Переименование Тюркского совета в Организацию тюркских государств буквально взорвало казахстанский сегмент социальных сетей. Многие наши сограждане с энтузиазмом принялись праздновать победу, рассуждая о возвращении в «родную гавань» и убеждая более прагматичных соплеменников в том, что теперь-то нам сам черт не страшен, не то что какие-то там пытающиеся «поработить» всех и вся Россия и Китай. Мол, отныне «мы сами с усами». Но не пиррова ли эта победа, и насколько вообще обоснованы такие ожидания? Попытаемся разобраться.
Без эмоций и без амбиций
Аналитики далеко не единодушны в оценках трансформации Тюркского совета в Организацию тюркских государств, а порой их взгляды диаметрально противоположны. Одни уверены, что новой структуре, возникшей на осколках Совета сотрудничества тюркоязычных государств, с учетом амбиций турецкого лидера уготована судьба стать марионеткой в его руках. Другие, напротив, пытаются доказать, что именно такой формат взаимоотношений, заложенный в ходе последнего саммита, наконец-то по-настоящему сблизит тюркские страны и сделает их единой общностью, что со временем вполне может превратить новую структуру в реальный геополитический противовес.
Наиболее трезвую оценку, как представляется, высказали сотрудники Института анализа социально-политических процессов (ИАСПП). Они выделили значимые аспекты в инициативах Организации тюркских государств, которые могут способствовать повышению уровня интеграции. В их числе создание платформы «Центральная Азия - территория мира» и Центра по исследованиям торгового сотрудничества тюркских государств, который будет заниматься выработкой предложений по устранению торговых барьеров, внедрению электронной коммерции и увеличению объемов экспорта и импорта. Акцентировали эксперты внимание и на усилении транзитного потенциала, создании новых трансконтинентальных коридоров из Китая в Европу, которые должны будут пройти через территории тюркоязычных стран, создании международного консорциума для осуществления разработки новых технологий производства, хранения и транспортировки водорода, а также на развитии рынка «зелёного» капитала для реализации проектов, касающихся «зелёных» технологий.
«Однако вопрос не в том, чтобы посидеть, поговорить и предложить, а в способности лидеров тюркоязычных государств-членов организации претворить в жизнь эти идеи, отодвинув на второй план свои амбиции, - говорят они. - Думаем, что дальнейшая жизнеспособность так помпезно объявленной организации будет зависеть в первую очередь от этого». А также добавляют, что хотя предлагаемые инициативы отвечают интересам всех стран-участниц, «главное – чтобы данная организация не оставалась чисто декоративной и всего лишь местом соперничества лидеров за то, кто выдвинет самую «крутую» идею».
Такая точка зрения снижает градус общественного ажиотажа, однако все-таки не расставляет все точки над i. Поэтому мы обратились к профессиональным экспертам со следующими вопросами: Что на самом деле стоит за переименованием Тюркского совета в Организацию тюркских государств? Насколько вероятно ее превращение в реальный союз вроде ЕАЭС или тем более ЕС? Способен ли он будет реально противостоять интересам России и Китая в регионе? Что вообще получит Казахстан от обновленного формата сотрудничества между тюркскими государствами?
Уразгали Сельтеев, директор Института евразийской интеграции:
«Союз равных среди равных»
- Убежден, что трансформация Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Организацию тюркских государств имеет стратегическую и взаимополезную ценность для всех ее членов. Теперь это полноценная международная организация. Мы шли к ее созданию практически 30 лет, и Казахстан может занести это в свой актив как одно из достижений периода независимости. В 1992 году при Тургуте Озале Турция пыталась позиционировать себя в роли «старшего брата», и, прежде всего, Нурсултан Назарбаев отказался от таких условий, продолжив системно продвигать паритетные принципы консолидации. Сейчас это должен быть и будет союз равных среди равных.
Организацию тюркских государств следует считать одним из самых перспективных интеграционных проектов в мире с изначально очень прочным культурно-гуманитарным потенциалом. И даже произошедшее переименование имеет далеко не символическое значение. В самом названии отражена общая идентичность как мощная идеологическая основа и объединяющее начало для многосторонней кооперации. В том числе речь идет о совместном признании и осмыслении коллективной роли в единой парадигме «мы – тюрки».
Разговоры и рассуждения о неких противовесах – это алармизм, мифология и намеренно сконструированные пропагандистские интерпретации. Для Казахстана членство и участие в работе Организации тюркских государств является частью многовекторной внешней политики. Думаю, для нас тюркский союз станет равнозначным интеграционным вектором наряду с ЕАЭС. Однако не надо питать иллюзий и гиперболизировать данные два направления интеграции. В обоих случаях в обозримой и среднесрочной перспективе не будет того глубокого сближения, которое имеет место, например, в Европейском союзе.
Вместе с тем, надо четко понимать, что странам Центральной Азии, и Казахстану особенно, нужна сильная Турция. Одновременно нужна и экономически стабильная Россия с уравновешенной и здравомыслящей управленческой элитой, которая должна руководствоваться не конъюнктурными и ситуативными решениями, а стратегическими ориентирами в отношениях с союзниками.
Безусловно, Турция – это одно из базовых звеньев Организации тюркских государств. Сегодня она под руководством Эрдогана уверенно закрепляется в качестве одного из ключевых игроков многополярной системы международных отношений. Переживает небывалый подъем, несмотря на нарастающие экономические проблемы и неоднозначный процесс исламизации турецкого общества. Тесный союз с сильной региональной державой стратегически и жизненно необходим, Казахстану в том числе. Сообща тюркам будет легче взаимодействовать, осаждать, купировать давление со стороны США, России, Китая, ЕС.
Очевидно, что в последнее время фиксируется ревностное отношение к процессу тюркской интеграции, особенно со стороны России. Кремль целенаправленно формирует в постсоветском информационном поле негативный образ Турции и попутно Азербайджана. Однако Казахстан не участвует в геополитических играх. Мы сотрудничаем и работаем со всеми, исходя из своих национальных интересов. При этом, участвуя в различных платформах, выступаем связующим звеном на пространстве «Большой Евразии».
Замир Каражанов, политолог:
«Отношения определяются не названиями, а действиями»
- Союз создается не с целью стать кому-то противовесом, о чем, собственно, и говорилось на прошедшем саммите. По словам турецкого президента Реджепа Эрдогана, Организация тюркских государств нацелена на усиление стабильности внутри союза и в соседних странах. Ее задача – развивать отношения и укреплять связи между тюркскими странами. При этом она открыта для сотрудничества и с другими государствами. Поэтому говорить о вызовах России и Китаю с ее стороны преждевременно. Но следует учитывать, что в этом объединении роль первой скрипки отводится Турции, руководство которой сейчас проводит самостоятельную политику на внешней арене. Нелишне напомнить, что иногда это приводило к ухудшению отношений с партнерами по НАТО или к критике в адрес Китая. И потому не стоит исключать возможности повторения подобных событий в будущем. Но вряд ли это сильно скажется на государствах, входящих в Организацию, даже несмотря на то, что она призывает страны-участницы согласовывать внешнеполитический курс. Данная норма действовала и до переименования Совета сотрудничества тюркоязычных государств, при этом она не вызывала коллизий в отношениях с той же Россией.
Что касается самого факта переименования, то, напомню, такое предложение прозвучало в ходе предыдущего саммита Тюркского совета. Тогда говорилось о том, что новое название поднимет на новый уровень отношения между странами. Но сколько ни говори «халва», слаще не станет. Отношения определяются не названием, а действиями. С другой стороны, организации, как правило, переименовывают тогда, когда они выходят на новый уровень развития. Так было, например, с Шанхайской пятеркой (прежнее название ШОС), с ГАТТ – нынешней Всемирной торговой организацией. На прошедшем саммите приняли документ «Перспективы тюркского мира 2040», который анонсируется как «Дорожная карта» развития стран-участниц Организации тюркских государств. Возможно, с данным документом и связывается переименование.
Обращает на себя внимание и то, что при этом было решено отказаться от слова «тюркоязычный» в пользу «тюркский». Таким образом, формируется новая общность, где речь идет не только о языке, но и о других критериях, которые сближают проживающие в этих странах народы. Естественно, Организация тюркских государств будет способствовать повышению статуса на мировой арене входящих в нее стран-участниц. А вот суждено ли ей превратиться в реальный союз вроде ЕАЭС или ЕС, покажет время. Многое здесь зависит от работоспособности Организации. Сегодня мы видим, что даже ЕАЭС до сих пор не может стать полноценным экономическим союзом из-за существующих барьеров и ограничений. Объем внутренней торговли в ЕАЭС уступает объему внешней.
Но если быть точным, то ЕАЭС и ЕС - это интеграционные объединения, в то время как Организация тюркских государств акцентирует внимание на развитии сотрудничества между странами. Она не создана для обсуждения проблем прозрачности границ, общих таможенных пошлин и т.д. С другой стороны, эта структура самим фактом своего существования мотивирует действующие интеграционные объединения к более активной деятельности. В частности, у ЕАЭС появляется экономический конкурент в лице Организации тюркских государств. А конкуренция - это именно то, что заставляет развиваться, быть лучше и эффективнее. Например, что касается нашей страны или Кыргызстана, который также входит в ЕАЭС, то речь идет о получении дополнительных экономических выгод. И Казахстан, и Кыргызстан могут пользоваться преимуществами, которые дает членство в двух объединениях.
Но если рассматривать ситуацию исключительно с точки зрения выгод для нашей страны, то, в первую очередь, нужно помнить, что Турция является крупной экономикой. Да, она не входит в пятерку наиболее крупных инвесторов Казахстана и по показателям товарооборота уступает другим государствам. Но очевидно, что потенциал для роста есть, и пока он не реализован. Площадка же Организации тюркских государств дает реальный шанс усилить такие возможности. Кроме того, для Казахстана - это альтернативный маршрут выхода к морю, через Кавказ и Турцию. Плюсы усиливаются в связи с тем, что в последние годы на этом направлении успешно реализуются инфраструктурные проекты.
Также не стоит забывать, что создание Организации тюркских государств – это попытка модернизации тюркского мира. Ведь речь идет не только об экономике, торговле, инвестициях, но и о сотрудничестве стран в области образования, обмене технологиями, развитии инновационных сфер, среди которых рассматриваются экологические проекты или снижение потребления воды в разных отраслях экономики…