Политическая тусовка неоправданно долго реагировала на старт президентской гонки, а когда очнулась, стало понятно, что зря. По логике, взятая пауза должна была спровоцировать в её среде запуск внутренних резервов, с тем, выдвинуть серьёзных и опытных игроков, которые по понятным причинам вряд ли бы составили реальную конкуренцию действующему главе государства, но хотя бы стали ему достойным окружением. Однако, увы, усилий хватило только на формирование «кандидатского минимума». Блеклого, политически не выраженного, ни на что не претендующего и мало что из себя представляющего. Впрочем, не будем голословными.
Настоящая «қазақ қызы»: духовный лидер или бизнесмен под прикрытием?
Едва ли не самым «резонансным» претендентом на высший в стране пост стала Каракат Абден – член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК, внештатный советник акима Астаны по социальным вопросам, член общественного совета столицы. В анамнезе у этой выдвиженки опыт работы в Министерстве государственных доходов и Минфине. Несколько лет она была вторым человеком в Национальной школе государственной политики Академии государственного управления, занимала высокое положение в руководстве партии «Нур Отан», заседала в столичном маслихате. Но вовсе не впечатляющие карьерные зигзаги биографии Каракат Абден начинают возбуждать казахстанцев, когда они слышат её имя, а преследующий эту выдающуюся (без иронии) женщину неоднозначный бэкграунд.
Народную «славу» она снискала благодаря своим писательским талантам. Ее книга «Ты – казашка. Гордись!», увидевшая свет три года назад, вызвала небывалую шумиху в казахстанском обществе, закономерно расколов его на две части. Закономерно потому, что, по мнению многих читателей этого трактата о нравственности, «если кого и воспитает эта книга, то овоща и только», поскольку являет собой не что иное, как инструкцию по превращению девочек в бессловесную прислугу, готовую стерпеть любое унижение. Особую бурю эмоций вызвал приведенный «писательницей» в качестве иллюстрации национальных традиций, за возрождение которых так ратует Каракат Абден, эпизод про ее прабабушку, выданную замуж в девятилетнем возрасте.
Словом, автора этого ставшего бестселлером опуса вполне заслуженно обвинили в национализме и сексизме. Почему? Думается, объяснять не нужно – достаточно прочитать рассуждения нынешней выдвиженки, чтобы все понять, хотя некоторые и говорят, что цена книги «дороговата для туалетной бумаги» (это прямая цитата из отзывов, размещённых на сайте одного из книжных магазинов – прим. авт.).
Стоит пояснить, что создать такой вот противоречивый с точки зрения современного общества образ «қазақ қызы» и возвести его в ранг национального достояния – давняя мечта Каракат Абден. И на протяжении долгих лет она приближала её как могла – сначала организовала одноименное общественное объединение, а затем Институт культурно-нравственного воспитания. Правда, реализация заветной мечты была сильно омрачена. После выхода одиозной книги за ее авторством общественники заинтересовались не только содержанием сего литературного творения, но и фигурой самого творца. И, надо признать, выяснили много любопытного. В частности, то, что многие «хотелки» Каракат Абден почему-то исполнялись преимущественно на бюджетные средства. Только за три года, с 2016-го по 2019-й, ее детище, прозванное в народе «институтом благородных девиц», где девочки обучаются основам верховой езды, игры в гольф, музыке, рисованию, кройке и шитью, кулинарным премудростям, получило из казны почти 220 миллионов тенге, о чем подробно поведал портал госзакупок. Примечательно, что закупки производились из одного источника путем прямого заключения договора.
После разразившегося скандала и невнятных объяснений относительно странной любви госучреждений к бренду «Қазақ Қызы», слетевших с уст Каракат Абден, ее бизнес, тесно связанный с освоением государственного бюджета, закрылся. Вернее, бизнес как таковой остался, а вот деньгопровод, связывавший его с казной, был перекрыт. По крайней мере, официально. С момента предания этой истории гласности на портале госзакупок не появилось ни одного нового договора, в рамках которого институт «Қазақ Қызы» оказывал бы государственным учреждениям какие-либо услуги.
Конечно, трудно утверждать что-то наверняка, но кто может гарантировать, что поход в большую политику Каракат Абден не обусловлен её надеждой на реализацию какой-нибудь очередной мечты или на доведение до ума старой, для чего не хватает самой «малости» - государственных инвестиций? Впрочем, этот вопрос, скорее, из разряда риторических.
Как бы то ни было, но с большой долей вероятности можно предположить, с каким набором в своей предвыборной корзинке выйдет в народ эта выдвиженка на президентский пост. Скорее всего, в основу ее политической программы ляжет необходимость «духовной модернизации» нашего общества. Что было бы в общем-то неплохо, если бы не узость взглядов и ограниченный набор нарративов в этой области, уже с лихвой продемонстрированные Каракат Абден. Можно до бесконечности долго подвергать анализу её видение причинно-следственных связей и выводы, к которым она приходит, но не будем отнимать у читателя время и просто напомним, что в любой проблеме, будь то рост иждивенчества или разводов, высокий уровень сиротства или разгул проституции, у нее виновато только одно – неправильное воспитание девочек. Началом же начал духовной модернизации по Каракат Абден является внедрение в образовательных учреждениях формы с национальным колоритом.
«Жертва режима»: интеллектуал или интриган?
Другой достаточно известный персонаж, пытающийся претендовать на президентское кресло, – Нуржан Альтаев, бывший депутат, делегированный в мажилис партией власти. Те, кому посчастливилось пообщаться с ним лично, неизменно считают свои долгом рассказать (хочется верить, что абсолютно бескорыстно) о наличии у него выдающихся интеллектуальных способностей. А вот у тех, кто вынужден наблюдать за жизненными коллизиями Альтаева со стороны, на сей счет возникают большие сомнения. И, надо признать, небезосновательно. Это ж какими незаурядными интеллектуальными способностями нужно обладать, чтобы подать на регистрацию в ЦИК сомнительные документы, которые имеют все шансы быть оспоренными? Уже один только этот факт должен служить своего рода тестом на вменяемость. С другой стороны, в случае с Альтаевым никогда нельзя делать прямолинейных выводов, поскольку сам он предпочитает передвигаться по политической доске преимущественно боком.
Единственное, с чем сегодня ассоциируется в массовом сознании Нуржан Альтаев, так это со скандалом и хайпом, вследствие чего некоторые аналитики не оставляют ему шансов на превращение в сильную политическую фигуру. А зря, ведь каждое абсурдное заявление или телодвижение с его стороны имеет вполне конкретные цели, и бесконечно затеваемые им бучи являются эффективнейшим способом их достижения. Судите сами.
Два года назад Альтаева «с позором», путем публичного бичевания, взашей выгнали из «Нур Отана», обвинив в дискредитации и нанесении ущерба партии. Но мало кто может поспорить с тем, что на такой исход он нарывался сам, прилагая к этому титанические усилия. И добился-таки скандала. То, зачем он ему понадобился, лежало на поверхности – Альтаеву нужно было быстро создать фон для того, чтобы предстать в образе оппозиционера и запустить с привлечением внимания широкой общественности свой политический проект – партию «Ел тірегі». Подвергнутый анафеме «сторожевыми псами режима» лидер новообразования на партийном поле – не самый плохой вариант для решения этой задачи.
Аналогичные параллели напрашиваются и в случае с историей регистрации «Ел тірегі». Точнее, отказа в ней. Альтаев предпринял аж 14 попыток для легитимизации своего детища, и все мимо. Естественно, это более чем уважительная причина для закатывания истерики и очередного скандала. И скандал удался, хотя все прекрасно понимают, что ему грош цена, поскольку лидер «Ел тірегі», регулярно занимаясь приписками и включая в число своих адептов мертвые души, собственными руками сделал все для того, чтобы Минюст дал ему от ворот поворот. Согласитесь, как-то странно, что человек десятки раз наступает на одни и те же грабли, разбивая лоб в кровь, а сойти с них не додумается. Это уже клиника какая-то.
Между тем, Нуржан Альтаев, стоит напомнить, в разные годы занимал высокие посты аж в двух министерствах, был депутатом парламента, а значит, имеет справку, подтверждающую психическое здоровье. Да и степень доктора делового администрирования, которой он обладает, кое к чему обязывает. И тут логично напрашивается вывод, что очередная игра в «жертву режима» важна для достижения очередной цели. А она в данном контексте может быть только одна - укрепиться в общественном мнении в статусе оппозиционера и установить связи с другими игроками, представленными в данном сегменте политического спектра. А вот ответ на вопрос «зачем?» должна дать разворачивающаяся сейчас избирательная кампания.
Варианта тут, собственно, всего два. И они кардинально противоположные. С одной стороны, Альтаев может выступить в качестве пресловутого засланного казачка, задача которого аккумулировать на себе протестный потенциал и удержать его в безопасном русле. С другой, путем кооперации с лидерами оппозиционного фронта сыграть ключевую роль в организации массовых протестов, воспользовавшись тривиальным, но довольно действенным ходом – предъявлением обвинений в тотальной фальсификации итогов выборов.
О том, какой из этих сценариев может быть разыгран, остается только догадываться, поскольку последнее слово здесь не за Альтаевым, а за его «хозяевами». И история с «подделкой», предоставленной намедни в ЦИК, это только подтверждает, поскольку создает широкое поле для маневра. Как минимум, у «хозяев» появляется возможность, отдать своему «юниту» либо команду «фас», запустив процесс общественно-политической дестабилизации, либо «к ноге», что может сыграть на его предотвращение. А в число этих самых «хозяев» лидера «Ел тірег», по слухам, входят люди весьма серьезные, но находящиеся под дамокловым мечом, который навис над ними в результате ревизии наследия «старого Казахстана». Как поговаривают, сейчас они ведут торг за гарантии для себя и своих многочисленных бизнес-активов. И, видимо, от того, какие нюансы будет приобретать эта «ярмарка тщеславия», и будет зависеть поведение Нуржана Альтаева.
О других кандидатах на президентский пост поговорим в следующий раз…