В свете обострения региональных конфликтов тема ОДКБ вновь оказалась в поле зрения экспертов и общества. Многих казахстанцев беспокоит вопрос, не ввяжут ли Казахстан в какие-либо боевые действия, требуя «вернуть январский должок»? Эти опасения подпитывают и некоторое радикальные российские политологи, требующие обратиться к Казахстану за «ответной помощью». Но для того, чтобы перестать беспокоиться об этой проблеме, надо знать, что из себя в целом предоставляет ОДКБ.
Дело в том, что все действующие в Евразии конфликты не входят в зону компетенции ОДКБ. Россия, какой бы не была ее риторика, воюет на территории другой страны, а Казахстан не признает ЛНР, ДНР и даже Крым ее частью. Пограничные притязания Таджикистана и Кыргызстана происходят из-за несвоевременной делимитации государственных границ. Они юридически не оформлены и каждый посягает на эти спорные территории. А ОДКБ, как известно, действует в рамках признанных ООН границ. Практически такие же проблемы у Армении. Нагорный Карабах стал камнем преткновения, потому что споры за территорию ведутся более чем 100 лет. Два последних конфликта по логике вещей должны решаться за столом переговоров.В свою очередь, Казахстан был поддержан силами ОДКБ из-за террористических угроз, которые вылились масштабные погромы, убийства и нападения на объекты правоохранительной и военной инфраструктуры. Все это угрожало стабильности государства. Посмотрим Устав ОДКБ: «Государства – члены принимают меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов». То есть, наш запрос был абсолютно легитимным.
Миссия же ОДКБ в Казахстане оказалась образцовой. Миротворцы ни разу не вмешались в столкновения, а только занимались охраной стратегических объектов. Они покинули территорию Казахстана в кратчайшие сроки – гораздо раньше, чем ожидали даже сами наши граждане. Для сравнения, НАТО прямо участвовало в Косовской войне в 1998 году, начала бомбардировку Югославии и в течение трех месяцев не покидала эту страну.
Конечно, масштабы разные, но пример – показательный. Действительно, лучшая война – это не начатая война. Самая лучшая военная организация – эта та, которой не пришлось участвовать в военных конфликтах.