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития акцентирует внимание на важности реализации этой инициативы. «Посредством внедрения программы износ сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения по республике планируется снизить в среднем на 20 процентов. Ожидается, что в свою очередь это позволит повысить качество предоставляемых гражданам услуг и уменьшить количество аварийных отключений», - напоминают в ведомстве и подчеркивают: «Кроме того, данный механизм позволит дополнительно привлечь инвестиции в коммунальную сферу и простимулирует восстановление изношенных сетей и оборудования. Принимаемая новая тарифная политика может дополнительно простимулировать выдачу бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в части возможности погашения бюджетного займа».
Пока что, конечно, трудно строить прогнозы, какая конкретно компания и из какой страны разделит с нами бремя тяжелого наследия ЖКХ, но наличие интереса со стороны иностранных инвесторов к решению проблем в этой сфере очевидно. Стоит напомнить, что еще в марте с проектами строительства канализационных очистных сооружений знакомилась компания Abu Dhabi Sewerage Services Company (ADSSC) из ОАЭ. В портфеле ADSSC находится порядка 40 канализационных очистных сооружений и более 260 насосных станций, а также канализационная сеть протяженностью 12 тысяч километров. Опыт работы этой компании может быть весьма полезен для нашей страны. Для справки, реконструкция или строительство канализационных очистных сооружений требуется в 68 казахстанских городах. В апреле на высоком уровне прошли переговоры по вопросу управления водными ресурсами с французской компанией Veolia Environnement, специализирующейся на поставках и очистке воды, коммунальных услугах, энергетики. И таких примеров на самом деле много. Предполагается, что иностранные инвесторы в случае заинтересованности участия в процессе модернизации казахстанской системы ЖКХ могут воспользоваться таким эффективным инструментом, как ГЧП (государственно-частное партнерство).