2021-й год юбилейный. Исполняется 30 лет с момента обретения независимости Казахстаном. Наступающий юбилей - повод не только вспомнить прошлое, но и подвести некоторые важнейшие итоги новейшей истории суверенной республики. Вышедшая в начале года статья главы государства Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего» стала важным напоминанием, призывающим проанализировать путь, пройденный страной под руководством первого президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева за прошедшие три десятилетия.

Внешние рубежи Независимости

Сегодня те, кто родился в 1991 году, уже взрослые состоявшиеся люди. За три десятилетия развития в качестве независимого государства Казахстан вошел в систему международных отношений, выработал свою внешнюю политику, сформировал вполне определенные внешнеполитические доктрины и концепции, осознал национальные интересы.

Выдающая роль в формировании внешней политики Казахстана принадлежит первому президенту Нурсултану Назарбаеву. На первоначальном этапе развития внешнеполитической стратегии страны в первой половине 1990-х гг. им была выдвинута концепция «Евразийского моста», которая указывала на географическую, культурную, историческую и цивилизационную принадлежность Казахстана как к Европе, так и к Азии.

В дальнейшем, во второй половине 1990-х годов, эта концепция трансформировалась в так называемую доктрину «многовекторности». Данная доктрина ставила целью проведение внешней политики на всех важных для Казахстана направлениях: Содружество Независимых Государств, Центральная Азия, Восток и Запад, Европа и Азия, мусульманский мир, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ходе осуществления внешней политики в различные периоды перед Казахстаном возникали разные приоритеты и разные цели. Так, в период с 1992 по 1995 годы большое место в отношениях Республики Казахстан с Соединенными Штатами Америки, Россией и Западом в целом занимала ядерная проблематика.

Участие Казахстана в СНГ имело большое значение для его внешней политики и процесса становления в качестве суверенного государства, особенно в первой половине 1990-х гг. В дальнейшем место многостороннего сотрудничества занял двусторонний уровень. Тем не менее Казахстан всегда оставался активным сторонником интеграционных процессов на пространстве СНГ в различных формах, вершиной чего стало создание в 2015 году Евразийского Экономического Союза.

Казахстан остается верен своей роли интегратора и находится в центре всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Но при этом Астана понимает максимальный уровень интеграции исключительно в экономической сфере (в исключительном случае – в военно-стратегической). Однако политический суверенитет республики должен быть сохранен при любом развитии ситуации. То есть Казахстан стремился к европейской модели интеграции.

Можно утверждать, что в ближайшие годы внешняя политика Казахстана не претерпит резких изменений своего курса. Интересы Нур-Султана, как и прежде, направлены на обеспечение стабильности и безопасности в национальном, региональном и международном контексте. Казахстан заинтересован в поддержании дружественных и партнерских отношений не только со своими непосредственными соседями по региону, но и с большинством государств Запада и Востока, Европы и Азии в духе своей доктрины многовекторной дипломатии.

Об уроках истории

На древней казахской земле первые государственные образования появились еще на заре новой эры. Письменные и вещественные памятники тех давно минувших дней отражают яркие моменты отечественной истории.

Во второй половине ХV века султаны Керей и Жанибек основали Казахское ханство, которое достигло своего расцвета и могущества на рубеже ХVІІ-ХVІІІ веков. С принятием казахами Младшего жуза российского подданства в 1731 году, позже - казахами Среднего и Старшего жузов, начался процесс ликвидации национальной государственности. Последним казахским ханом был Кенесары – внук легендарного правителя ХVІІІ века Абылая.

Крушение российской империи в начале ХХ века создало реальные условия для возрождения казахстанской государственности. Провозглашенная в 1917 году лидерами Алашского движения автономия Алаш олицетворяла вековые чаяния народа.

В 1936 году Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Казахскую Советскую Социалистическую Республику. 10 декабря 1991 года президент Казахской ССР Н.А.Назарбаев подписал Закон о переименовании КазССР в Республику Казахстан.

К этому моменту распад СССР стал уже свершившимся фактом. Народ, переживший диктат КПСС, ужасы голода и репрессий тоталитаризма, добивался свободы. 14 декабря 1991 года Верховный Совет РК торжественно провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. 16 декабря 1991 года президент Н.А.Назарбаев подписал Конституционный Закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан». Это был момент триумфа многовековой борьбы казахского народа и всех казахстанцев за свободу, справедливость и демократию.

На политической карте мира появилось молодое независимое государство, руководимое 51-летним лидером - президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Началась новая полоса социального прогресса на громаднейшем пространстве Евразии - от Алатау до северной Сары-Арки, от Алтая до Каспия.

История народов и цивилизаций не раз доказывала, что свобода и независимость, завоеванные даже в кровопролитных сражениях, оправдывают себя лишь тогда, когда подкреплены адекватными требованиям времени практическими делами, начиная от дошкольного воспитания до создания собственной армии. Конечным итогом их должно стать формирование государственности.

Личность и общество

К моменту провозглашения государственной независимости Казахстан не располагал ни одним из составляющих государственности за исключением свободолюбивого народа, обширной территории и советской модели управления страной. Экономика находилась в упадке, безработица и бедность охватили все слои общества. Государственная граница охранялась кое-как, катастрофически не хватало кадров работников внешней политики и дипломатии.

Ситуация сложилась настолько драматично, что государство могло развалиться едва родившись. Вся тяжесть сохранения независимости и формирования казахстанской государственности легла на плечи первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. На первый план вышел фактор лидера и личности.

На олимп власти он взошел уверенно и стремительно. Его яркие выступления и конструктивные предложения по углублению перестройки, против диктата Центра, за спасение Арала и закрытие Семипалатинского ядерного полигона, взвешенные и смелые решения в дни августовского путча окончательно сформировали общественное мнение о новом лидере. Казахстанцам импонировали открытость и убежденность назарбаевских подходов к актуальным проблемам, объемное видение им современных процессов в перспективе и динамике.

Жизнь подтвердила верность выводов и оценок. Н. Назарбаев вскоре приступил к реализации своей идеи, но уже как президент независимого государства. Словом, у руля нового государства стоял лидер, смотрящий далеко вперед, глубоко обобщивший первоначальный практический опыт суверенизации, концептуально определивший направления созидательной деятельности.

Приступив к государственному строительству и занимаясь множеством вопросов, первый президент считал приоритетным определение конституционных основ. Гибкая политика лидера, поддержка со стороны широких слоев населения, межнациональное согласие исключили вероятность повторения горького московского опыта октября 1993 года.

Назарбаев свой выбор остановил на президентской форме правления. Это было единственное и верное решение. Ибо в критические, переломные моменты истории всегда и везде требовались централизация власти, уверенное, не ограниченное условностями и формальностями движение лидера по непроторенному пути, раскрывающие новаторские, созидательные качества и окружающих, и массы.

Конституция 1995 года провозгласила, что Казахстан является демократическим, правовым, социальным, унитарным государством. Президент страны как глава государства получил статус высшего должностного лица.

Мощный толчок процессу формирования государственности дал переезд столицы из Алматы в Астану в 1998 году, хотя решение о переносе столицы было принято еще в 1994 году. К концу 90-х годов экономика Казахстана вышла на траекторию устойчивого роста. Заработала программа социального развития села, поддержки малого и среднего бизнеса. Сократились масштабы бедности и безработицы.

Экономический подъем сохранился и в последующем. Широко использовались возможности международных финансовых институтов и иностранных компаний. Символом новой экономической модели стала новая столица Астана.

Строительство казахстанской государственности поставило в центр внимания проблемы культуры, образования, науки и патриотического воспитания. Блестящие результаты принесла государственная программа «Культурное наследие», осуществленная по инициативе Назарбаева. Археологические и архивные находки, научные открытия и многотомные публикации в рамках программы подтвердили, что казахстанские ученые и специалисты гуманитарного профиля способны творить на уровне мировых достижений.

Важным признаком возрождения казахстанской государственности стало правовое урегулирование вопросов государственной границы с Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. В результате многочисленных переговоров Казахстан решил пограничные вопросы без каких-либо территориальных уступок.

Новая эпоха – новые приоритеты.

За короткий исторический срок, равный по итогам столетиям, страна успешно преодолела экономический кризис, доказала способность к государственному управлению, создала прочные основы демократии.

В Казахстане еще много проблем, которые необходимо решать. Так, на региональном уровне существуют значительные диспропорции с точки зрения численности населения, его структуры и развития. Региональные различия в климатически-географическом отношении, с точки зрения демографической динамики и социально-экономических условий, привели к очень неравномерному распределению и плотности населения Казахстана.

В стране существуют большие социально-экономические различия между областями. На одной стороне стоят области с преимущественно сельским населением и в основном сельскохозяйственной и старой индустриальной структурой. На другой стороне находятся области с высокой долей городского населения, с минеральными сырьевыми месторождениями и конкурентно способной индустрией.

Процесс модернизации затрагивает и систему образования, где еще предстоит немало сделать, о чем пишет в своей статье Касым-Жомарт Токаев. Старая система образования умерла вместе с той страной, для которой она была изобретена. Очевидно, что в Казахстане произошел отказ от тотальной унификации образования в ее советской версии, что было продиктовано объективными обстоятельствами. Отказавшись решительным образом от советского наследия в его одиозных формах (закрытость, закостенелость), руководство страны не менее решительно взялось за строительство новой системы образования. Главная стратегическая цель состояла в том, чтобы Казахстан и через десятилетия опирался на собственную базу в системе образования.

В настоящее время Казахстан уже завершает выход из транзитной фазы, причем экономические реформы опережают политические. Сталкиваясь со многими проблемами и трудностями, страна и ее политическая элита научились их решать, и это следует признать главным достижением постсоветской эпохи.

Важнейшим приоритетом дальнейшего развития остается сохранение культурного и языкового многообразия Казахстана и казахстанского общества. Языковая проблема тесно связана с процессом аккультуризации, который способствовал ранее и способствует сейчас культурному сближению двух основных этносов – казахов и русских, заимствованию ими другу у друга различных элементов быта, поведения и культурных стереотипов.

В Казахстане в ходе 30-летнего развития возникло нечто такое, что позволяет не терять оптимизм. В стране становится все больше молодых людей, которые с искренней верой смотрят в будущее, строят его сами. Они достаточно оптимистичны и в то же время не настолько наивны, чтобы не понимать, что будущее Казахстана целиком зависит от них, их воли, профессионализма и настойчивости в достижении поставленных целей. Эта идея ясно пронизывает всю статью президента.

Возрождение казахстанской независимости и государственности – это наше богатство и наша гордость. Ее составляющие – это территория и народ, экономика и культура, государственная граница и символы, система власти, международные связи и дипломатия.

Настойчивая политика руководства Казахстана на протяжении трех десятилетий привела к формированию нового государства, новой нации. Эта нация уже принята внешним миром и признана им в качестве равноправного партнера. Это и есть главный результат 30-летнего развития Республики Казахстан.

 

Мурат Лаумулин

эксперт Института мировой экономики и политики