Курс на экономические реформы, начатый Касым-Жомартом Токаевым в 2019 году, с каждым годом укрепляется и охватывает все новые сферы экономики. Особенно результативным в этом плане был прошлый год, несмотря на серьезные вызовы, с которыми столкнулась страна. Как считают эксперты Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ), 2023 год должен укрепить этот курс новыми мерами по реформированию казахстанской экономики, направленными на ее модернизацию и повышение конкурентоспособности.

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ:

«На стадию практической реализации вышли важнейшие реформы»

- Прошлый год ознаменовался продолжением реализации ряда экономических реформ, началом новых и обозначением некоторых важных направлений дальнейшего курса по реформированию экономики. Так, продолжалась модернизация системы управления экономикой, осуществлялся провозглашенный ранее курс на разгосударствление экономики и передачу ряда функций в конкурентную среду (особенно заметным событием в этой сфере было IPO НК «КазМунайГаз»), последовательно реализовывались меры по облегчению условий ведения бизнеса и снижению административных барьеров.

Кроме того, активно осуществлялись меры по усилению социальной поддержки – от увеличения охвата населения адресной социальной помощью, количество получателей которой приблизилось к 750 тысячам человек, а общий объем превысил 60 млрд тенге, до продолжения наращивания финансирования здравоохранения и образования. В 2022 году расходы республиканского бюджета на образование выросли в три раза относительно 2019 года, расходы на здравоохранение – в два раза, существенно опередив рост бюджетных расходов в целом, который составил 1,7 раза.

На стадию практической реализации вышли важнейшие реформы по диверсификации экономики, развитию конкуренции и демонополизации. В русле этих реформ были, в частности, достигнуты конкретные результаты по привлечению в Казахстан десятков зарубежных компаний несырьевого сектора. Некоторые из них релокировались из других стран, а отдельные пришли в результате длительных системных усилий по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, торговлю, туризм и другие несырьевые отрасли.

Главой государства были обозначены ключевые направления дальнейших реформ, в том числе снижение масштабов тарифного регулирования, повышение эффективности налоговой, бюджетной политики, а также разворот денежно-кредитного регулирования в сторону стимулирования банковского кредитования производственного сектора экономики. По всем этим направлениям работа уже началась, а в некоторых случаях будет завершена в 2023 году.

Так, разрабатываются меры по отказу от регулирования цен и смягчению регулирования тарифов монополистов с внедрением политики «тариф в обмен на инвестиции»; продолжается реформирование системы поддержки предпринимательства с выходом на режим «регулирования с чистого листа» с компактными и понятными правилами работы бизнеса, которые должны быть готовы к 1 января 2024 года; идет работа над созданием нового Налогового кодекса, которая должна быть завершена в 2023 году; продолжается реформирование бюджетной сферы; формируется новая модель государственно-частного партнерства, в которой контракты будут прозрачными и заключаться на конкурсной основе.

В числе значимых событий нынешнего года можно также выделить такие, как продолжение приватизации ряда ведущих компаний, активизация привлечения иностранных инвестиций в несырьевой сектор, подготовка нового Налогового кодекса и других важнейших нормативных актов, либерализация условий ведения бизнеса, активизация роли Казахстана на внешнеэкономическом поле и реализация значимых инициатив регионального сотрудничества.

Асель Абен, руководитель представительства КИСИ в г. Алматы:

«Критика президента в адрес правительства вполне обоснована»

- В начале прошлого года отечественная экономика показала восходящую динамику, а к концу - постепенное снижение. Но в целом ВВП Казахстана по его итогам, как и ожидалось, вырос на 3,1%. Как заявил премьер-министр Алихан Смаилов, замедление экономического роста связано со снижением добычи нефти и полезных ископаемых. Однако, помимо этого, негативным фактором стала инфляция, которая практически достигла, по официальным данным, 20%.

Как правило, даже незначительное повышение цен может негативным образом отразиться на экономической динамике, ведь оно приводит к сжатию объемов производства, обесценению финансовых ресурсов, тормозит инвестиционные процессы и т.д. Поэтому борьба с инфляцией остается одной из ключевых задач правительства, с которой пока не удается справиться должным образом – она продолжает расти, хоть и немного замедлила темп. И в этом плане критика президента, прозвучавшая в адрес правительства, вполне обоснована.

Как, впрочем, и критика, направленная в адрес Министерства энергетики РК. Сложившаяся в отоплении и энергоснабжении ситуация выявила отсутствие у курирующего ведомства контроля и осведомленности масштабов проблем, имеющихся в секторе. Кроме того, она демонстрирует системные недостатки управления на центральном и местном уровне. Поэтому одним из поручений главы государства явилась децентрализация функции между уровнями государственного управления.

В частности, он потребовал передать контроль и реализацию отраслевых вопросов с уровня правительства на уровень центральных государственных органов. С одной стороны, это должно повысить ответственность центральных госорганов, но, с другой, решение масштабных проблем связано с наличием финансовых ресурсов на местах, а это уже иная проблема, в которой также имеются свои подводные камни. Тем не менее, процесс децентрализации системы, в которой Касым-Жомарт Токаев видит суть экономических реформ, должен запустить механизмы, которые будут способствовать решению и этих вопросов.

Бекжан Садыков, ведущий научный сотрудник КИСИ:

«От государства требуются решительные и эффективные действия»

- Экономика Казахстана сегодня находится под сильным влиянием внешних и внутренних вызовов. Высокая инфляция, нарушение торгово-экономических связей, давление на продовольственную безопасность в мире требует от государств решительных и эффективных действий. Поэтому глава государства поставил перед государственными органами комплекс инициатив и задач в социально-экономической сфере.

Первое. Для создания «длинных денег», которые будут кредитовать реальный сектор, расширятся права вкладчиков ЕНПФ по передаче до 50% своих пенсионных накоплений в частное управление. Кроме того, рассматривается возможность увеличения до семи лет сроков субсидирования ставок вознаграждения в рамках программы «Экономика простых вещей», что позволит более активно кредитовать отрасли экономики.

Второе. По итогам девяти месяцев 2022 года валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан вырос на 17,8% (по сравнению с аналогичным периодом 2021-го) и составил 22,1 млрд долларов. Вместе с тем, как отметил президент, иностранные инвестиционные проекты сталкиваются с рядом ограничений, а именно с неэффективным сопровождением на местах. Это требует особого внимания со стороны местных исполнительных органов.

Третье. И, конечно же, наиболее острым остается жилищно-коммунальный вопрос. Износ генерирующих мощностей на сегодня составляет порядка 60%. Требуется и строительство, и модернизация канализационно-очистных сооружений. Для улучшения ситуации в данном секторе необходимы новые механизмы тарифной политики и дополнительные источники финансирования.