Одним из ярких событий этого лета в Казахстане стало первое заседание Национального курултая, образованного по инициативе главы государства и призванного усилить диалог между властью и народом. По сути, он заменил Национальный совет общественного доверия, который был создан в 2019 году Касым-Жомартом Токаевым сразу после его официального вступления в должность президента. И хотя простым обывателям пока неочевидна разница между этими двумя диалоговыми платформами, на взгляд экспертов - она существенная и сулит немало перспектив.
Как объясняет эту разницу госсоветник и один из заместителей председателя Национального курултая Ерлан Карин, «если в Национальном совете общественного доверия темой дискуссий были текущие социально-экономические проблемы, вопросы политического реформирования, то в Национальном курултае предметом обсуждения станут вопросы долгосрочного характера, касающиеся дальнейшего развития общественной консолидации на основе общенациональных ценностей».
Еще одно отличие Национального совета общественного доверия от Национального курултая — это состав его участников: если первый объединял 48 человек со всей республики, то второй был расширен до 117 с учетом многих бывших членов Нацсовета. В основном это общественные деятели, представители культуры, средств массовой информации, экономисты, спортсмены, филологи, депутаты парламента, представители политических партий, крупных отраслевых объединений бизнеса, медицины, образования, науки, культуры, защиты прав человека и других организованных социальных групп, а также молодежные лидеры и активисты. Важным новшеством также является включение в состав курултая по одному представителю от каждого регионального общественного совета, что позволит в будущем систематизировать деятельность всех существующих общественных советов в стране. Предполагается также активное взаимодействие Национального курултая с Ассамблей народа Казахстана для укрепления принципов единства и согласия.
По словам Ерлана Карина, работа нового консультативно-совещательного органа будет осуществляться на общественных началах с сохранением принципа ротации участников, благодаря которому можно будет поэтапно привлекать и других общественников. Плюс была создана специальная онлайн-платформа, на которую все казахстанцы могут направить свои предложения в секретариат Национального курултая. Таким образом, он выступит своеобразным ядром общенациональной консолидации граждан, готовых внести свой вклад в строительство обновленного Казахстана.
Многообещающее начало
Как и все заседания Национального совета общественного доверия, первую встречу членов Национального курултая провел сам президент Касым-Жомарт Токаев, он же лично его и возглавил. Данный факт говорит, несомненно, о высокой значимости Национального курултая в процессах зарождения и реализации новых политических, экономических и социальных реформ. Как подчеркнул в своем выступлении глава государства, новая диалоговая площадка должна стать центром свежих идей, которые укрепят единство страны и сплотят общество. При этом он пообещал в процессе работы учитывать как мнения аксакалов, так и использовать опыт среднего поколения с активной гражданской позицией, а также оказывать поддержку инициативам молодежи, мыслящих по-новому.
«Созыв курултая – древняя традиция, - напомнил президент. - На таких представительных встречах наши предки обсуждали важные вопросы. Люди, предварительно посовещавшись друг с другом, принимали необходимые решения. И такие решения объединяли весь народ. В нашей истории были курултаи, которые решали судьбу нации. Многие из них проходили в важное для нашего народа время. После Таласского курултая Золотая Орда стала независимым государством. Курултаи в Каракуме и Ордабасы объединили наш народ для защиты родины. На первом казахском курултае в Оренбурге была образована партия «Алаш», на втором – провозглашена Алашская автономия. С обретением независимости был проведен первый Всемирный курултай казахов, где впервые было озвучено приглашение нашим кандасам вернуться на историческую родину. Следуя заветам предков, мы возродили традицию созыва курултая».
Помимо названия консультативно-совещательного органа неслучайно выбрано и место проведения первого собрания. Сакральный Улытау, считает Касым-Жомарт Токаев, является знаком единства страны и целостности нации: «Расположенный в самом сердце Великой степи, Улытау был свидетелем многих исторических событий. Здесь состоялось немало важных встреч, определивших судьбу нации. Эта святая земля хранит следы правителей Золотой Орды и казахских ханов. Мы здесь для того, чтобы преемственность поколений продолжалась». Впрочем, в Казахстане, заметил он, немало и других исторических мест, где решалась судьба народа, в том числе Ордабасы, Мартобе, Култобе, поэтому следующую встречу было предложено провести в священном Туркестане.
Что касается ожиданий, то глава государства выразил надежду на то, что Национальный курултай примет активное участие в продолжающейся всесторонней модернизации страны. По его словам, это будет достаточно сложный и длительный процесс, который должен изменить все общество, но в любом случае достигнуть этой цели и создать «Жаңа Қазақстан» можно лишь работая сообща как единое целое. В этой связи им был высказан ряд важных предложений и задач с упором на рациональные, свежие идеи и предложения, объединяющие нацию.
Три кита модернизации
Первый приоритет, на взгляд Касым-Жомарт Токаева, это укрепление общенационального единства: «Прежде всего мы должны придавать особое значение формированию нового качества нации, а также новых ценностей, которые будут двигать общество вперед. Если мы хотим построить устойчивые демократические институты, нам необходимо развивать культуру политической ответственности. Мы должны сформировать истинные патриотические качества. Тогда мы сможем поставить заслон радикализму и экстремизму».
В рамках этой задачи президент акцентировал внимание на главной ценности нашей страны – суверенитете: «После трагических январских событий политическая активность в Казахстане резко возросла. Формируются новые политические партии и движения. Общественные активисты поднимают различные вопросы в социальных сетях. Правда, иногда встречаются совершенно иррациональные идеи. Люди, несогласные по спорным вопросам, стали выходить на улицы в знак протеста. Есть граждане, нарушающие закон. Понятно, что такие ситуации имеют место быть при постепенном переходе к демократии. Однако всегда следует иметь в виду, что требования закона должны соблюдаться неукоснительно. Закон и порядок – единственная гарантия внутренней стабильности».
При этом главным качеством, объединяющим нацию, он назвал трудолюбие: «Следует уважать законопослушных людей, которые много работают, чтобы содержать свои семьи. К сожалению, герои нашего времени – уличные хулиганы, безответственные блогеры и иждивенчески настроенные горлопаны. Только им стали придавать значение депутаты и представители исполнительной власти. Чиновники разного уровня спешат исполнить только их требования. Власти в центре и на местах должны одинаково прислушиваться к нуждам всех граждан».
В качестве второго приоритета глава государства обозначил правильное разъяснение сути конституционных реформ народу, которые постепенно начинают приобретать общенациональный характер. Отсюда вытекает третья важная задача - вовлечение населения в масштабные реформы посредством новых технологий. «Курултай – это не просто место, где встречаются определенные люди. По сути, он должен стать общенациональным собранием. Это очень важная задача, и для этого мы должны в полной мере использовать преимущества новых цифровых технологий. Тогда отношения между государством и народом будут более эффективными. Предлагаю разработать специальное мобильное приложение Qurultay. Оно будет способствовать выражению людьми своих взглядов на модернизацию страны в онлайн-режиме. Граждане должны видеть реальные преимущества реформы», – пояснил он.
Кроме того, Касым-Жомарт Токаев считает необходимым обсудить в рамках Национального курултая кадровую политику, которая достаточно активно в последнее время дискутируется в обществе. «В социальных сетях есть те, кто спрашивает: как создать Новый Казахстан со старыми кадрами? Это правильный вопрос. Но в основном кадры менять надо постепенно. Даже после революций в России, Китае и Иране чиновники прежнего режима продолжали занимать государственные должности. По сравнению с этими странами, конечно, у нас совсем другая ситуация. В целом необходимо прекратить ущемление госслужащих. Есть даже те, кто видит в них «врагов народа». Слово «чиновник» превращается в понятие с отрицательным значением. Это неправильно. На госслужбе много честных и квалифицированных кадров. Они не покладая рук трудятся на благо нашей родины. Но, к сожалению, бывает и «ложка дегтя в бочке меда» - с такими людьми мы будем сразу прощаться», - предупредил он.
И в завершении своего выступления президент коснулся статуса казахского языка, который остается одним из самых болезненных вопросов последних лет. «Его позиции укрепляются каждый день, он проникает в мировую коммуникационную среду. Недавно известная компания APPLE добавила казахский язык в языковую систему iOS. Телеканал NICKELODEON, транслирующий на 40 языках, начал вещание на казахском языке. По инициативе молодежи уже шесть лет издается журнал NATIONAL GEOGRAPHIC на нашем родном языке. И таких хороших новостей немало. Поэтому, я думаю, нет причин для особого беспокойства. Тем не менее мы должны быть настойчивыми в нашей работе в этом направлении. Пока существует казахское государство, будет и казахский язык», – заключил Касым-Жомарт Токаев.
Оправданное доверие
Национальный курултай находится лишь в начале своего пути, и ему еще предстоит доказать свою дееспособность и эффективность, сыграв активную роль в решении важных социально-экономических задач. Тогда как его предшественник, несмотря на скептическое отношение к нему со стороны общественности и экспертного сообщества, уже успел показать достойные результаты и стать позитивным примером развития гражданского направления в государственной политике. За два с лишним года членами Национального совета общественного доверия был предложен целый ряд рекомендаций, многие из которых легли в основу политических, экономических и социально-культурных реформ. Всего по линии НСОД было принято более 90 нормативных-правовых актов, в том числе 20 законов. В его заслуги можно отнести в том числе:
- введение запрета на продажу и аренду земель сельскохозяйственного назначения иностранцам и компаниям;
- увеличение размера субсидий на переезд из южных регионов в северные регионы в два раза - с 35 МРП до 70 МРП;
- сокращение квоты на привлечение иностранной рабочей силы – с 49 тысяч в 2019 году до 29 тысяч в 2020 году;
- увеличение заработной платы преподавателей вузов, медицинских работников;
- повышение стипендии для будущих педагогов и медиков (до 50 тысяч тенге), докторантов (до 150 тысяч тенге и позднее до 172 тысяч тенге);
- повышение требований к претендентам для поступления на педагогические направления подготовки (повышен пороговый балл ЕНТ с 60 до 70 баллов);
- введение нормы о запрете на отчуждение национальных, государственных вузов и вузов со стопроцентным участием государства;
- выработку и утверждение новых подходов в сфере оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями в организациях дошкольного и среднего образования;
- утверждение нормы по реализации государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с особыми образовательными потребностями;
- запуск пилотного проекта по внедрению заочного формата проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности в шести регионах;
- укрепление штатной численности подразделений по защите женщин и детей от насилия;
- принятие поправок, позволяющих автовладельцам иметь при вождении только удостоверение личности.
Кроме того, с участием Национального совета общественного доверия были реализованы пакеты политических реформ, инициированных Касым-Жомартом Токаевым. В их рамках было принято десять законов и еще несколько законопроектов находятся на рассмотрении парламента. В основу большинства из них легли предложения, озвученные как раз на заседаниях Нацсовета.
Как отмечает в своем аналитическом докладе «Политические инициативы президента Касым-Жомарта Токаева: особенности трех пакетов» один из членов Национального совета общественного доверия, политолог Андрей Чеботарев, Нацсовет с самого начала своей деятельности играл ключевую роль в процессах генерации и реализации новых политических, экономических и социальных реформ. На его площадке проходил серьезный обмен мнениями по разным вопросам развития страны между представителями государства и общественности, причем тон этому процессу задавал сам президента, который неизменно участвовал во всех заседаниях Национального совета общественного доверия и лично встречался с его членами.
Анализируя эти реформы, политолог охарактеризовал их, во-первых, масштабностью, отражающей актуальность и значимость проведения политических и иных преобразований в интересах дальнейшего развития страны, обеспечения устойчивости государства и укрепления общественного согласия через постоянный диалог власти и общества. Особенно в этой связи показательны, на его взгляд, решения по отмене смертной казни, снижению избирательного порога для политических партий с 7 до 5 процентов и введению прямой выборности акимов сельского, городского и районного уровней.
Во-вторых, последовательностью и непрерывностью. Показательно в этом отношении, считает он, то, что реформы всех трех пакетов были обозначены и реализуются, несмотря на критические процессы в Казахстане вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
В-третьих, поэтапностью, что отражается во временных параметрах озвучивания и реализации соответствующих инициатив.
В-четвертых, взаимодополнением отдельных инициатив. Это проявляется в том числе в рамках совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, местном государственном управлении и самоуправлении, а также мерах по защите прав и свобод человека, развития общественного контроля и института онлайн-петиций.
В-пятых, привлечением к разработке и обсуждению проектов концепций, законов и подзаконных актов, разработанных и принимаемых в интересах реализации рассматриваемых инициатив главы государства, заинтересованных представителей политических партий, неправительственных организаций, экспертного сообщества, отдельных гражданских активистов. При этом максимальную активность в данном случае проявили именно члены Национального совета общественного доверия. Все это, считает он, способствует повышению качества и уровня легитимности соответствующих официальных документов.
И, в-шестых, открытостью, что выражается в представлении соответствующих проектов концепций, законов и подзаконных актов вниманию широкой общественности посредством публикации на интернет-портале «Открытые НПА», а также на официальных сайтах мажилиса, сената парламента РК и профильных центральных государственных органов. Как считает Андрей Чеботарев, это стало одним из ключевых направлений реализации также сформулированной Касым-Жомартом Токаевым концепции «Слышащего государства».
В целом, по мнению экспертов, свою основную задачу - формирование эффективных вертикальных связей между государством и обществом – Национальный совет общественного доверия однозначно выполнил. Другое дело, что с учетом так называемой новой реальности, крайне напряженной геополитической ситуации, а также обострением внешних и внутренних вызовов и угроз НСОД требовалось перезагрузка, расширение возможностей и выход на новый уровень гражданского диалога. И этим уровнем стала площадка Национального курултая, который должен взять на себя вопросы более масштабного и долгосрочного характера, а также внести весомый вклад в утверждение демократических ценностей казахстанцев.