На прошлой неделе Астана на несколько дней стала фактически центром мировой политики – тут состоялся саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Понятно, что в сегодняшней напряженной международной обстановке форум такого уровня не мог не вызвать пристального интереса мирового сообщества. Особенность момента состоит в том, что саммит совпал с тридцатилетним юбилеем СВМДА.

Двенадцать глав государств, первые руководители наблюдателей и организаций-партнеров, а также гости Председательства объединились в столице Казахстана в это весьма сложное для мира время, чтобы решить насущные вопросы и выработать общие подходы для укрепления мира, стабильности и безопасности на обширном Азиатском континенте.

Ключевым решением стратегического характера, принятым Саммитом, стало Астанинское заявление по трансформации Глав государств и правительств СВМДА, которое запустило структурированный, инклюзивный и прозрачный переговорный процесс постепенного, поэтапного и основанного на консенсусе преобразования СВМДА в полноценную региональную международную организацию.

Процесс преобразования СВМДА будет преследовать цель укрепления организационной и институциональной базы взаимодействия государств членов СВМДА и придаст нашей эффективной диалоговой площадке особый статус.

Еще одним достижением СВМДА стало решение Саммита о присоединении Кувейта в качестве государства-члена. Кроме того, СВМДА по итогам Саммита обрел нового партнера – Евразийский Экономический Союз. Все эти решения свидетельствуют о международном авторитете Совещания, как репрезентативного и многостороннего механизма в области безопасности и регионального сотрудничества.

Оценивая пройденный за это период путь, главный научный сотрудник представительства КИСИ при президенте РК Ербулат Сейлханов отметил: «5 октября исполнилось 30 лет со дня выдвижения Казахстаном инициативы по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Эта инициатива, провозглашенная в 1992 году, стала одной из наиболее заметных и успешных внешнеполитических акций в истории нашей страны. Благодаря ее реализации Казахстан закрепил в международном сообществе свою репутацию государства, твердо приверженного миру, безопасности и сотрудничеству во имя всеобщего блага.

На сегодняшний день Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии превратилось в мощную диалоговую площадку, которая по своим параметрам и значению вполне может быть признана ведущим инструментом паназиатской политики. Членами СВМДА являются 27 стран континента, еще 8 стран, в том числе неазиатские Беларусь, США, Украина, и 5 международных организаций (ООН, Международная организация по миграции, ОБСЕ, Лига арабских государств, Парламентская Ассамблея тюркских государств) являются наблюдателями. Кроме того, партнерами СВМДА выступают еще 5 организаций – ОЭС, ШОС, Региональная антитеррористическая структура ШОС, Управление ООН по наркотикам и преступности, Ассамблея народа Казахстана. Здесь сосредоточено 60% населения мира и около 40% мирового ВВП по паритету покупательской способности.

Вместе с тем острота современных мировых проблем, угрожающих перерасти во всеобъемлющий цивилизационный кризис, создает все больше причин для обеспокоенности. Поэтому настоятельным требованием дня становится создание условий для объединения усилий по обеспечению всеобщей безопасности, стабильности и устойчивого развития, в том числе и на азиатском континенте, который, по словам президента Казахстана Касмы-Жомарта Токаева, в текущей стратегической обстановке «превращается в главное поле геополитической битвы».

Именно поэтому столь актуально предложение казахстанской стороны о преобразовании СВМДА в полноценную международную организацию. 

Его коллега, главный научный сотрудник представительства КИСИ при президенте РК Мурат Лаумулин увязывает эволюцию роли СВМДА с перманентно меняющейся международной обстановкой: «Необходимость созыва форума была продиктована изменением баланса сил после распада биполярной системы, появлением новых стран и политического субрегиона – Центральная Азия и изменением региональной архитектуры безопасности в связи с интеграцией новых государств в общее и неделимое пространство безопасности.

Суть инициативы заключалась в создании эффективного механизма превентивной дипломатии, мирного урегулирования споров и сотрудничества в области укрепления региональной безопасности и стабильности.

С этого времени геополитическая ситуация в мире и военно-стратегическая безопасность менялась в Азии несколько раз. В настоящее время очередное председательство Республики Казахстан совпало с новым геополитическим переформатированием мировой системы. Данное переформатирование связано с глубинными процессами в сфере безопасности, в том числе азиатской. Своеобразным маркером происходящих изменений и одновременно их катализатором выступила планетарная пандемия, вызванная распространением COVID-19…

Центральными процессами, происходящими в Азии (и шире – Евразии), являются нарастающая конкуренция между США и КНР, а также перспективы реализации инициированного Китаем грандиозного геополитического и геоэкономического проекта «Один пояс – один путь» (ОПОП). За прошедший период существенно изменилась ситуация в таких регионах, как Ближний и Средний Восток, Южная Азия, АТР, ЮВА и СВА. Претерпели изменения и стратегии безопасности многих азиатских и евразийских государств: Японии, КНР, Индии, России, Турции и других.

В этих противоречивых условиях радикально меняются роль и место СВМДА. Эволюцию данной организации в направлении укрепления взаимодействия и мер доверия вновь должен взять на себя Казахстан. Сложившиеся обстоятельства требуют пересмотра повестки дня СВМДА, поиска новых инструментов обеспечения безопасности.

Центральная Азия занимает с географической и геополитической точки зрения сердцевинное положение в реализации почти всех крупных континентальных проектов стратегического, транспортного и экономического характера. То есть дальнейшая судьба СВМДА будет зависеть от воли, усилий и влияния крупных и средних игроков и международных организаций – России, КНР, Индии, Ирана, Турции, Казахстана и других».

Диалог состоялся, а что дальше?..

Более конкретно оценить итоги саммита СВМДА мы попросили известного политического эксперта Рустама Бурнашева:

- Как в целом можно оценить итоги саммита СВМДА?

- СВМДА, по сути, международный форум, дискуссионная площадка, некая форма регионального и межрегионального диалога на азиатском пространстве. Если подходить к этой структуре именно так и не предъявлять к ней завышенных ожиданий, не соответствующих ее целевым установкам, то можно утверждать, что саммит СВМДА выполнил свои задачи: диалог состоялся.

- Президент Касым-Жомарт Токаев представил цели Казахстана на посту председателя Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), сформированные в виде пакета конкретных предложений. Как бы вы их оценили?

- Как известно, идея создания СВМДА была основана на успехах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Сейчас Казахстан предлагает двигаться по пути, сходным с тем, по которому шло СБСЕ: от совещания к организации (от СБСЕ к ОБСЕ). Однако формальное совпадение не должно нас вводить в заблуждение. СБСЕ было призвано снять серьезнейшую конфронтацию, которая существовала в Европе в период «холодной войны» и было достаточно успешна в решении этой задачи. СВМДА, к сожалению, такими успехами пока похвастаться не может. Тем не менее, очевидно, это не значит, что инициативы Казахстана плохие или бессмысленные. Напротив, они соответствуют реальным потребностям стран-членов СВМДА. Показательно, что многие лидеры стран-членов Совещания говорили о тех же приоритетах развития, что и президент Казахстана. Другой вопрос – будут ли они реализованы?.. К сожалению, опыт международного сотрудничества в Азии, не построенном на разрешении реальных конфликтов, показывает, что даже в региональном формате оно выстраивается с очень большим напряжением.

- В условиях нарастающей турбулентности в международных отношениях роль этой организации могла бы стать более весомой? Какова ваша точка зрения по этому поводу?

- К сожалению, пока я не вижу для этого реального потенциала. Как я уже указывал, СВМДА на настоящий момент – международный форум, который пока не может похвастаться снятием какой-либо реальной конфронтации или существующих проблем в сфере межгосударственных отношений.

- На днях лидеры Китая и Турции сделали практически синхронные заявления о поддержке суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

- Такие заявления, по моему мнению, неоднозначны. С одной стороны, Казахстан имеет серьезную договорную базу как с Китаем, так и с Турцией, которая уже предполагает взаимное признание и поддержку суверенитета и территориальной целостности друг друга. То есть сделанные заявления носят скорее идеологический характер. Однако в сложившихся в настоящее время реалиях такие заявления являются достаточно важным сигналом всем странам, имеющим те или иные интересы в Казахстане, и могут быть расценены позитивно. Вместе с тем, есть и третий пласт: субъектность Казахстана. При всем уважении к своим партнерам, основным гарантом своего суверенитета и территориальной целостности должен быть сам Казахстан.