Полгода назад Касым-Жомарт Токаев призвал владельцев казахстанских компаний выстраивать конструктивный диалог с профсоюзными организациями. Данное заявление прозвучало на фоне протестов в Мангистауской области, когда сотрудники сразу нескольких трудовых коллективов из Актау и Жанаозен обратились к работодателям с требованиями повысить зарплаты и прекратить сокращения.
Замкнутый круг
Выступая на расширенном заседании правительства, президент акцентировал внимание присутствующих на том, что, несмотря на все принимаемые меры, недовольство трудовых коллективов растет, поэтому «проблему нужно рассматривать сообща, а не оставлять ее только на усмотрение акиматов». По его словам, правительство, Фонд «Самрук-Казына», сами компании и профсоюзные организации должны тесно сотрудничать в этом отношении. «Все требования работников надо внимательно изучить. Их законные интересы должны соблюдаться. Необходимо выстраивать конструктивный диалог между профсоюзами и владельцами компаний. Принятые решения нужно правильно доводить до простых работников», - поручил глава государства.
И действительно, протесты рабочих, центром которых уже традиционно стала Мангистауская область, не утихают несколько лет, а в последнее время стали чуть ли не массовым явлением. К примеру, в июне в Жанаозене прошли очередные забастовки, когда сотни рабочих нефтегазового сектора вышли к акимату города и требовали улучшений условия труда и повышения заработной платы. К ним присоединились также местные безработные с просьбой их трудоустроить...
Сценарий до боли знаком - он прокручивается по кругу, но не находит выхода, который бы устроил все стороны конфликта. При этом нельзя сказать, что решения не предлагаются: руководство компаний разговаривает с протестующими, создаются примирительные комиссии, ищутся компромиссы, но обоюдное согласие достигается крайне редко. Причиной тому, считают эксперты, является в том числе недостаточное участие либо вовсе неучастие третьей стороны – профсоюзных организаций, которые и должны выступать посредником между работником и администрацией. Именно при их содействии возможно избежать негативных настроений среди работников, поскольку профсоюзы заранее их прощупывают, изучают, доносят до «верхов», дают рекомендации и тем самым помогают избежать социального напряжения в коллективах.
В настоящее время в Казахстане действуют три республиканских объединения профсоюзов: Федерация профсоюзов РК (ФПРК), Казахстанская конфедерация труда (ККТ) и Содружество профсоюзов Казахстана (СПК) «Аманат». Как рассказывают в ФПРК, общее количество членов всех трех организаций составляет 2967 тысяч человек или 44,5 процента от численности наемных работников. Причем наименьший охват их в профсоюзы зафиксирован в Алматы – 32,4 тысячи человек или 3,7 процента, хотя этот город занимает первое место по численности наемных работников (864 тысячи или 13 процентов от общего количества). В тройку лидеров по профсоюзному охвату входят Кызылординская (88 процентов), Павлодарская (84 процента) и Туркестанская (71 процент) области.
- Проблема в том, что большинство не вовлеченных в профсоюзное движение граждан имеют слабое представление о деятельности профсоюзов, в основном ассоциируя их с действовавшей в советское время государственной профсоюзной системой. В свою очередь среди членов профсоюза также сильны ассоциации с советскими профсоюзами, которые имели преобладающие функции по социальной защите, охране здоровья, организации туризма и отдыха трудящихся. При этом организации, позиционирующие себя как независимые общественные, выражают мнение, что профсоюзы Казахстана всецело зависимы от органов государственной власти, не способны отстаивать интересы своих членов перед работодателями, да и в целом законодательство страны направлено на ущемление свободы объединения в угоду создания управляемой вертикали подконтрольных профсоюзов, - говорят специалисты Федерации.
Вместе с тем, по их словам, в целях внедрения общепризнанных стандартов защиты прав и интересов работников Казахстан ратифицировал 28 международных конвенций в области труда, занятости и социальной защиты населения, в том числе 24 – Международной организация труда (восемь основополагающих, четыре директивных и 12 технических). А Законом «О профессиональных союзах» закреплены основные принципы их деятельности и правовые гарантии, к примеру, такие как создание профсоюзов по добровольной инициативе граждан; запрет на дискриминацию по причине принадлежности к профсоюзу; право быть избранным в профсоюзные органы; отсутствие ограничения по количеству создаваемых профсоюзов в одной отрасли или организации.
- Надо понимать, что создание объединений или вступление в действующие объединения профсоюзов является правом, а не обязанностью профсоюзов, - продолжают в ФПРК. - Последние и их объединения самостоятельны в своей деятельности и независимы от государственных органов, политических партий и работодателей. Также профсоюзы вправе защищать права и интересы работников в суде, при проведении медиации, примирительных и арбитражных процедур, осуществлять общественный контроль, проводить забастовки и мирные собрания в порядке, установленном законодательством. При этом за воспрепятствование созданию и деятельности профсоюзов, вмешательство в их дела предусмотрена уголовная ответственность.
В свою очередь обеспечение правовых гарантий и социальной защиты работников, согласно Трудовому кодексу, осуществляется в рамках социального партнерства между профсоюзами, работодателями и государством на республиканском, отраслевом и региональном уровнях, а также на уровне предприятия посредством заключения генерального, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, невыполнение условий которых влечет административное наказание. Однако задачи, на решение которых направлено социальное партнерство, сетуют представители ФПРК, ограничены вопросами социально-трудовых отношений, что сужает возможности профсоюзов по влиянию на формирование и реализацию государственной социально-экономической политики.
- Кроме того, согласно законодательству, организация социального партнерства закреплена за государственными органами, председателями трехсторонних комиссий являются представители государства, а их положения утверждаются самими комиссиями. Эти обстоятельства, а также превалирование на практике позиций государственных органов и работодателей, создание профсоюзов, подконтрольных администрации предприятия, ограничивает возможности профсоюзов по отстаиванию и продвижению интересов работников, - резюмировали ситуацию в Федерации профсоюзов Казахстана.
Заветные индексация и условия труда
Стоит отметить, что год назад председатель Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталин посетил с рабочей поездкой Атыраускую область как раз с целью предотвращения социальной напряженности на предприятиях региона с высоким риском возникновения трудовых конфликтов. Тогда он напомнил, что ФПРК неоднократно поднимала вопрос поэтапного повышения минимальной заработной платы в стране, а также проинформировал о мерах, принимаемых в данном направлении. Так, в марте 2021-го было подписано Генеральное соглашение с правительством РК на 2021-2023 годы, в котором удалось отстоять важные вопросы по защите трудящихся, в том числе вопросы оплаты труда. Была создана рабочая группа по выработке мер касательно повышения минимальной заработной платы, закрепления норм о ежегодной ее индексации в Трудовом кодексе и ратификации соответствующей Конвенции МОТ №131.
При этом Сатыбалды Даулеталин подчеркнул, что уровень минимальной заработной платы должен соответствовать 50 процентов средней зарплаты: «То есть если средняя зарплата по стране сейчас 206 тысяч тенге, то минимальная заработная плата должна быть 103 тысячи тенге. Более того, мы настаиваем на том, чтобы заменить такое понятие как «базовый должностной оклад», который не менялся на протяжении многих лет. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, мы не говорим об одномоментном решении этих вопросов и считаем, что их надо решать поэтапно».
Продолжая тему совершенствования системы оплаты труда, глава ФПРК также обратил внимание на декларативность норм коллективных договоров на предприятиях. «Взаимодействие профсоюзов и работодателей в работе над содержанием коллективного договора не всегда эффективен, - отметил он. - На практике он часто носит декларативный характер. Из 145 тысяч действующих в стране коллективных договоров индексация предусмотрена только в 10 процентов соглашений. Одной из причин их неэффективности является слабость первичных профсоюзных организаций и зависимость профсоюзных лидеров от работодателя. 86 процентов председателей первичных профсоюзов являются неосвобожденными и работают на общественных началах. Чрезмерная лояльность председателей первичек не позволяет вести равноправный социальный диалог с работодателем и настойчиво выдвигать социально-экономические требования. Поэтому нам необходимо повышать юридические навыки профсоюзных лидеров».
Сатыбалды Даулеталин уверен, что индексация заработной платы - очень важный вопрос, который волнуют практических всех работающих граждан страны. Не случайно он определен во всех программных документах Федерации профсоюзов как ключевая цель. Так, в Стратегии деятельности ФПРК до 2025 года в направлении «совершенствование системы оплаты труда» говорится о систематическом повышении реальной заработной платы трудящихся, денежных доходов населения, об обеспечении достойного вознаграждения в соответствии с производительностью и качеством труда. Если точнее, то речь идет о том, что в целях обеспечения справедливого распределения национального дохода, сокращения разрыва между размерами средней и медианной заработной платы в экономике, сближения минимального уровня оплаты труда в отраслях экономики к аналогичным показателям в странах ОЭСР и снижения неравенства в обществе действия Федерации и ее членских организаций будут направлены на следующие меры по совершенствованию системы оплаты труда в Казахстане:
- ратификация конвенций Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», №132 «Об оплачиваемых отпусках» и приведение национального законодательства в соответствие с их нормами и положениями;
- утверждение методики определения минимального размера заработной платы и введение его ежегодной индексации на уровне не ниже роста инфляции;
- законодательное закрепление обязательной ежегодной индексации заработной платы на предприятии (в организации);
- расширение в законодательстве перечня государственных гарантий и стандартов системы оплаты труда;
- определение в законодательстве понятий «потребительский бюджет», «прожиточный минимум», «черта бедности» с утверждением (обновлением) методик их расчета и регламентацией применения;
- пересмотр с учетом изменения социально-экономических условий состава и структуры потребительской корзины;
- увеличение доли основной заработной платы (должностных окладов, ставок) в структуре заработной платы работников;
- недопущение дискриминации в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении аналогичных работ и одинаковой квалификации;
- переход в системе оплаты труда работников бюджетной сферы от базового должностного оклада к минимальному размеру заработной платы;
- включение в число получателей пособия на оздоровление к ежегодному трудовому отпуску в размере должностного оклада рабочих неквалифицированного труда, состоящих в штате государственных учреждений и казенных предприятий;
- обязательное согласование с профсоюзами решений работодателей по установлению (изменению) систем оплаты и нормирования труда на предприятиях (в организациях) в рамках отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров и актов работодателя;
- недопущение снижения ранее установленных размеров заработной платы, социальных льгот и гарантий работникам при заключении (перезаключении) соглашений и коллективных договоров, внесении в них изменений и дополнений;
- повышение роли коллективных договоров и соглашений в регулировании вопросов оплаты труда.
Что касается создания достойных условий, гигиены и охраны труда, промышленной и экологической безопасности ФПРК поставила перед собой следующие задачи:
- ратификация конвенций Международной организации труда №159 «О профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными возможностями», №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве», №189 «О достойном труде домашних работников», №190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда» и приведение национального законодательства в соответствие с их нормами и положениями;
- внесение поправок в законодательство, предусматривающих утверждение стандартов безопасности и гигиены труда, управление профессиональными рисками, повышение роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;
- повсеместное внедрение на предприятиях (в организациях) международных стандартов системы управления охраной труда и стандартов достойных условий труда;
- финансирование работодателями превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обучение и комплексную подготовку персонала по вопросам охраны труда с использованием современных технологий, повышение правовой культуры по охране труда;
- внедрение руководящих принципов корпоративного управления, предусматривающих в том числе право представителей работников участвовать в работе советов директоров (наблюдательных советов) транснациональных компаний на территории Республики Казахстан с определением вопросов, затрагивающих интересы работников;
- организация участия профсоюзов в процессе принятия решений работодателями по управлению предприятием (организацией) и развитию производства через расширение полномочий производственных советов по безопасности и охране труда;
- повышение статуса технического инспектора по охране труда и обеспечение условий для его деятельности, включая осуществление работодателями ежемесячной доплаты техническим инспекторам в размере, определяемом в соглашениях, коллективных договорах или актах работодателя, но не менее минимального размера заработной платы, а также проведение их ежегодного обучения в специализированных организациях образования за счет средств работодателя;
- усиление полномочий и ответственности государственных инспекторов труда с передачей государственной инспекции труда из ведения местных исполнительных органов в Министерство труда и социальной защиты населения РК, а также обеспечение участия социальных партнеров в мероприятиях (в том числе проверках), осуществляемых государственной инспекцией труда;
- развитие системы мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование статистической отчетности;
- совершенствование системы обеспечения промышленной и экологической безопасности;
- создание работодателями условий для реализации основных прав и гарантий женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями, в том числе в рамках соглашений и коллективных договоров;
- защита прав работников нестандартных видов занятости;
- разработка рекомендаций по улучшению индикаторов достойного труда в Казахстане.
- подготовка Национальной программы достойного труда совместно с социальными партнерами и Международной организацией труда.
Итоги работы
В общей сложности в состав Федерации входят 17 территориальных объединений профсоюзов и 23 отраслевых профсоюза, которые объединяют 235 локальных профсоюзов и 17,5 тысячи первичных организаций, действуют 381 филиал и 42 представительства отраслевых профсоюзов. На начало 2020 года численность членов профсоюзов, входящих в структуру Федерации, составила 1726 тысяч человек. 72 процента всех членов профсоюза входят в состав пяти крупных отраслевых профсоюзов: работников образования и науки, здравоохранения, горно-металлургического комплекса, транспорта, государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания. При этом на долю десяти малых отраслевых профсоюзов приходится 6 процентов общего количества членов профсоюза.
Говоря о проделанной работе, стоит отметить, что при участии ФПРК и ее членских организаций были приняты поправки в законодательство по вопросам деятельности профсоюзов, трудовых отношений, регулирования миграционных процессов, промышленной и экологической безопасности, здравоохранения, государственной службы, о статусе педагога, развития сельского хозяйства, культуры и спорта. Представители Федерации на постоянной основе участвуют в работе Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.
В рамках работы по созданию единой системы правового всеобуча запущен пилотный проект «Школы профсоюзного лидерства» (совместно с Центром социального взаимодействия и коммуникаций Фонда «Самрук-Казына»), в Павлодарском государственном университете открыта профильная программа магистратуры по подготовке профсоюзных кадров, проведено 1359 семинаров с охватом более 61 тысячи человек.
В целях содействия трудовой занятости населения Федерация и ее членские организации продвигают включение в соглашения всех уровней и коллективные договоры мер по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест. Кроме того, при участии профсоюзов создан Национальный совет по квалификациям при правительстве РК, разработана Дорожная карта по внедрению Национальной системы квалификаций до 2025 года, утверждены 36 отраслевых рамок квалификаций.
Для обеспечения безопасных условий труда по инициативе профсоюзов и с участием социальных партнеров во всех регионах страны реализуется программа «Безопасный труд», которая направлена на снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, несчастных случаев со смертельным исходом на производстве и улучшение условий безопасности труда, увеличение продолжительности жизни и охрану здоровья населения. Также совместно с социальными партнерами проводится республиканская акция «Вместе повысим культуру профилактики в сфере охраны труда», направленная на развитие социальной ответственности бизнеса, обеспечение широкого участия работников в охране труда, привлечение внимания общественности к вопросам улучшения условий и безопасности труда. В результате количество созданных производственных советов по безопасности и охране труда увеличилось до 15 тысяч.
В целях повышения статуса технических инспекторов по охране труда и обмена опытом Федерацией проводятся ежегодные республиканские конкурсы и разработана Дорожная карта по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда в РК на 2019-2023 годы. Кроме того, Казахстан присоединился к инициативе Международной ассоциации социального обеспечения по продвижению концепции «нулевого травматизма», проводится работа по вовлечению социальных партнеров в проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровые рабочие места».
В рамках проекта «Народный контроль», направленного на усиление контроля за безопасностью и охраной труда на предприятии, к общественному контролю привлекаются люди с ограниченными возможностями, ранее получившие производственные травмы. В помощь членам профсоюза Федерацией выпущены методические рекомендации по вопросам безопасности и охраны труда, по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров, сборник нормативных правовых актов по безопасности и охране труда.
Для защиты прав и интересов работников в рамках социального партнерства реализуются одно генеральное, 22 отраслевых и 16 региональных соглашений, заключено свыше 136 тысяч коллективных договоров в более 45 процентов предприятий и организаций. При этом охват предприятий, в которых действуют профсоюзы Федерации, составляет 96 процентов (более 16 тысяч договоров). Плюс заключено порядка 138 тысяч меморандумов по сохранению рабочих мест с охватом 2,3 млн работников по всей стране.
В целях предупреждения и разрешения трудовых споров и конфликтов реализуется План совместных действий социальных партнеров, предусматривающий пошаговый механизм мониторинга социальной напряженности, оперативный обмен информацией и комплекс профилактических мероприятий, а также Комплексный план по предупреждению социальной напряженности и разрешению социально-трудовых конфликтов.
Для разрешения индивидуальных трудовых споров в досудебном порядке с применением примирительных процедур Федерацией подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве с Верховным судом РК, во всех территориальных объединениях профсоюзов созданы центры примирения – «Татуласу орталығы», в которых с привлечением профессиональных медиаторов, адвокатов и профсоюзных специалистов проведено более 3 тысяч медиативных процедур. В рамках республиканской акции «Заключи трудовой договор» с участием Федерации и социальных партнеров более 12 тысяч работодателей по стране формализовали трудовые отношения с 40 тысячами работников.
В целях повышения эффективности деятельности Федерации и ее членских организаций проводится планомерная политика по мотивированию профсоюзного членства, консолидации и организационному укреплению профсоюзов, омоложению и ротации кадрового состава, использованию опыта старшего поколения профсоюзного движения через Совет ветеранов Федерации. В рамках налаживания прямых связей непосредственно с трудовыми коллективами проведены Форумы первичных профсоюзных организаций, в 2019 году обучение прошли более 92 тысяч членов профсоюза.
Значительно активизировалась работа с учащейся и трудящейся молодежью, которая составляет около 32 процента от общей численности членов профсоюза. Лидеры профсоюзных молодежных советов членских организаций объединены в Республиканский молодежный совет «Келешек» Федерации, деятельность которого направлена на защиту интересов молодых членов профсоюза, реализацию их прав в сфере социально-трудовых отношений, образования и профессиональной подготовки, развитие волонтерского движения в рядах профсоюзного актива.
Важной составляющей работы также является проведение сбалансированной гендерной политики (доля женщин составляет 55 процентов общей численности членов профсоюза), координацией которой занимается Комиссия по вопросам трудящихся женщин Федерации, активно участвуя в процессе совершенствования законодательства и внедрения международных стандартов в этой сфере.
В 2015 году Федерация приняла Концепцию по международной имиджевой политике, в рамках которой в настоящее время налажено сотрудничество и проводится работа по регулярному обмену опытом с Международной конфедерацией профсоюзов, Международной организацией труда, Всеобщей конфедерацией профсоюзов и профсоюзными объединениями 29 зарубежных стран.
В целях дальнейшей гармонизации национального законодательства с международными стандартами и нормами Федерация подготовила предложения о необходимости присоединения к восьми конвенциям Международной организации труда: №47 «О сорокачасовой рабочей неделе», №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», №117 «Об основных целях и нормах социальной политики», №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», №154 «О содействии коллективным переговорам», №160 «О статистике труда», №175 «О работе на условиях неполного рабочего времени», №189 «О достойном труде домашних работников».
Важным вопросом деятельности Федерации и ее членских организаций является эффективное управление активами, структура которых в настоящее время состоит из 38 юридических лиц, в том числе 18 управляющих компаний региональных зданий, восьми санаториев, четырех гостиниц, двух турбаз и шесть организаций, занимающихся прочими видами деятельности. В то же время имеются значительные резервы для укрепления вертикальных и горизонтальных связей между профсоюзными организациями; консолидации их тактических целей и задач; повышения эффективности исполнения решений руководящих и исполнительных профсоюзных органов; сближения профсоюзных органов с низовыми профсоюзными организациями; усиления внутренней коммуникации в системе Федерации; обеспечения прозрачности финансовых потоков и формирования ресурсной базы активов; и в целом повышению действенности и результативности принимаемых мер по защите прав и интересов работников на всех уровнях социального партнерства.