В своем недавнем Послании народу Казахстана глава государства снова акцентировал внимание на вопросах развития среднего предпринимательства. Он подчеркнул, что темпы его развития недостаточны на фоне стабильного роста малого и крупного бизнеса, которое было обеспечено принятыми в последние годы мерами. Поэтому придется практически поднимать средний бизнес в «ручном режиме» для успешного перехода на новую экономическую модель…

«В первую очередь необходимо устранить перекосы, сдерживающие средний бизнес. Не секрет, что большая его часть, вырастая, дробится, чтобы остаться в «удобном» сегменте малого бизнеса. Правительству следует внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства. В целом в стране не так много успешных средних предприятий, активно осваивающих рынки. Их нужно поддерживать. По каждому надо составить конкретный план, нацеленный на увеличение возможностей и расширение производства в два-три раза. Следует объединить программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Эту государственную поддержку важно дифференцировать по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса», - раздал поручения правительству и профильным органами президент.

Напомним, задачу по повышению конкурентоспособности среднего бизнеса в ближайшие годы Касым-Жомарт Токаев поставил еще в конце марта текущего года на открытии первой сессии Парламента VIII созыва. Спустя две недели этот вопрос уже широко обсуждался на совещании с участием руководства центральных госорганов и НПП «Атамекен» под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. Как доложил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, на тот момент в республике насчитывалось 2910 действующих субъектов среднего предпринимательства с долей в ВВП на уровне 6,3 процента, которые обеспечивают работой порядка 380 тысяч человек.

В свою очередь экс-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил, что в обрабатывающей промышленности на сегодня представлено всего 501 предприятие, относящееся к среднему бизнесу. Стимулировать их развитие ведомство планирует «посредством запуска малых промышленных зон, обеспечения стажировок отечественных инженерно-технических работников на зарубежных заводах, активизации глубокой переработки базового сырья и т.д.».

Со своими предложениями на совещании также выступил председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов. Он рассказал о преимуществах усиления мер господдержки приоритетных отраслей развития регионов и обозначил необходимость активнее привлекать отечественных предпринимателей к реализации масштабных проектов, финансируемых из бюджета. Плюс глава палаты презентовал возможности цифрового мониторинга инвестиционных проектов

В ходе совещания было отмечено, что в Казахстане имеется потенциал локализации товаров, работ и услуг более чем на 10 триллионов тенге, часть из которых могут производить и оказывать как раз предприятия среднего предпринимательства. Но чтобы дать толчок этому направлению необходимо расширить перечень заказчиков отечественной продукции, а также развивать механизмы заключения долгосрочных и оффтейк-контрактов с системообразующими и квазигосударственными компаниями. В этой связи предложены меры по упрощению регуляторных процедур в отношении среднего бизнеса, включая сферу госзакупок, налоговому стимулированию, повышению инвестиционной активности, снижению административной нагрузки и расширению поддержки среднего предпринимательства.

Все эти подходы были одобрены премьер-министром. Он обозначил важность активного вовлечения бизнес-сообщества в процесс разработки новых инициатив и поручил внести необходимые изменения в законодательство, а также в отраслевые программы госорганов. «В свете поручений главы государства настало время придать особое значение вопросу развития среднего предпринимательства. Чтобы оно укреплялось, мы должны предусмотреть по всем направлениям налоговые, административные и прочие стимулы. Это будет способствовать увеличению занятости и социальной защищенности работников этих предприятий, повышению прозрачности и в целом развитию и диверсификации нашей экономики», - подчеркнул Алихан Смаилов. 

Кроме того, он отметил необходимость в кратчайшие сроки завершить разработку Комплексной программы поддержки среднего бизнеса и предусмотреть возможность ее интеграции в действующую Концепцию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. «Документ должен отвечать всем ожиданиям бизнеса. Нужно активно вовлечь к этой работе сам бизнес, экспертное сообщество, депутатов парламента, а также представителей местных исполнительных органов и Администрации президента. Важно совместно выработать новые подходы, выстроить приоритеты, направленные на качественное развитие среднего предпринимательства», — заключил глава правительства.

Стоит отметить, что Концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года была принята годом ранее. Она предусматривает переход от прямой его поддержки и субсидирования к более рыночным инструментам и подходам, а также новые регулирующие и стимулирующие меры для продвижения малого бизнеса в категорию среднего. Была предложена целостная политика в данной сфере с учетом достигнутых результатов, международных стандартов и стратегических целей государства.

По прогнозам разработчиков документа, в сфере развития предпринимательства стратегической целью будет увеличение доли МСП в ВВП до 40 процентов к 2030 году. Принимая во внимание, что данный показатель отражает оценку не только мер по развитию предпринимательства, но и политические, социальные, экономические реформы, в работу по его достижению будет активно вовлечено гражданское общество. Параллельно будут созданы условия и возможности для людей по самореализации в качестве предпринимателя, изменения роли государства и перераспределения ответственности между ним и бизнесом. Плюс государственная политика будет способствовать укреплению конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции и предпринимательские таланты.

«Повышенный спрос на развитие цифровизации определил новый фактор конкурентоспособности. Государственная политика в данном направлении будет, с одной стороны, максимально углублять взаимодействие с предпринимателями и предприятиями с использованием цифровых платформ, с другой стороны, способствовать развитию и расширению возможностей для предпринимательской деятельности, базирующейся на платформенных решениях с учетом и защитой интересов всех взаимодействующих сторон. Современные цифровые технологии будут способствовать тому, чтобы сделать взаимодействие гражданина с государством максимально простым, быстрым и прозрачным», - говорят авторы документа.

По их словам, влияние глобальных тенденций на государственный сектор будет проявляться в нарастании запроса общества и бизнеса на более гибкий, устойчивый, прозрачный и отзывчивый по отношению к гражданам государственный аппарат. Внешний контекст будет вносить серьезное давление с точки зрения нарастания конкуренции за таланты. Это потребует создания максимально благоприятных условий для сохранения этих талантов и их привлечения в страну через снижение государственного вмешательства во всех сферах общественной жизни, максимальное дерегулирование предпринимательской деятельности, масштабное использование механизмов саморегулирования и повышение личной ответственности каждого гражданина за собственное благополучие.

В целом реализация данной работы будет способствовать решению задачи по созданию «диверсифицированной, технологичной экономики», что в свою очередь позволит обеспечить занятость в МСП до 4 млн человек к 2025 году. Их поддержка будет осуществляться рядом горизонтальных и вертикальных мер. Прежде всего, посредством создания общих благоприятных условий для развития предпринимательства в целом, включая налоговую политику, развитие конкуренции и ограничение монополий, сокращение участия государства в экономике, снижение административной нагрузки и смягчение регуляторных норм ведения бизнеса и другое.      

С учетом этих и других задач реализация Концепции будет основываться на трех принципах. Первый – обеспечение свободы предпринимательства. Второй – поощрение честности, открытости, добросовестности и безопасности в предпринимательской деятельности. И третий – содействие ускоренному развитию. Базируясь на них, государственная политика развития МСП переходит от парадигмы поддержки слабых к парадигме развития конкурентоспособных. В этой связи в документе поставлены четкие задачи: создание институциональной среды, обеспечивающей предпринимательскую активность; развитие регулирования предпринимательской деятельности, влияющего на бизнес-климат и бизнес-среду; обеспечение эффективности структуры мер государственной поддержки

Всего Концепция предусматривает порядка восьмидесяти различных мероприятий, в том числе принятие ряда законов. Ключевыми результатами реализации документа должны стать следующие индикаторы: к 2030 году доля МСП в ВВП, повторимся, достигнет 40 процентов, доля средних компаний в ВВП – 20 процентов.