Ветеран партийного строительства, вынужденно перелицевавшийся из Nur Otan в AMANAT, переживает сегодня нелегкие времена. Партия парламентского большинства, «обезглавленная» после январских событий, усиленно пытается найти новую точку опоры в условиях сегодняшней политической турбулентности. Но попытки эти производят, мягко говоря, неоднозначное впечатление. С одной стороны, очевидно, что для дальнейшей полноценной деятельности «партия власти» должна предпринять некие шаги, чтобы перестать ассоциироваться с «ручной» и «карманной». С другой, её функционерам явно не хватает смелости разрезать ту пуповину, которая соединяет AMANAT с институтами власти. Как следствие, несмотря на громкие заявления, обновленный вариант этой партийной структуры, скорее всего, и дальше будет существовать исключительно «у мамки под юбкой»

Бремя «самоопределения», или Те же яйца, только в профиль

Между тем, начавшееся строительство «Нового Казахстана» требует даже от мастодонтов, прочно прописавшихся на партийном поле, не просто адаптации к изменившейся реальности, а масштабной перестройки. И поначалу казалось, что «партия власти» на неё вполне способна. Но теперь, спустя полгода после анонсированных изменений, апофеозом которых, как было заявлено, должно стать принятие новой политической платформы, всё чаще возникает ощущение, что выход из рядов AMANAT действующего главы государства стал своего рода началом конца так и не случившейся трансформации. Привыкшая вращаться по чётко заданной оси, партия, похоже, обречена цепляться за старые смыслы.

Конечно, по инерции всё ещё озвучиваются бравурные планы, обещания покорить новые вершины, но по факту – ноль целых, ноль десятых. «Партия власти» по-прежнему производит впечатление все той же «дутой оболочки, которую наполняет смыслом совсем иная структура – администрация президента». Такую характеристику дал ей ещё в ту пору, когда она именовалась «Отаном», один из политологов, состоявший в ее рядах. И последние довольно громкие акции AMANAT, как ни крути, вполне укладываются в прокрустово ложе такого определения.

Взять хотя бы анонсированные меры по возвращению в государственную собственность пастбищных земель. С этой целью при партии была даже создана специальная комиссия «Жер аманаты». В нее, помимо партийцев, вошли раскрученные блогеры, гражданские активисты, представители различных госорганов. С одной стороны, такой симбиоз можно только приветствовать, но, с другой, он не может не вызывать вопросов. Согласно озвученным данным, за несколько месяцев работы комиссия смогла вернуть в госсобственности уже порядка 400 тысяч гектаров. Но какова в этом достижении роль самого AMANAT? Способна ли партия дать такой же результат без коллаборации с государственными институтами? Как говорится, большой и жирный вопрос.

Причём вопрос не праздный – недаром политически мотивированные нонеймы из анонимных Telegram-каналов выносят действиям партии безапелляционный вердикт: «Сейчас AMANAT с блогерами, скорее, на подтанцовке. Основную работу выполняет госмашина: во всех регионах сформированы межведомственные группы с привлечением силовиков, а территориальные органы Комитета по управлению земельными ресурсами в рамках реакции на «массовую угрозу» начали проверки в отношении двух с половиной тысяч субъектов предпринимательства». И с такой оценкой трудно не согласиться. При этом все мы прекрасно понимаем, что какой бы ни была здесь роль «партии власти», результаты кампании будут олицетворять и с ее именем.

Или возьмем другой проект под названием «Ауыл аманаты», предусматривающий льготное кредитование малого бизнеса на селе. Он еще более ярко демонстрирует укрепление связки AMANAT с госаппаратом, поскольку вытекает из программы повышения доходов населения, утвержденной правительством по поручению президента. В реализации этой программы, презентованной, кстати, бывшим вице-премьером Ералы Тугжановым, за партией уже официально закреплен статус основного партнера Кабмина, о чем с гордостью рапортуют как ее функционеры, так и чиновники. И ладно, если бы она при этом выступала с самостоятельными инициативами аналогичного рода – разрабатывала бы их с нуля, искала спонсоров для их реализации или бы билась в конкурентной борьбе за государственные гранты. Но у AMANAT ничего подобного как не было, так и нет. То есть приходится констатировать, что она, как и прежде, является частью системы, а вне её, можно сказать, недееспособна. И примеры того, как «партия власти» продолжает дублировать деятельность государственных органов, можно приводить до бесконечности.

Вот еще один, так сказать, свеженький. Касается он создания при ней республиканского общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции. Как заявил его председатель депутат мажилиса Ерлан Саиров, главная миссия этой партийной надстройки состоит в том, чтобы «пресекать коррупцию и пресекать тенденции халатности, небрежности государственных органов, негативно влияющих на поступательный экономико-социальный рост страны». И даже громко объявил: «В этом контексте нашему совету необходимо раскрыть лицо этой халатности и небрежности». Вот только почему-то господин председатель забыл упомянуть, а есть ли у партии для этого реальные механизмы, кроме пресловутого административного ресурса?

Броуновское движение, или Бесконечный марафет

Способны ли запущенные механизмы трансформации партии изменить ситуацию? Хотелось бы в это верить, но предыдущий опыт прозрачно намекает на то, что в наших реалиях такой сценарий выглядит слишком уж фантастическим.

Нелишним будет напомнить, что «партия власти» перманентно трансформируется и модернизируется на протяжении последних …надцати лет. По крайней мере, регулярно проводимые, начиная с середины «нулевых» годов, косметические ремонты ее фасада приобрели характер некой тенденции. Но этот зуд реформаторства неизменно оборачивается ребрендингом, озвучиванием наполеоновских планов по повышению эффективности деятельности партии как общественного института, да заменой ее ключевых игроков. А вот до реальных реформ, даже локального свойства, дело так и не доходит.

Судить об этом можно хотя бы по предпринимавшимся в течение всех лет существования партии попыткам приблизить её к народу, к чаяниям и реальным потребностям простых граждан. Лет пятнадцать назад первый председатель партии Нурсултан Назарбаев заявил: «Власть нам нужна не ради власти. Власть нам нужна, прежде всего, для улучшения жизни в стране». А затем добавил: «Вся деятельность партии должна быть направлена исключительно на реализацию интересов нашего многонационального народа». Но нашли ли эти принципы отражение в её практической деятельности? Ответ, скорее всего, будет отрицательным. Ведь и много лет спустя, в апреле нынешнего года, Касым-Жомарт Токаев, принимая у себя исполнительного секретаря AMANAT Асхата Оралова, вынужден был говорить о «необходимости усиления обратной связи с населением», «чтобы поддержать людей в решении волнующих их вопросов».

Впрочем, партийные функционеры тут же подсуетились и вывалили на всеобщее обозрение цифры, которые, видимо, следует воспринимать как исполнение пожелания главы государства. Речь об общественных приемных при AMANAT. Если верить этим данным, только с начала текущего года в них с разными проблемами обратились более чем 90 тысяч казахстанцев. В целом, как отметили официальные рупоры «партии власти», в каждом четвертом случае вопросы решаются сразу же, а остальные берутся на контроль…

Главное – форма, а не содержание, или Выхода нет?

Что ждет партию в ближайшей перспективе, догадаться несложно. Она успешно пройдет предстоящий электоральный период, получит приличное количество мест в мажилисе и, скорее всего, сохранит за собой большинство в парламенте. Не нужно заглядывать в хрустальный шар, чтобы увидеть: победа на выборах традиционно вызовет шквал критики, и на AMANAT выльется очередной ушат грязи. Хотя все будут отдавать себе отчет в том, что, несмотря на очевидные минусы этой политической структуры, она все же остаётся чуть ли не единственной в нашей стране партией, скроенной по классическим канонам.

А что касается её трансформации, то, вероятнее всего, дальше разговоров дело так и не пойдет. Предложения на этот счет из экспертной среды, конечно же, поступают, причём довольно интересные, начиная с перехода «партии власти» на человекоцентричную модель и заканчивая формулированием четко выраженных позиций по конкретным проблемам социально-экономического развития и геополитики. Говорят специалисты и о том, что она должна, наконец, перестать пытаться подменить собой государство.

Но очевидно, что сейчас не время для подобного рода «тонкостей» - теперь серьезное давление на стартовавший внутри AMANAT процесс политического «самоопределения» будет оказывать анонсированная президентом избирательная кампания по выборам в парламент. Понятно, что стремительно приближающийся электоральный цикл можно считать подходящим временем для наведения лишь «кастрюльной позолоты». Серьезные же изменения, как известно, требуют куда более длительного срока. Проводить трансформацию в этот наисложнейший период и даже после завершения электорального процесса – смерти подобно. Это довольно наглядно показал негативный опыт Народной партии Казахстана, тогда еще не пытавшейся замаскировать свое коммунистическое нутро.

Да и нужны ли на самом деле «партии власти» глубинные реформы, если она, как и двадцать лет назад, устами своих лидеров заявляет в качестве одного из приоритетов необходимость объединения вокруг фигуры лидера страны и отводит себе лишь роль проводника исходящих сверху инициатив? Вопрос почти риторический…