Недавно президент страны чуть-чуть подретушировал образ региональных элит, сменив некоторых из ключевых игроков. «Освежение» коснулась Жамбылской, Кызылординской и Атырауской областей, в которых появились новые акимы, не имеющие опыта руководства регионами. И вопрос, чего ждать от дебютантов, представляется далеко не риторическим. Станет ли время их правления периодом расцвета для попавших под их управление территорий? Создали ли для этого их предшественники необходимый базис? Попытаемся разобраться.
Интеллигент вместо «громовержца»
Уход с политической авансцены Бердибека Сапарбаева, прозванного в народе «бессменным акимом», не стал сенсацией. Финишировать опытного управленца заставил пенсионный возраст. Если бы не это «досадное» обстоятельство, то наверняка Бердибек Машбекович вместе с «птенцами» из своей команды, неизменно следовавшими за ним туда, куда его направлял центр, еще долгие годы продолжал бы кочевать из региона в регион, демонстрируя востребованность и незаменимость. Но теперь этот вечный бег по кругу остановился, что, видимо, стало наилучшим вариантом. Прежде всего, для самого Сапарбаева – ведь иначе он рисковал (с учётом последних, далеко не самых успешных лет его работы в качестве руководителя области) окончательно и бесповоротно растерять остатки былого имиджа акима-«громовержца», правящего железной рукой.
Жамбылская область, которую он возглавлял на протяжении двух лет с небольшим перед закатом своей политической карьеры, как бы странно это ни прозвучало, стала для него непреодолимым Рубиконом. Конечно, нельзя сказать, что орешек оказался настолько тверд, что Сапарбаев обломал об него все зубы. Но вместе с тем именно на этом участке работы стало очевидным, что Бердибек Машбекович начал потихоньку терять свою хваленую хватку: она в последнее время меньше всего напоминала бульдожью, а ведь именно это всегда считалось неоспоримым достоинством Сапарбаева как управленца.
Прибегая к традиционным для себя методам, погоняя подчиненных крепким словцом и регулярно устраивая им аутодафе, он так и не сумел вывести регион из социально-экономического тупика, где тот пребывает уже довольно продолжительное время. Но надо признать, что и в грязь лицом Сапарбаев ни разу не упал, до последнего старался держать марку. «Доброхоты», конечно, сейчас пытаются делать акцент на исключительно нелицеприятные, по их мнению, факты, собирая в кучу несобираемое: и проигнорированное им падение герба во время выступления в СЦК, и выговор, полученный от самого президента за допущенную кадровую ошибку (назначил на новую должность чиновника, который ранее уже был уволен по требованию главы государства), и прочее. Без раскрытия тайны полишинеля о командных перемещениях и любви Бердибека Машбековича к самопиару тоже не обошлось. Но ведь не только этим знаменит аким Сапарбаев. Те немногие, у кого память не столь коротка, прекрасно понимают, что за эти два года в принципе невозможно было вывести область на орбиту социальных и экономических побед, поскольку пришлось работать, по сути, в режиме пожарной команды.
Сначала аким тушил последствия межнациональных столкновений в Кордайском районе. Нужно было наводить порядок, гасить недовольство, восстанавливать инфраструктуру, для чего его, собственно, и направили в регион. Казалось бы, постепенно все начало устаканиваться, и Сапарбаеву вроде бы удалось взять ситуацию под контроль, но тут пришла новая беда – взрыв снарядов в Байзакском районе, снова разрушения и большие человеческие потери: 17 человек погибли, еще 98 пострадали. Затем, словно испытывая акима на прочность, наступила засуха. И все это на фоне затянувшейся пандемии и карантинных ограничений. Не успел Сапарбаев перевести дух, как произошли события кровавого января, которые, похоже, окончательно выбили опытного хозяйственника из колеи.
Такого количества ЧП за два года многовато даже для такого мастодонта, каковым, без преувеличения, является Бердибек Машбекович. Он как мог пытался латать то и дело возникающие пробоины, пусть даже привычными для него командно-административными методами, эффективность которых давно и у многих вызывает вопросы. Получалось, как говорится, серединка на половинку, но, с другой стороны, надо признать, что действия команды Сапарбаева позволили избежать окончательного скатывания области в социальные аутсайдеры.
Например, что касается межнациональных отношений, то при непосредственном участии главы региона был запущен проект «Бейбітшілік пен келісім». Способствовало ли это укреплению мира и согласия на жамбылской земле, сказать сложно, но хорошо уже то, что в рамках данной инициативы при участии социологов были выявлены более двух десятков населенных пунктов, где в любой момент могут полыхнуть новые очаги межэтнических пожарищ. Пытался Сапарбаев что-то изменить и в экономике области. Например, в первый год его правления было запущено 15 инвестиционных проектов общей стоимостью почти 44 миллиарда тенге. Правда, прошлый год он закрыл с более скромными результатами - 12 проектов на сумму менее чем 19 миллиардов тенге. Неудовлетворительным остаётся социальное самочувствие населения.
Если резюмировать, то можно сделать вывод, что своему преемнику Бердибек Машбекович сдал область в более-менее сносном состоянии – с нерешенными хроническими проблемами, но ликвидированными «сверхпрограммными неожиданностями», которые, собственно, и мешали направить регион по рельсам эффективного развития.
Неудивительно, что Нуржану Нуржигитову, который сменил Сапарбаева, поручено в первую очередь улучшить социально-экономическое положение области и повысить уровень благосостояния населения. Удастся ли это новому акиму?
С одной стороны, большим его плюсом является то, что он свой, не пришлый, на протяжении многих лет продвигавшийся внутри региональной вертикали. А значит, ему не требуется время для притирки с местной элитой. К тому же два последних года он работал непосредственно под началом Сапарбаева, а значит, что-то у него перенял. И это может быть неплохим вариантом, если учесть, что центр всегда одобрительно высказывался о профессиональной хватке Бердибека Машбековича и даже сожалел о том, что такого крепкого хозяйственника, как он, нельзя клонировать.
С другой стороны, шансы стать таким клоном у Нуржигитова невелики. Во-первых, он производит впечатление слишком мягкого человека. Во-вторых, сдерживающим фактором может стать то, что его предыдущая карьера выстраивалась преимущественно вокруг сельского хозяйства, то есть, двигалась по «узкоколейке», не позволяя ему в полной мере расширить управленческий кругозор, чем, кстати, славился Сапарбаев. Этот нюанс тоже может помешать новому акиму оперативно и адекватно реагировать на социально-экономические запросы населения, что ему поручил делать премьер-министр Алихан Смаилов.
Есть, конечно же, и во-вторых, и в-третьих, и… Но они уже не столь важны. Главное тут другое. С поставленными перед ним задачами Нуржан Нуржигитов справится только в том случае, если избавится от комплекса зама и сумеет в полной мере не только расправить крылья, но и прочувствовать груз ответственности, легший на плечи. Как показывает предыдущий опыт, попытки «выращивания» глав регионов из заместителей акимов в последние годы чаще оказывались неудачными…
Амбициозный младший брат вместо акима слабого пола
Совсем другой коленкор наблюдается в Кызылординской области. Руководить ею доверено Нурлыбеку Налибаеву, младшему брату уже упомянутого Бердибека Сапарбаева. Он сменил на этом посту первую и единственную в истории Казахстана женщину-главу региона Гульшару Абдыкаликову. И здесь причины прихода нового акима выглядят далеко не такими естественными, как в Жамбылской. С одной стороны, попытка внести гендерное разнообразие действительно провалилась, а с другой, довольно большое количество наблюдателей увидело в произошедшей рокировке признаки аппаратных игр.
Применительно к первой из названных выше возможных причин отставки Абдыкаликовой можно сказать только одно: надежда на то, что ей удастся доказать обоснованность феминистских притязаний на руководство регионами, не оправдалась. Хотя за её плечами был солидный управленческий опыт: министр, вице-премьер по социальным вопросам, государственный секретарь. Жителям области два года правления Абдыкаликовой запомнились не столько какими-то достижениями, сколько конфузами, в которые она то и дело попадала. Как-то озвучивалось, что из семи экономических показателей, по которым оценивается эффективность работы любого главы региона, она умудрилась провалить аж четыре.
Единственным ее плюсом в качестве руководителя области стало, пожалуй, поведение в самый разгар январских событий, когда эта хрупкая на вид женщина продемонстрировала самую настоящую силу духа. Далеко не все акимы-мужчины нашли в себе смелость выйти в те трагические дни к разъяренной толпе митингующих и выслушать их требования. Гульшара Наушаевна эти силы нашла. Но, видимо, такого поступка оказалось недостаточно для того, чтобы сохранить за собой пост.
С другой стороны, не исключено, что именно этот ее отважный шаг мог лечь в основу другого вероятного сценария, при котором Абдыкаликовой предоставили бы шанс на исправление допущенных промахов, а следовательно, пролонгировали ее полномочия. Но представители региональной элиты могли воспринять это как помеху в продвижении своего фаворита. Между тем, противодействие с их стороны и без того только нарастало, если судить по количеству обращений на имя главы государств и анонимных вбросов в информационное пространство: местные «аксакалы» выражали явное недовольство не только управленческими качествами женщины-акима, но и самим фактом ее присутствия на столь высоком посту. И если бы она осталась, то неизвестно, каких масштабов достигло бы это противостояние.
С точки зрения такого потенциального сценария фигура Нурлыбека Налибаева в качестве нового акима выглядит вполне логичной и закономерной. О его амбициях поговаривают давно, ещё с тех пор, как он возглавил акимат города Кызылорды, которым руководил рекордные восемь лет. Но от заветной цели Налибаева отдалял «конфликт интересов» - наличие старшего брата, главы другого региона. Теперь же эта помеха устранена, а возникновение новой его, в последний год нагуливавшего аппаратный вес в центре, вряд ли уже могло остановить.
Впрочем, это чистой воды размышления, не претендующие на истину. Тем более что, как бы то ни было, продемонстрировать серию впечатляющих побед в среднесрочной перспективе и кардинально изменить социально-экономическую ситуацию в Кызылординской области не под силу ни Налибаеву, ни кому-либо другому – слишком уж велик груз былых ошибок, который Абдыкаликова только утяжелила. Надежда только на то, что новый аким, как никто другой знающий регион и все его самые болевые точки, способен будет выстроить хоть какую-то перспективную траекторию для будущего развития.
«Аскет» на госслужбе вместо любителя кадровых пасьянсов
Замена еще одного акима – Махамбета Досмухамбетова, возглавлявшего Атыраускую область, на бывшего министра труда и социальной защиты, в отличие от двух предыдущих случаев, меньше всего похожа на техническую. Тут прослеживается четкая государственная линия: за счет решения наболевших социальных проблем населения попытаться остановить рост протестного потенциала, генератором которого, наряду с Мангыстау, выступает другой ведущий нефтяной регион страны.
Насколько удачной для реализации такого плана является фигура нового акима Серика Шапкенова, судить довольно сложно, учитывая неоднозначные итоги его работы на посту руководителя главного социального ведомства. Стоит напомнить, какой резонанс вызвал один из его комментариев (тогда он был еще вице-министром) относительно возможности выжить на 42500 тенге в месяц – сумму, которую «на поддержание штанов» казахстанцы получали от государства в разгар пандемии и карантинных ограничений. Тогда он ответил так: «Я могу ответить, да, например, 42500... Вы хотите сказать, что я на 42500 прожил бы? Но я думаю, что в каждой ситуации заработная плата устанавливается работодателем. Если это специалист высокотребовательный, почему ему работодатель платит 42500 тенге?».
Не вселяет оптимизма и опыт его предшественника, который три года назад был заброшен в регион тоже из министерства – с поста вице-министра энергетики. За время своей работы в качестве акима Махамбет Досмухамбетов «отличился» только бесконечным раскладыванием кадрового пасьянса, что, собственно, и сыграло с ним злую шутку – о разгуле коррупции среди чиновников региона не говорит сегодня только ленивый. А как иначе, если во властной вертикали созданы такие условия, что даже бывшие парламентарии не могут удержаться от того, чтобы не «хапнуть»? Реагирование же на социальные нужны населения при прежнем акиме было откровенно нулевым – жителям области, чтобы достучаться до власти, нередко приходилось выходить на республиканские площадки.
Безусловно, если сравнивать нового акима и его предшественника, то у Шапкенова преимуществ гораздо больше. В отличие от Досмухамбетова, который до своего назначения не имел опыта работы в системе местной исполнительной власти, он в этом плане «богач». Начиная с «нулевых» годов, Шапкенов работал на различных позициях в органах власти Западно-Казахстанской области, затем перебрался в Атыраускую, сначала возглавив областной центр, а потом заняв пост первого заместителя главы региона. Да и школа Нурлана Ногаева, еще одного акима Атырауской области (а также ЗКО), под началом которого работал Шапкенов, на хорошем счету.
Но плюс это или на самом деле минус? За те четыре года (2016-2020), что провел в Атырау новый глава региона, список нерешенных проблем практически не изменился. И он до сих пор выглядит так: ветхое жилье, отсутствие нормальной дорожной и транспортной инфраструктуры, трудности с обеспечением питьевой водой, плохая экология, высокий уровень социального расслоения, недостаток социальной инфраструктуры – больничных коек и ученических мест, заоблачные цены. И вопрос, под силу ли Шапкенову решить их, похоже, будет чисто риторическим весь его акимовский срок.