Международная стипендия «Болашак», инициированная на заре независимости, когда Казахстану требовались люди нового формата, способные выстраивать качественные рыночные отношения с международным сообществом, за 27 лет стала одним из важнейших стратегических проектов суверенного государства. Подробно о том, какие изменения он претерпел за это время, нашему изданию рассказали в Центре международных программ.

Полезный опыт

Сегодня «Болашак» – это успешный бренд казахстанского образования. Об эффективности этой программы говорят как отечественные, так и зарубежные эксперты. Оно и понятно: стипендиаты привозят с собой на родину не только новые идеи и подходы, но и, что немаловажно, налаженные коммуникации с мировым сообществом профессионалов.

Для многих казахстанцев стипендия «Болашак» стала реальным социальным лифтом, в особенности для выходцев из социально-уязвимых слоев населения (многодетных семей, сельской местности), которые без государственной поддержки не смогли бы получить качественное образование в лучших вузах мира.

Благодаря широкому спектру программ обучения, направлений подготовки и географии вузов в 2014 году «Болашак» признана лучшей программой среди 11 подобных стипендий в мире. Об этом было заявлено в рамках Восьмой международной конференции «Going Global» в городе Майами (США) по итогам исследований Британского совета и Германской службы академических обменов. Как отметила профессор Школы образования Университета Пенсильвания Лора Перн, стипендия «Болашак» является лучшей моделью развития человеческого капитала для государств с транзитной экономикой.

Опыт международной стипендии «Болашак» продолжает изучаться такими странами как Китай, Польша, Финляндия, Украина, а также лег в основу российской программы «Глобальное образование» и стипендиальной программы Республики Татарстан «Алгарыш».

Вширь и вглубь

За 27 лет реализации программа «Болашак», основываясь на стратегических приоритетах страны, прошла несколько этапов развития:

В первые десять лет функционирования (1993-2004 годы) стипендия ориентировалась на подготовку специалистов преимущественно в социально-экономической сфере с целью приобщения страны к международным стандартам. Стипендиаты обучались в четырех ведущих странах мира, таких как США, Великобритания, Германия и Франция. Из 785 присужденных за тот период стипендий, 35 процентов выпускников стали руководителями высшего и среднего звена.

На следующем этапе развития (2005-2007 годы) значительно увеличены объем стипендий (до 3 тысяч в год) и география стран для обучения (с 13 до 33 стран мира). Широкое развитие в частности получило восточное направление подготовки - к программе подключились прогрессивные университеты Китая, Японии, Южной Кореи, Малайзии и Сингапура. Был создан единый администратор – АО «Центр международных программ», обеспечивающий непрерывный мониторинг за ходом обучения и трудоустройства стипендиатов. Разработана договорная база, закрепляющая обязательство по возвращению в страну для трудовой отработки.

На 2008-2010 годы отводится еще одна важная веха развития программы. Именно в этот период были внедрены льготные категории претендентов, дающие возможность для прохождения предварительной языковой подготовки («сельская молодежь», «государственный служащий», «научно-педагогический работник»), а также программы краткосрочных стажировок до 12-ти месяцев.

2011-2013 годы ознаменовались отменой подготовки бакалавров в рамках программы в силу необходимости подготовки кадров высшего звена (магистров и докторов). Данный период характеризуется масштабным обучением специалистов по инженерно-техническим, медицинским, педагогическим и творческим специальностям, а также введением программно-целевой формы подготовки кадров для конкретных отраслей экономики. Льготные категории претендентов дополнились инженерно-техническими и медицинскими работниками.

В 2014-2016 годах пересмотрены подходы отбора претендентов и локализована языковая подготовка по формату «6+6» (шесть месяцев – в стране, шесть – за рубежом). Поэтапно повышены требования к льготным категориям по знанию английского языка (с IELTS 3.0 до IELTS 5.0). Список вузов для обучения стипендиатов сокращен с топ-200 до топ-100, с включением учебных заведений, занимающих первые 30 позиций в национальных академических рейтингах. Введены дополнительные льготные категории, такие как «работники культуры и СМИ», «самостоятельно поступившие в докторантуру» (предусматривающие языковую подготовку в рамках программы).

Новый подход

На 2017-2018 годах стоит остановиться подробнее, поскольку в этот период были концептуально пересмотрены подходы по реализации стипендии «Болашак». Усилены требования к среднему баллу диплома (с GPA 3,0 до 3,3), пороговому уровню знания английского языка (с IELTS 5.0 до IELTS 5.5). Оптимизирован  список вузов для обучения стипендиатов: топ-70 вузов по мировым общеуниверситетским рейтингам, топ-20 по мировым предметным рейтингам.

Подготовка кадров отныне стала осуществляться в соответствии с Перечнем приоритетных специальностей, формируемом на основе прогнозных данных о спросе на специалистов с зарубежным образованием в разрезе отраслей, представляемых центральными и местными государственными органами. Приоритетными блоками выбраны основные направления Третьей модернизации и Цифрового Казахстана.

Внесены изменения в процедуру конкурсного отбора претендентов для присуждения стипендии. Предложены шесть туров: предварительный отбор претендентов по мотивационным и рекомендательным письмам в соответствии с разработанными критериями; определение уровня их знания иностранного языка; определение уровня знания государственного языка; комплексное тестирование, которое включает в себя прохождение психологической диагностики, тестирование на знание Конституции и истории Республики Казахстан; персональное собеседование с членами Независимой экспертной комиссии, где оценивается уровень профессиональной подготовки претендентов, а также знания стратегических и программных документов Республики Казахстан по специализации и рассмотрение итоговых материалов Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом под председательством государственного секретаря РК.

Состав Независимой экспертной комиссии стал формироваться по каждому направлению из профильных экспертов. Для обеспечения наиболее объективного оценивания данные претендентов начали кодироваться, а их профильные способности оцениваться в зависимости от имеющихся блоков вопросов путем тайного голосования трех членов комиссии.

Следует отметить, что если в 2017 году для прохождения стажировок предусматривались только две категории («научные работники» и «работники судов, прокуратуры, финансового сектора, задействованные в создании Международного финансового центра «Астана»), то в 2018 году ряды потенциальных стажеров дополнены категорией  «работники сферы информационной (кибер) безопасности».

Кроме того, для более успешной адаптации к учебной и социальной среде страны обучения для лиц самостоятельно поступивших в зарубежные учебные заведения, а также для новой категории «общий конкурс» введена программа предмагистерской подготовки (pre-masters) сроком до двух месяцев.

Для сокращения регионального дисбаланса и обеспечения кадровой ротации в 2017 году внедрен дифференцированный подход для трудовой отработки по схеме «центр-регион» с сокращенным сроком отработки в регионе три года вместо пяти лет. Данный подход распространился на все категории выпускников. В результате доля тех, кто проходит отработку в регионах, выросла на 3 процента (в 2016 году – 23 процента, 2017 году – 26 процентов).

Равные возможности для всех

В 2019-2020 годах проведена масштабная модернизация программы «Болашак», в рамках которой внесены изменения в Правила отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак» с целью совершенствования нормативной правовой базы и практики ее реализации.

Перечень приоритетных специальностей теперь формируется с учетом среднесрочного прогноза потребностей рынка труда, что позволит готовить специалистов точечно и избежать переизбытка кадров в той или иной отрасли. Кроме того, с 2020 года упразднены все квотные категории, тем самым предусмотрено предоставление равных возможностей для всех.

Основным требованием к претендентам для участия в конкурсе на присуждение стипендии «Болашак» стало наличие безусловного приглашения от ведущего зарубежного высшего учебного заведения из списка рекомендуемых, за исключением претендентов из сельских населенных пунктов.

Новыми правилами исключена предварительная языковая подготовка. Она сохраняется только для претендентов из сельских населенных пунктов для изучения английского языка сроком до шести месяцев и будет проводиться на территории Республики Казахстан. Это необходимо для выравнивания возможностей претендентов из разных регионов.

Усилены требования и к самим учебным заведениям. Теперь, чтобы попасть в список, рекомендуемых вузов для обучения по программе «Болашак», они должны входить в топ-100 двух и более международных академических рейтингов, таких как QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities, Times Higher Education World University Rankings, The U.S.  News & World Report Best Global University Ranking. Это также вузы стран-участниц ОЭСР с не менее 65 баллами в рейтинге лучших мировых университетов по версии издания The U.S. News & World Report Best Global University Ranking.

В итоге в список вошли 138 вузов, в то время как в 2019-м их было 537, из которых лишь 100 вузов (20 процентов) входили в топ-100 международных рейтингов. Это означает, что стипендиаты программы «Болашак» будут направляться только в те зарубежные вузы, которые находятся в топе международных рейтингов, что позволит им получить доступ к самой современной лабораторной базе и сильным преподавателям.

Конкурсные процедуры для присуждения международной стипендии «Болашак» полностью автоматизированы и проходят на единой онлайн-платформе. В качестве образца взята система отбора в Президентский молодежный кадровый резерв. Прием документов также автоматизирован и осуществляется только на портале egov.kz. Весь путь претендента в конкурсном отборе оцифрован. В личном кабинете ему присваивается уникальный код, который сопровождает его в ходе всего конкурсного отбора. Личные данные претендента также закодированы с помощью системы уникальной идентификации.

Многоуровневая прозрачность

Еще одно важное изменение – сокращение этапов конкурсного отбора претендентов с шести до трех туров. Содержание первого тура отбора – комплексное тестирование –качественно видоизменено и состоит из числового, вербального и компетентностно-психологического разделов.

В соответствии с требованием к претендентам о самостоятельном поступлении в зарубежный вуз, необходимость проверять предметные знания отпала. Проводимое в режиме онлайн тестирование теперь состоит из вопросов, призванных определить способность претендентов обрабатывать и анализировать новую информацию в сжатые сроки и диагностировать их личные характеристики. К слову, система прокторинга, используемая на онлайн-платформе, не позволяет претендентам покидать рабочую страницу, переходить на другие вкладки или открывать новые окна во время тестирования - в этом случае она просто блокирует их и аннулирует результаты тестирования.

Второй тур отбора – персональное собеседование с членами Независимой экспертной комиссии – также проходит в режиме онлайн. Во время собеседования эксперты могут задавать претенденту вопросы, идентифицируя его только по коду (не по имени и фамилии), и сразу оценивать по заданным критериям. Выводы комиссии доступны только системе. Каждый из них видит лишь свою индивидуальную оценку претенденту. При этом весь ход конкурсного отбора видеофиксируется. Таким образом, онлайн-формат и автоматизация процесса позволяют не только повысить качество конкурсного отбора претендентов, но и сделать всю эту систему прозрачной, доступной, удобной и мобильной.

Третий тур. По итогам проведенных двух туров конкурсного отбора окончательное решение по присуждению международной стипендии «Болашак» принимает Республиканская комиссия по подготовке кадров за рубежом. К ее составу тоже повышены требования – теперь вместо трех членов принимать решение будут не менее пяти человек. При этом количество вопросов, в том числе и дополнительных, которые комиссия может задать во время своей работы, четко регламентировано.

Век учись!

На сегодняшний день программа «Болашак» охватывает пять направлений обучения: магистратура; магистратура для кандидатов из сельского поселения; резидентура; докторантура; стажировка. К слову, в этом году для прохождения стажировок предусмотрены четыре категории: «научно-педагогические работники», «инженерно-технические работники», «работники здравоохранения», «госслужащие».

К стажировкам, кстати, тоже изменился подход. Теперь болашаковцев будут направлять не только в вузы, но и в ведущие научные центры и лаборатории. Более того, казахстанским ученым предоставлено отдельное количество стипендий для проведения совместных исследований с зарубежными учеными.

Также отменены возрастные ограничения. К участию в конкурсе допускаются граждане Республики Казахстан с учетом их совокупных сроков обучения на языковых курсах, академического обучения/стажировки и последующей отработки, не выходящих за пределы установленного законодательством пенсионного возраста на момент подачи документов, имеющие высшее образование либо степень бакалавра и представившие документы согласно условиям и требованиям Правил.

В целом за 27 лет реализации программы присуждено более 14 тысяч стипендий и подготовлено почти 11 тысяч специалистов в различных сферах деятельности. Из общего числа выпускников 54,3 процента завершили обучение по социально-гуманитарным специальностям, 36,7 процента – инженерно-техническим, 7,2 процента – медицинским и 1,8 процента – творческим. Наши выпускники обучались в Великобритании и Ирландии – 45,2 процента, США и Канаде – 25,7 процента, странах Европы – 13 процентов, странах Азии – 8,2 процента и России – 7,9 процента.