Уже совсем скоро, 1 сентября, глава государства откроет очередной политический сезон и обратится с традиционным Посланием к народу Казахстану. Какой будет его тональность? Какие инициативы политического, экономического характера могут быть озвучены президентом страны? Каких изменений в нашей жизни можно ждать от этого события? Слово экспертам.

Бурихан Нурмухамедов, политолог:

«Пора смело обозначить перспективы смены текущей модели»

- В Послании я бы хотел увидеть осязаемые контуры перелома в социально-экономическом развитии на ближайший 3-5-летний период. Если говорить точнее, то речь идёт об обозначении четко очерченных горизонтов, без какой-либо размытости, ощущение которой нередко сопровождает многие программные заявления главы государства. Президент регулярно выходит в публичное поле и выходит, честно сказать, массивно. Каждый раз его выступления расхватываются на цитаты, которые потом употребляются при каждом удобном и неудобном случае. Это происходит повсеместно и настолько активно, что нередко трудно понять, а есть ли что-то реальное за этими цитатами? Откровенно говоря, не всегда понятно. Как мне кажется, то, что может характеризовать президента и проводимую им политику, способно уложиться в 5-6 ключевых направлений. Главное – чтобы они постоянно озвучивались, разъяснялись, уточнялись и приводили к неким результатам. А не как сейчас: президент сказал, а дальше тишина.

Что касается результата или хотя бы нацеленности на него, то с учетом несамостоятельности правительства, неумения и нежелания управленцев брать на себя ответственность, а также замкнутости цикла самовоспроизводства системы, при которой смена фигур на кадровом поле в реальности ничего не меняет, хотелось бы, чтобы в своём Послании глава государства смело обозначил перспективы смены текущей модели. Нельзя рассчитывать на успех в рамках прежней модели, наполненной управленцами старого образца, которые нередко находятся под влиянием отошедшей от дел политической элиты.

Не хотелось бы прибегать к таким громким словам, как «саботаж», или выстраивать какие-то конспирологические теории, но пример Бахыта Султанова – яркий тому пример. Человек получил серьезное замечание и продолжал не ловить мышей. Мотивацию, которой он руководствовался, трудно понять. Казалось бы, он должен был не спать или спать всего по три часа в сутки, пока не изменит ситуацию, но, как мы знаем, предпочел вообще ничего не делать, видимо, рассчитывая, что и на этот раз все обойдется. А сколько там сейчас таких султановых?... Процесс очищения системы от подобного рода управленцев должен быть более активным. Помимо чисто практической пользы, такая позиция сильно повлияла бы на восприятие обществом намерений власти построить «Новый Казахстан».

Айман Жусупова, социолог, руководитель проектов Eurasian Center for People Management:

«Запросом номер один является запрос на безопасность»

- В Казахстане, как известно, наблюдается рост преступности. Страну сотрясают новости о резонансных бандитских разборках, как это было в лихие 1990-е. Криминал все активнее проникает в разные сферы жизнедеятельности. Буквально на днях власти заявили о том, что организованные преступные группы успешно внедряются в сферу экономической деятельности. Показательно, что в рейтинге по уровню преступности мы опережаем многие государства СНГ и занимаем 47-ю строчку среди 142 стран. Все это происходит на фоне беспрецедентного миграционного потока из России, а также инфляции, которая в июле ускорилась, составив 15 процентов против 14,5 процента в июне.

Таким образом, запросом номер один в Казахстане сегодня становится запрос на безопасность. Причем граждан волнуют не только вопросы защиты жизни, здоровья, имущества. В не меньшей степени их тревожат вопросы обеспечения продовольственной безопасности. О наличии проблем в этой сфере напомнил острейший дефицит сахара. И только после серии скандалов на государственном уровне было принято решение о разработке комплексного плана по развитию сахарной отрасли.

Мы лишний раз убедились в том, что аграрная отрасль жизненно важна для будущего Казахстана, его дальнейшего полноценного развития и обеспечения экономического роста. Кроме того, она в случае ее подъёма создаст дополнительные рабочие места для сельского населения, которое, что очевидно, в наибольшей степени испытывает сложности, вызванные ухудшением социально-экономической ситуации в стране. В своих прежних посланиях народу Казахстана глава государства подчеркивал, что 90 процентов используемых в АПК технологий безнадёжно устарели, что эта сфера нуждается в модернизации. Наверное, сегодня есть необходимость более подробно остановиться на том, как это может быть сделано.

Не менее важно затронуть и тему обеспечения АПК специалистами, ведь сегодня отрасль испытывает дефицит профессиональных кадров. Наши фермеры не раз поднимали этот вопрос, но окончательно он так и не решён. Возможно, следовало бы организовать специальные курсы для фермеров, работников, задействованных в сельском хозяйстве, аналогичные тем, которые когда-то проводились при национальной палате «Атамекен» для обучения предпринимателей.

Словом, полагаю, что в Послании особое внимание будет уделено вопросам безопасности страны и тому, как её обеспечить.

Асель Серикова, журналист:

«Нужно повышать доверие населения к государству»

- Уже много было сказано о том, что январские события привели к тектоническим сдвигам во внутренней политике и в общественной жизни. Теперь мы строим «Новый Казахстан». Глава государства самолично «залил» фундамент под новое будущее, что, безусловно, стало очень важным шагом. Но проблема в том, что на этом строительном объекте так и не появилось прорабов, которые бы приступили к возведению его остова. И это очень тревожный звоночек с той точки зрения, что чем дальше откладывается старт намеченной стройки, тем все более причудливые и гипертрофированные черты начинает приобретать спровоцированный январской трагедией рост гражданской активности. В отсутствие каких-либо ориентиров, которые могли бы предложить «верхи», низовая активность начинает откровенно скатываться в самый настоящий бессмысленный и беспощадный бунт. И кризисные явления в экономике, спровоцированные общемировой рецессией, могут выплеснуть ее в самое непредсказуемое русло.

Это не значит, что обязательно повторится сценарий кровавого января. Это всего лишь свидетельствует о том, что сложилась довольно опасная ситуация, которая требует своего разрешения. Если обрисовать ее в двух словах, то «низы» сегодня формируются в пусть и не организованную, но достаточно мощную группу давления, а «верхи», напротив, демонстрируя полную неспособность создать с помощью предоставленных президентом лекал привлекательный макет будущего, теряют позиции, а следовательно, и доверие, с таким трудом завоеванное главой государства после январских событий.

Сложившийся диссонанс, когда с одной стороны имеется стихийно возникшая сила, а с другой налицо полное отсутствие авторитетов с точки зрения сохранения внутриполитической стабильности, несёт с собой ряд рисков и угроз. Это требует принятия соответствующих мер для их нивелирования с учетом запросов общества, а также полного его вовлечения в формируемую повестку. И поскольку сегодня наиболее актуален запрос на справедливость, то логично было бы предположить, что в будущем Послании данная тема станет центральной.

Безусловно, задача сложная. Хотя бы потому, что этот самый запрос на справедливость достаточно аморфен и чётко не сформулирован. Предать анафеме, посадить тех, кто был причастен к строительству Казахстана старого, – это не акт справедливости, а банальное сведение счетов. Вместе с тем, если не удовлетворить такой запрос либо проигнорировать его, то ситуация только усугубится. Тут всё просто: сдерживающий фактор, в роли которого выступило объявление президентом политических реформ, из-за созданного «верхами» вакуума перестает играть роль ограничителя. «Очарование» референдумом тоже начинает потихоньку рассеиваться по причине неочевидности для большинства населения позитивных изменений, последовавших за ним. Да если они и ощущались, то их уже давно нивелировала растущая инфляция.

По факту «низы», живущие, как и тысячу лет назад, в парадигме между «хлебом» и «зрелищами», оказались лишенными и того, и другого, что чревато разного рода эксцессами в общественно-политическом пространстве. Из-за последствий пандемии, общемирового экономического кризиса государство находится в стесненных обстоятельствах, не имея возможности, как прежде, гасить социальные проблемы деньгами. Со «зрелищами» же в отсутствие эффективных идеологов и вовсе беда. По сути, сегодня некому перебивать формирующуюся снизу повестку негативного характера собственной, более позитивной, и вовлекать в неё большинство. Да, иногда мы наблюдаем некоторые попытки игры на этом поле, но чиновники, её начинающие, либо действуют с грациозностью слона в посудной лавке, либо скатываются в популизм, что, конечно, может принести определённые бонусы, но исключительно при условии грамотной реализации.

Популизм – это не только яд, но и лекарство: всё зависит от дозировки. И с учётом нынешнего мейнстрима популистская повестка, инициированная сверху, могла бы в какой-то мере способствовать снятию растущего в обществе напряжения и даже (в случае, если каждая такая инициатива хотя бы разово будет приводить к общественно значимому результату) росту доверия к государству и к предпринимаемым им шагам.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы, чтобы в Послании президента нашли отражение идеи и планы, способные в нынешний сложный, если не сказать кризисный, период минимизировать упомянутые риски и угрозы и сплотить общество вокруг конкретных мер, направленных на реализацию его основного запроса – запроса на восстановление пресловутой «справедливости».

Меры такого рода могут быть самыми разнообразными и затрагивать совершенно разные сферы. Например, одна из них видится в трансформации фонда «Қазақстан халқына», основная задача которого заключается в том, чтобы за счёт взносов крупного бизнеса удовлетворить критически важные социальные потребности населения. Фонд, конечно, работает, иногда даже сообщается о его успехах. Но в общем и целом он вполне заслуженно подвергается постоянной критике за несовершенство процедур и излишнюю забюрократизированность. Впрочем, главное даже не это, а то, что фонд не ассоциируется хотя бы с частичным удовлетворением общественного запроса на справедливость для всех и для каждого. Вероятно, отчасти эту проблему можно было бы решить в том случае, если бы наряду с оказанием помощи детям с редкими генетическими заболеваниями на его базе открыли проектное финансирование, ориентированное на предоставление социальных гарантий широкому кругу «услугополучателей».

Например, одним из таких проектов могло бы стать создание Казахстанского антибуллингового центра. Проблема буллинга и его последствий была обозначена президентом еще больше года назад, но своего разрешения так и не нашла. Инициативы законодательного характера в силу их непродуманности ожидаемо провалились. Вместе с тем, травля в детской и подростковой среде только нарастает и, мало того, приобретает новые уродливые формы, как то сексуализация буллинга. По сути, она уже стала национальным бедствием, напрямую влияющим на рост количества самоубийств.

Можно поразмышлять и о других потенциально возможных шагах. В частности, о таком, как восстановление исторической справедливости. Все мы прекрасно видим, что участившиеся в последнее время информационные вбросы со стороны стран-соседей в отношении казахской государственности, права Казахстана на свои территории негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии общества, приводят к зацикленности на данной тематике, естественным образом радикализируя определённые группы. Общество требует достойного ответа на подобные «посягательства».

Однако реакция дипломатического корпуса, представителей политической элиты на эти выпады воспринимается как недостаточная. Почему бы не создать специальную комиссию, костяк которой составили бы ученые, в том числе и зарубежные, способные провести масштабные исследования, систематизировать данные и обновить нашу доказательную базу новыми «историческими уликами»? Нечто подобное, правда, ограниченное конкретным временным отрезком, уже предлагалось главой государства. Речь идёт о создании комиссии по окончательной реабилитации жертв политических репрессий. С её работой связывались большие ожидания, но в итоге идея была девальвирована и профанирована, о деятельности комиссии на сегодняшний день ничего не известно, не говоря уже о полученных ею результатах.

Идем дальше. Рост национального самосознания и болезненное становление национальной идентичности, что свойственно полиэтническим государствам, породили у большей части общества запрос на «справедливость для казахов». Это выражается в требовании тотальной казахизации, беспрекословного уважения обычаев и традиций коренного этноса с перспективой ассимиляции всех остальных народностей Казахстана. Безболезненных механизмов удовлетворения такого запроса не существует. По крайней мере, в обозримой перспективе, пока на территории страны будет сохраняться довольно большое количество представителей нетитульных этносов. Но для снижения напряженности вокруг этого вопроса вполне можно уже сейчас пойти по предложенному и общественниками, и некоторыми депутатами пути в сторону ужесточения миграционного законодательства. В частности, по примеру РФ ввести для прибывающих из-за границы получателей казахстанского гражданства требования, касающиеся обязательного знания государственного языка, а также истории, обычаев и культуры государствообразующего этноса.

Одной из ключевых тем в сегодняшнем общественно-политическом дискурсе является возвращение активов, незаконно выведенных за рубеж. При этом очевидно, что тема эта монополизирована как маргинальной политической средой, так и представителями государственных институтов. Первых отличает банальное паразитирование на этом вопросе, вторых – неэффективность действий. При этом в частном секторе есть немало специалистов, которые располагают апробированными механизмами для решения таких задач и при поддержке государства в рамках специальной структуры, избавленной от излишней опеки со стороны чиновничества, вполне могут создать серию громких прецедентов по возвращению денег в страну. Но такое ощущение, что на самом деле в этом никто у нас не заинтересован.

Другой пример из этой же серии. На протяжении всей истории независимости в обществе формировался нарратив о несправедливости контрактов на недропользование, заключенных с иностранными инвесторами, причем не всегда безосновательно. Вместе с тем, лобовая атака в отношении зарубежных компаний, защищенных международным правом, норм которого придерживается и Казахстан, не представляется возможной. Однако наше общество, где превалирует правовой нигилизм, воспринимает это как мягкотелость властей и их возможное участие в неких коррупционных схемах.

Между тем, восстановление справедливости применительно к ранее заключенным контрактам – не такая уж и утопия. Ведь были в прошлом подобные прецеденты, да и сегодня есть уже проработанные, просчитанные от и до проекты. Реализация одного только этого кейса, как говорят специалисты, может обеспечить двукратный рост поступлений в бюджет, что не только позитивно скажется на социально-экономической обстановке в стране, но и вызовет рост доверия граждан к государству и соответственно снизит риски дестабилизации, потенциальные причины которых были названы выше…