Национальный совет общественного доверия готовится к проведению шестого заседания. Как написал в Telegram помощник президента по политическим вопросам Ерлан Карин, члены НСОД в настоящее время выезжают в регионы, где встречаются с представителями общественных советов, гражданскими активистами, а также представителями местных исполнительных органов. По итогам этих встреч будут сформированы предложения, которые планируется рассмотреть на ближайшем совещании Совета.
Напомним, что 12 июня НСОД, созданный по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, отметил свое двухлетие. За это время Нацсовет успел провести пять заседаний, в ходе которых были озвучены инициативы, которые в последующем легли в основу социальных, политических и экономических реформ. Среди них вопросы, касающиеся повышения уровня человеческого капитала, системы государственного управления, сфер образования и здравоохранения, земельных отношений, политической модернизации и других общественно значимых проблем.
Изначально НСОД задумывался как орган по выработке предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества. Но впоследствии он стал еще и самой крупной в стране диалоговой площадкой, призванной восполнить вакуум доверия, причем не только по линии «общество – власть», но и между различными поляризирующимися социальными группами и представляющими их интересы публичными персонами и гражданскими активистами.
Объединяй и властвуй
О том, как эта деятельность выглядела на практике и какие результаты принесла, подробно описали в своем аналитическом докладе «ULTTYQ KEŃES: Хроника. Особенности. Результаты» ученые Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК. По их оценкам, «являясь консультативно-совещательным органом, в составе которого представлен широкий круг общественности, НСОД стал одним из ключевых политических инструментов главы государства по дальнейшему реформированию и модернизации политической системы страны с учетом общественных мнений и существующих позиций. Кроме того, он зарекомендовал себя как ведущая площадка по вовлечению представителей политических партий и гражданского общества, а также активной части общественности в процесс принятия решений, которые направлены на системное преобразование всех сфер жизни общества».
При этом основная деятельность НСОД заключается в проведении общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов; обеспечении конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов; осуществлении иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Казахстана; рассмотрении значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества.
«Наша главная цель остается неизменной – устойчивость государственности. Модернизация всех сфер жизни государства и общества будет осуществляться на основе стратегических целей развития и анализа мнений гражданского общества. Мы все выступаем за реформы, вопрос в том, какие именно реформы. Ответ на него будет заключаться в конкретных предложениях, выработанных нами совместно», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в ходе первого заседания Нацсовета, тем самым положив начало концептуально новому процессу институционализации диалога между обществом и властью на пути к углублению демократических реформ в стране.
По сути, НСОД, имея ряд особенностей, обусловленных его значимостью для государства и общества, стал первой диалоговой площадкой в истории Казахстана с регламентированной и четко выраженной структурой. Среди этих особенностей эксперты КИСИ называют, во-первых, его высокий статус. Как известно, совещания, заседания проводятся под председательством и с участием главы государства, руководителя Администрации президента с привлечением руководителей ведомств. Во-вторых, ротационный порядок формирования состава НСОД за счет привлечения к участию в его работе представителей всех социальных групп общества, обеспечения плюрализма мнений и свободы выражения существующих в обществе позиций. В-третьих, регламентированная процедура организаций мероприятий. Совет поделен на несколько рабочих групп, а решения принимаются путем голосования большинством голосов, что позволяет обеспечить равный доступ и открытость обсуждений. И, в-четвертых, разнотипность форматов встреч членов Совета с представителями государственных органов – они бывают как двусторонними, так и многосторонними.
В целом можно выделить три формата работы НСОД: заседания рабочих групп с участием государственных органов; еженедельные заседания по определенной тематике под председательством руководителя Аппарата президента с участием представителей госорганов; личные встречи главы государства с членами Нацсовета. «Вышеупомянутые особенности НСОД подчеркивают устремленность К.К. Токаева не просто «услышать» запросы граждан, но и задать универсальную модель взаимоотношений внутри самого гражданского общества, который характеризуется разобщенностью и наличием различных, порой и диаметрально противоположных точек зрения, считают авторы доклада. Важность НСОД заключается не только в продвижении политического диалога и канала коммуникаций между властью и обществом, но и в его вкладе в развитие диалога внутри самого общества. НСОД позволил собрать за одним «столом» представителей различных социальных групп».
Прямой диалог
При этом в КИСИ не разделяют мнения некоторых экспертов, что НСОД дублирует функции законодательного и представительного органа страны – парламента, поскольку принцип разделения властей предполагает строгое разграничение полномочий между ним и президентом. «Будучи дистанцированным от деятельности законодательного органа, глава государства в рамках своей компетенции формирует консультативно-совещательную площадку с гражданским обществом для выработки согласованной и взвешенной стратегии дальнейшего развития Казахстана, - отмечают они. - Многие рекомендации Нацсовета включаются в повестку реализуемой К.К. Токаевыем политики, где в дальнейшем при изменении законодательных актов или принятия новых правовых документов все решения рассматриваются и утверждаются в парламенте. Важная особенность НСОД, отличающая ее от работы парламента, – это его консультативная функция. Здесь ключевым является обратная связь и прямой диалог с экспертным сообществом Казахстана, у которого есть свое, возможно, во многом альтернативное видение будущего страны».
Тут уместно вспомнить отрывок из инаугурационной речи Касым-Жомарта Токаева: «При принятии решений по стратегическим вопросам позиция большинства населения будет, безусловно, учитываться. Наша формула государственной власти: сильный, полномочный президент – влиятельный, дееспособный парламент – подотчетное народу правительство. Именно такая политическая система наиболее полно соответствует потребностям нашего государства в сложных геополитических реалиях и способствует выполнению стоящих перед нами стратегических задач... Процесс политической трансформации общества будет продолжаться. Политическая надстройка должна соответствовать глубоким экономическим преобразованиям, в противном случае может произойти торможение реформ. В целом нам предстоит повысить ответственность власти перед народом. Особое внимание будет уделено развитию гражданского общества».
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что образование НСОД происходило на фоне сложных социально-политических процессов в обществе. Во-первых, это рост протестной активности, который характеризовался оживлением в электоральный период молодежных движений с призывами «за честные и справедливые выборы», в дальнейшем институализированные в гражданское движение «Оян, Қазақстан!». Сюда же можно отнести мобилизацию независимых наблюдателей, активность которых пришлась на день выборов. Плюс ситуация осложнялась периодически «вспыхивавшими» трудовыми конфликтами, антикитайскими выступлениями и др. Во-вторых, не снижающейся социальной напряженностью, которая продолжает проявляться в выступлениях многодетных матерей с требованиями предоставления им жилья. Однако все это, на взгляд ученых КИСИ, послужило в большей степени для актуализации тем общественно-политического, социально-экономического положения населения, которые были включены в повестку работы НСОД.
«Создание НСОД – это не ситуативная реакция на митинги и протесты, а результат планомерной и продуманной политики К.К. Токаева на пути к политической модернизации и трансформации государственной системы. Нацсовет входит в число комплексного видения президента процесса по сближению власти и населения, при этом занимает значимое место в системе артикуляции и агрегации социальных интересов. Он стал эффективной диалоговой площадкой, обеспечивающей вовлеченность гражданского сектора в обсуждение наиболее актуальных вопросов общегосударственного развития для дальнейшего принятия политических решений. Это новый канал коммуникаций, который направлен на развитие и эволюцию политического диалога. Данная инициатива послужила началом на пути к выстраиванию конструктивного диалога, где повышение доверия становится основным принципом политики главы государства, заложив основу новому подходу модернизации и реформирования страны», - резюмировали авторы издания.
Кто есть кто в НСОД
Отдельная глава в докладе КИСИ отведена анализу состава НСОД, ключевой задачей при формировании которого была необходимость достижения его репрезентативности. Отмечается, что он был собран из числа активных общественников, представителей политических партий, неправительственных движений, старой оппозиции, нового протестного движения - более 40 человек. В профессиональном разрезе состав достаточно пестр и собрал за одним столом в разных пропорциях гражданский сектор, бизнес-сообщество, образовательную и исследовательскую среду, правозащитников, а также представителей государственных органов.
Общественные деятели представляют большинство состава Совета. Каждый четвертый член НСОД является активным общественником. Следующей наиболее многочисленной группой являются представители образовательной и исследовательской среды - они составляют практически одну пятую часть его состава. Представители средств массовой информации и организаций, связанных с информационной средой, являются третьей наиболее значительной группой. В целом, подчеркивают эксперты КИСИ, репрезентативность этих групп в составе Совета отвечает актуальным вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни страны, которые были подняты на повестке заседаний НСОД.
Любопытно и то, что 13 процентов членов Национального совета – это представители современного поколения нашей страны, граждане в категории от 20 до 39 лет. Очень символично, что самый молодой представитель - член Ассамблеи народа Казахстана, лидер республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» Максим Споткай 1991 года рождения - является ровесником независимого Казахстана. Практически половина членов НСОД – это представители среднего возраста от 40 до 49 лет. Самому старшему его члену - общественному деятелю Сейдахмету Куттыкадам 73 года. В гендерном разрезе Совет в большей степени представлен мужчинами.
Напомним, что, согласно Положению о Национальном совете общественного доверия, председателем является президент Республики Казахстан, который лично присутствует на всех заседаниях Совета. В его компетенции входят: осуществление общего руководства деятельностью НСОД; определение места и времени проведения заседаний; поручение заместителю председателя, членам и секретарю Совета; при необходимости включение в состав Нацсовета представителей общественных советов республиканского и местного уровней, а также иных лиц. Как отмечают авторы доклада, председательство президента в Совете придает консультативному органу особый высокий статус, предусматривающий выстраивание диалога и взаимодействия на самом высоком уровне. В состав Национального совета по должности входят руководитель Администрации президента РК, уполномоченный по правам человека в РК, уполномоченный по правам ребенка в РК, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Согласно положению, члены НСОД вправе: вносить предложения по плану работы Совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов; участвовать в подготовке материалов к заседаниям Совета, проектов его решений; принимать участие в обсуждении и разъяснении вопросов в обществе, рассматриваемых на заседаниях.
«Благодаря деятельности Национального совета в публичное пространство прочно вошел дискурс о политической либерализации, о доверительном диалоге между властью и обществом и общегражданском консенсусе как необходимых условиях успешной реализации курса социально-экономической модернизации. Само название органа указывает на проблематику доверия между властью и обществом, на сокращение дистанции между этими ключевыми акторами политических и социально-экономических процессов. Доверие в его различных аспектах – между властью и гражданским обществом, между различными, порой поляризирующимися социальными группами – рассматривается сегодня не только как социокультурный феномен, но и как значимый политический фактор», - заключили эксперты КИСИ.