Что общего у бывшей Коммунистической, а ныне просто Народной партии Казахстана (НПК) с национал-популистами вроде Жанболата Мамая? А то, что и те, и другие стремятся заработать очки в глазах населения требованием к властям страны провести кредитную амнистию.
Такие притязания они обосновывают тем, что в период затяжного карантина многие люди потеряли источники доходов, лишились возможности погашать кредиты, и потому государство, выделившее в свое время триллионы тенге на спасение банков (тех самых «кровососов», к которым вынуждено обращаться население и которые установили грабительские процентные ставки), теперь должно помочь их «жертвам»-заемщикам.
Думается, подавляющее большинство рядовых граждан нашей страны тоже было, мягко говоря, не в восторге от решения властей направить огромные суммы из госказны на предотвращение дефолта частных банков, тем более принадлежащих олигархам, долларовым миллиардерам и мультимиллионерам. Полагаю, что многие из нас согласны и с тем, что индивидуальные предприниматели и наемные работники, лишившиеся доходов вследствие карантинных ограничений, заслуживают помощи со стороны государства. В том числе, возможно, в виде отсрочки по уплате кредитов и даже субсидирования определенной части процентных ставок, не говоря уже о налоговых послаблениях. Но с требованием осуществить кредитную амнистию, то есть простить все долги, здравомыслящие и ответственные казахстанцы вряд ли готовы согласиться.
Во-первых, это идет вразрез с принципом социальной справедливости, который должен лежать в основе существования любого цивилизованного общества. Кто-то позаимствовал у банков несколько десятков миллионов тенге, кто-то – несколько сотен тысяч, а кто-то и вовсе привык полагаться только на себя и старается не залезать в кредитную кабалу. Соответственно одни получат от амнистии максимальную выгоду, другие – минимальную, а третьи – и вовсе ничего. Мало того, последние окажутся еще и в проигрыше, поскольку помогать «амнистированным» государство будет в том числе и за их (налогоплательщиков) счет. Плюс в госказне останется меньше средств на оказание финансовой поддержки социально уязвимым категориям населения, на повышение зарплат учителям, врачам, на другие нужды, включая те, которые так или иначе касаются интересов большей части казахстанцев. Кстати, общая сумма розничных кредитов по стране сегодня оценивается в 7,5 триллиона тенге. Для того, чтобы можно было «понять масштаб», приведу еще одну цифру: совокупный объем всех расходов республиканского бюджета составил в прошлом году 12,7 триллиона тенге.
Также надо разбираться в том, на что были взяты кредиты. Возможно, большинство действительно брало их на первоочередные и неотложные нужды, на то, чтобы выжить. Но ведь мы прекрасно знаем, с какой легкостью многие казахстанцы залезают в долги ради проведения свадеб, юбилеев, необязательной покупки автомобилей, дорогостоящей бытовой техники. С какой стати честная и ответственная часть граждан-налогоплательщиков должна оплачивать эти прихоти?
Во-вторых, нужно понимать, что именно из-за тех, кто набрал кредитов и не хочет их погашать, страдают другие – те, кому деньги нужны действительно на самое необходимое и кто готов потом сполна вернуть их банкам. Ведь почему в Казахстане процентные ставки едва ли не самые высокие в мире (даже в соседней РФ они почти вдвое ниже – сравните хотя бы условия получения займов в российском Сбербанке и в его казахстанской «дочке»)? В том числе и потому, что наши банкиры изначально закладывают в них риски, связанные с большой долей невозвратных кредитов. Иначе говоря, добросовестный заемщик вынужден платить проценты и за себя, и за «того парня», который либо не рассчитал свои возможности, либо и вовсе полагался на авось: мол, возьму кредит побольше, а там посмотрим, куда кривая выведет. Конечно, казахстанские банкиры тоже далеко не ангелы и никогда не упустят возможность нажиться на клиентах, но это уже тема отдельного разговора.
Кредитная амнистия – если она вдруг, не дай бог, случится – станет, по сути, актом поощрения любителей брать и не возвращать деньги, увеличит число желающих последовать их примеру. То есть, это будет опасный прецедент, который может вызвать крайне негативные последствия для всего рынка кредитования в стране.
Здесь стоит напомнить, что в 2019-м по поручению главы государства многим малоимущим казахстанцам простили их долги. Согласно официальным данным, почти 554 тысячам наших соотечественников была погашена основная задолженность на общую сумму 115 миллиардов тенге, а 1,2 миллиона граждан получили списания по штрафам и пени на 33,6 миллиарда тенге. Эту частичную амнистию, призванную облегчить участь людей с низким уровнем доходов, некоторые, видимо, восприняли как сигнал к тому, чтобы еще больше надавить на власти. И сегодня невольно напрашивается вопрос: может, не стоило списывать долги, может, следовало помочь этим категориям населения как-то иначе?