Президент Казахстана - Верховный главнокомандующий утвердил в конце прошлого месяца новую Концепция строительства и развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Она разработан Министерством обороны РК в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года. Основой для ее разработки стала современная военно-политическая обстановка, с учетом прогнозов её развития в долгосрочной перспективе, а также тенденций военного строительства в зарубежных государствах. Концепция включает в себя основные принципы и подходы строительства и развития органов военной безопасности до 2030 года. Следующий шаг – разработка концепции идеологической и воспитательной работы в ВС РК, которую год назад поручил разработать президент страны Касым-Жомарт Токаев. Сегодня у нас в гостях член рабочей группы по разработке данного программного документа, кандидат исторических наук, полковник запаса Манас Магулов, с которым мы беседуем о том, что значит идеология для армии.
- Манас Бадыханович, как вы считаете, почему застопорилась разработка концепции, которая призвана способствовать оздоровлению морально-психологического климата в армии и повышению боевого духа военнослужащих?
- Вы очень вовремя подняли эту проблему, поскольку сроки, которые установил глава государства на разработку концепции, «горят», а результатов пока не видно. Первоначально, получив такое ответственное поручение от главы государства, идеологические работники воспряли духом, составили план работы, провели «круглый стол» с привлечением представителей всех силовых структур и ветеранов вооруженных сил. Столь авторитетного форума, признаюсь, не видел со времен советской эпохи. В его рамках было высказано много толковых предложений, выработана четкая программа действий, намечено проведение еще двух таких встреч. Но, увы, запала хватило лишь на пару заседаний рабочей группы …
Разумеется, я интересовался в Минобороны о причинах приостановки работы над концепцией. В итоге удалось выяснить, что Агентство по стратегическому планированию и реформам свернуло данную инициативу, предложив силовым структурам составить свои ведомственные планы по идеологической работе и этим ограничиться. Сказать, что я был удивлен, значит не сказать ничего.
- Почему идеология так важна в системе вооруженных сил?
- Во все времена, начиная с глубокой древности, военным силам придавалось особое значение. Зарождение любого государства непременно сопровождалось формированием собственной армии, которая должна была стоять на его страже. Неважно, какой она была в количественном и качественном отношении, главным считалось выработать правильную идеологию, которая бы сплачивала и двигала ее.
В СССР такая идеология была - коммунистическая, но она умерла вместе с распадом Союза на новые суверенные республики. Все они, конечно, позаботились о формировании собственных вооруженных сил, но не все провели качественную идеологическую работу в данном направлении. В итоге образовавшийся вакуум стал быстро заполняться деструктивными идеями, в основе которых лежат отнюдь не патриотические цели…
Еще в начале 19-го века немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц говорил, что «армия без идеологии становится бесформенной массой» (кстати, этой его мысли в вопросах войны и мира придерживались и классики марксизма-ленинизма). Вот почему многие ведущие государства мира, в том числе некоторые бывшие республики СССР, придают большое значение идеологической подготовке в вооруженных силах. Среди них Россия, которая три года назад восстановила Главное военно-политическое управление, а также Китай, где статус главы Главного политического управления вырос до уровня министра обороны и члена Высшего военного совета КНР.
Но главное, что идеологию в вооруженных силах должно определять высшее должностное лицо государства. В нашем случае это президент страны и верховный главнокомандующий ВС РК Касым-Жомарт Токаев. И никакое агентство не может это изменить.
- Какие конкретные предложения вы как член рабочей группы предлагаете внести в данный документ?
- Будучи кадровым политработником, я добиваюсь полного изменения сути, формы и методов идеологической работы в армии, а не только ее фасада (такие «косметические» предложения тоже звучали в ходе обсуждения). Причем принципиально предлагаю назвать такую работу политической (от названия ведь многое зависит).
Во-первых, считаю необходимым восстановить военно-политические органы по всей вертикали - от роты до бригады, дивизии, назвав их политическими управлениями. А высшим органом определить Главное политическое управление Вооруженных Сил, повысив статус его руководителя до уровня первого заместителя министра обороны. Такое положение усилит его значимость и (наряду с другими руководителями министерства) ответственность перед президентом.
Во-вторых, предлагаю политические органы в Министерстве обороны, национальной гвардии, пограничной службе и других войсковых формированиях сделать назначаемыми только их прямыми начальниками и им же подотчетными. Такое решение даст им уверенность в выполнении своих функциональных обязанностей, и они не будут оглядываться по сторонам, как это происходит сейчас.
В-третьих, повысить ответственность и возможности должностных лиц, к которым военнослужащие будут обращаться со своими жалобами, предложениями. Уверен, усилия тех же заместителей по политической работе, политорганов в этом направлении способны оживить всю идеологическую, воспитательную, социально-правовую и культурную деятельность в армии. Соответственно будут быстрее и эффективнее решаться различные бытовые, жилищные и другие проблемы в данной сфере.
- А чем чревато отсутствие идеологии в армии?
- Я часто бываю в войсках, встречаюсь с капитанами, майорами, офицерами - выпускниками уже казахстанских военных заведений, но не вижу блеска в их глазах, нет у них юношеского запала, романтики военной службы. Сплошь безрадостные лица. Многим и сорока нет, а они уже думают о пенсии либо о выгодном переводе. А все почему? Потому, что нет перспектив, уверенности в армейской карьере. Разве что есть слабая надежда найти неких покровителей, которые помогут им в продвижении по службе, хотя это прямой путь к коррупции со всеми вытекающими из этого последствиями... Так мы и теряем хорошие кадры, а вместе с ними и нашу армию.
В такие моменты вспоминаю свою службу, а именно то, как меня – казаха, майора – вызвали из далекой Туркмении на две недели в Москву, чтобы назначить заместителем начальника политотдела воздушно-десантной бригады. В Советской армии тогда служили около двух миллионов офицеров, но к каждому был индивидуальный поход. Сейчас же с офицерами практически никто не разговаривает, да и подбор военных кадров производится по формальному принципу. Пора бы уже заняться восстановлением былого порядка в армии, повышением морально-боевого духа военнослужащих. И заниматься этим должны политорганы, на законной основе, а не всякого рода покровители. Только так можно поднять престиж военной службы. Тогда и люди будут более ответственно подходить к выполнению воинского долга, повысится боеготовность частей и подразделений.
- Как этого добиться?
- Тут я вижу только один выход – нужно вернуться к работе над концепцией, которая была начата год назад, но заморожена, как я уже говорил, по непонятным причинам. Причем это должен быть тщательно продуманный, соответствующий нынешним реалиям и вызовам единый идеологический документ для всех Вооруженных сил РК. В этой связи предлагаю провести еще один «круглый стол» с приглашением всех заинтересованных сторон, в рамках которого выработать коллективное предложение.