Мы уже неоднократно писали об очень тревожной тенденции – ползучей клерикализации массового сознания казахского социума. С ее проявлениями приходится сталкиваться все чаще и в самых разных сферах жизнедеятельности. На днях в «Фейсбуке» довелось прочесть еще об одной истории такого рода.
Девушка, занимающаяся одним из видов восточных единоборств (то ли джиу-джитсу, то ли тхэквондо) на своей странице поведала о следующем. Сменились хозяева спортивного зала, где она тренировалась. Новые владельцы тут же ввели собственные правила, согласно которым отныне в этом зале не могут одновременно заниматься мужчины и женщины. А когда та же девушка пришла посмотреть мужские соревнования, то ее попросту не впустили в зал. Объяснение было незатейливым, но из той же оперы. Дескать, поскольку соревнуются спортсмены-мужчины, то присутствие на трибунах болельщиц недопустимо. Вот такая в общих чертах история.
Признаюсь честно, на меня она произвела очень тягостное впечатление. Одно дело, когда некоторые наши соотечественники, придерживающиеся ортодоксальных взглядов, время от времени выступают в печати, на телевидении, разного рода Youtube-каналах со своими проповедями и настаивают на ограничении прав и свобод женщин. Типа того, что получившая высшее образование и делающая успешную карьеру женщина уже не будет уважать «сильный пол», а, следовательно, почитать мужа своего. Слушаешь такие декларации и даже не знаешь, как реагировать - то ли плакать, то ли смеяться. Хотя, по большому счету, тут уже не до смеха, а впору бить во все колокола. В то время когда мир все глубже охватывают процессы глобализации, наше общество все сильнее опутывают тенета мракобесия и ортодоксальной бесовщины.
Но даже на этом фоне рассматриваемый случай – что-то из ряда вон выходящее. Он представляется мне неким Рубиконом, перейдя который, наше общество и все мы можем вляпаться в нечто не совсем хорошее с точки зрения нашего будущего. Потому что это уже не какая-то абстрактная проповедь или идеологическая декларация, а вполне конкретное действие. И тут, на мой взгляд, есть несколько принципиальных нюансов.
Во-первых, действия этих пока еще безымянных граждан (неважно, кто они – хозяева или арендаторы спортивного зала) входят в полное противоречие с Конституцией, согласно которой Казахстан является светским государством и которая гарантирует равные права верующим и неверующим. Кроме того, напомним, что наше государство придерживается нейтралитета в вопросах свободы совести и вероисповедания и не оказывает поддержку какой-либо религии. Вместе с тем, оно заинтересовано в равноправном государственно-конфессиональным сотрудничестве для достижения общего блага и укрепления духовно-нравственных начал в казахстанском обществе.
Судя по всему, и это уже во-вторых, вышеуказанные владельцы (или арендаторы) спортивного сооружения полагают, что их субъективная воля важнее законов государства. А быть может, они просто уверовали в то, что существующие законы писаны вовсе не для них? Во всяком случае, лично у меня сложилось именно такое впечатление. Учитывая, что правовой нигилизм в нашем обществе пустил глубокие корни, удивляться вроде бы нечему. Но, как говорится, нигилизм нигилизму рознь. Одно дело, когда речь идет о банальной правовой неграмотности, и совсем другое, когда нежелание считаться с действующими законами предстает как жестко обозначенная жизненная позиция. К тому же базирующаяся на религиозной философии однозначно реакционного толка.
И тут уже есть над чем серьезно задуматься. Наблюдаемые в последние годы тренды вызывают подспудное ощущение, что подобные проявления в общественной жизни Казахстана будут ускоряться и множиться. И, как мне кажется, это еще цветочки, а горькие и вредные для казахского социума и для нашего государства плоды впереди…
Здесь есть ряд аспектов, которые невольно делают государство Казахстан в глазах сторонних наблюдателей, как это ни прискорбно прозвучит, смешным (если уместно такое слово), лживым и даже сегрегированным. Нужны аргументы? Их есть у меня…
Почему смешным? С самого момента обретения независимости нам говорят, что мы якобы строим демократическое и светское государство. А на поверку все оказывается с точностью до наоборот. Как ни крути, а наш доблестный спецназ нет-нет, да сражается с какими-нибудь ваххабитами, которые время от времени выпрыгивают как чертенята из табакерки. Или очередной чудила из числа так называемых «уятменов», самопровозгласив себя блюстителем общественной морали, пытается прикрыть одеждами скульптурные ансамбли в столице, поскольку они якобы оскорбляют его чувства. Или вот это категорическое требование администрации спортзала, что женщинам нельзя находиться в одном помещении с мужчинами. Хотя на практике тренером может быть как мужчина, так и женщина. Одним словом, государство наше иногда выглядит как двуликий Янус: с одной стороны, звучат декларации, что мы тянемся к планке, заданной самыми развитыми демократиями, а с другой разгораются чуть ли не общенациональные дискуссии относительно того, можно ли пускать в школы девочек в хиджабах. Но опять же, а как тогда быть с Конституцией и вытекающими из нее другими законами, утверждающими светский характер нашего государственного устройства? Не уподобляемся ли мы известной птице, стоящей враскорячку?
Лживость же наша состоит в том, что у нас любят где ни попадя хвалить традиционную культуру казахов наряду с новоприобретенными исламскими установками, которые, кстати говоря, входят в очень даже серьезный антагонизм с казахским традиционализмом. В традиционной культуре, как нам вещают адепты проказахскости, девушку, женщину казахи всегда возводили едва ли не на пьедестал. На этот счет существует множество пословиц, поговорок и песен. Но в жизни, несмотря на то, что казахские женщины проявляют себя во всех сферах (причем этот процесс набирает все большую динамику), казахи нередко ведут себя столь же ортодоксально, как и последователи исламистских течений известного толка. Что мы, собственно, и видим на примере ситуации со спортзалом и спортсменками, занимающимися единоборствами.
Теперь о сегрегации. Вернемся к рассматриваемому случаю. Тот ограниченный тип (или типы), который заявил, что в его зале женщины и мужчины не будут тренироваться вместе, как бы «автоматом» действует в русле исламских ортодоксов. Соответственно, он не пускает в зал не только разнополых мусульман, но и вообще граждан Казахстана, не исповедующих ислам, – русских, немцев, корейцев и т.д. При таком раскладе неказахи к этому недотепе не пойдут вовсе. Слава богу, в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Костанае, Уральске, Актобе есть масса залов, которыми командуют неказахи и в которые может прийти любой желающий заниматься спортом. Причем все - женщины и мужчины, верующие и атеисты, в том числе и, пардон, люди с нетрадиционной ориентацией. Но как бы то ни было, разделение по этническому и религиозному признаку уже явно просматривается. Что это, если не сегрегация?
Как законопослушный гражданин и толерантный человек, я глубоко убежден, что нашим соответствующим государственным структурам (в первую очередь прокуратуре как главному надзорному органу) пришло время при возникновении подобных ситуаций обозначать свое веское присутствие. Чтобы такие эксцессы не стали устойчивым трендом, когда их количество может перерасти в качество, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мировая история знает немало примеров полной экономической и социальной деградации государств и обществ, в которых верх брал уклон на ортодоксализм. Самый яркий и наглядный для нас образец - Афганистан, новые хозяева которого – талибы – сегодня у всех на устах.
Оно нам надо?..