Три года назад, осенью 2019-го, казахстанскому обществу предложили концепцию «слышащего государства». О том, как она реализуется на практике и реализуется ли вообще, можно спорить долго. Причём применительно к разным уровням государственного управления (центральный, региональный, низовой) и к разным сферам жизнедеятельности оценки наверняка будут сильно различаться. Сегодня речь пойдет об отрасли, в отношении которой следование этой концепции лицами, принимающими решения, просматривается, что называется, невооружённым глазом.

Свой среди своих

Постоянные читатели нашего издания знают, что мы часто обращаемся к водной тематике, поднимая связанные с ней проблемы – управления водными ресурсами, их использования, подбора руководящих кадров, подготовки специалистов, взаимодействия с соседними странами, откуда поступает речной сток, осуществления проектов, касающихся Аральского моря, и т.д. К их обсуждению привлекаются эксперты, практики.

Публикации и передачи на аналогичные темы появляются также в других СМИ. Скажем, один из авторитетных казахстанских водников доктор технических наук Малик Бурлибаев регулярно даёт интервью известному общественно-политическому Интернет-изданию «ZonaKZ». Свой вклад выпусками из цикла «Отдел журналистских расследований» вносит республиканский телеканал «Хабар»…

Так вот, в последнее время мы всё больше убеждаемся, что там, «наверху», такие статьи читают, такие передачи смотрят. А главное – не оставляют их без отклика и, если убеждаются в справедливости оценок, высказанных авторами, экспертами, то принимают соответствующие управленческие решения. Иначе говоря, в данном случае государство (или власть, кому как нравится) не только слышит и воспринимает конструктивную критику, но и адекватно реагирует. В подтверждение сказанного можно привести несколько примеров.

В последние годы специалисты отрасли не раз выражали озабоченность тем обстоятельством, что на ключевые должности назначают людей, которые прежде не работали в ней, не имеют профильного образования, а значит, незнакомы с её спецификой, с различными нюансами, знание которых необходимо для грамотного управления, для успешного отстаивания национальных интересов в этой сфере. Так, два с половиной месяца назад, в середине августа, наше издание посвятило данной теме публикацию Водная отрасль в Казахстане: кто ею руководит и есть ли в ней кадровый резерв? .

В ней, в частности, напоминалось о том, что за последние два десятилетия вице-министром, ответственным за водное хозяйство (которое на протяжении всех этих лет «футболили» между Минсельхозом и Минэкологии), лишь однажды был назначен человек с соответствующим дипломом. Да и тот сразу после окончания Джамбульского гидромелиоративно-строительного института (ДГМСИ) в уже далёком 1981-м пошёл по комсомольской, а затем по партийной линии и в отрасли практически не работал. К тому же вице-министром он пробыл всего-то чуть больше года. А остальные, кто занимал эту должность, имели дипломы лесника, инженера-механика, экономиста и т.д. плюс прежде не были связаны с водным хозяйством.

Спустя месяц, в середине сентября, заместителем министра экологии, курирующим водную сферу, стал Серикали Мукатаев, выпускник ДГМСИ, который трудится в этой отрасли много лет, прошёл путь с самых «низов» до руководителя бассейновой инспекции, а затем Большого Алматинского канала. То есть, наконец-то главным в водном хозяйстве страны назначили настоящего профессионала, знающего его изнутри и давно. Вдобавок к этому он среди коллег «по цеху» пользуется репутацией порядочного человека, что на такой должности крайне важно. А значит, есть надежда на вывод отрасли из того кризиса, в котором она оказалась.

Экспертов – в совет

В марте нынешнего года был образован Водный совет Казахстана, задачей которого является выработка рекомендаций и предложений по ключевым направлениям этой сферы деятельности. Его возглавил сам премьер-министр, а членами совета стали вице-премьеры, семь министров, заместитель главы КНБ и председатель правления НПП «Атамекен». Специалисты-водники, признав важность создания структуры со столь высоким статусом, в то же время выразили недоумение тем фактом, что в её состав не включили ни одного представителя профессионального сообщества.

Их позицию в числе других высказал в июньском интервью нашему изданию У семи нянек…Управление водными ресурсами: в новый Казахстан – со старыми подходами? ветеран водного хозяйства Даулетияр Баялимов: «Можно ли назвать консультативно-совещательным органом структуру, которая почти целиком состоит из членов кабинета министров и будет собираться время от времени лишь для того, чтобы утвердить рекомендации себе же самой, то есть правительству? Стоило ли ради этого огород городить? Сможет ли такой, с позволения сказать, Водный совет, где не будет слышно голосов профессионалов отрасли, знающих её болевые точки и потому способных генерировать адекватные идеи и предложения, успешно выполнить возложенную на него миссию? …В отсутствие людей, глубоко разбирающихся в водной тематике (специалистов-практиков, экспертов, учёных), от таких заседаний вряд ли будет много пользы, и они рискуют превратиться в формальные посиделки».

Голос специалистов был услышан на самом верху. Спустя два месяца глава государства Касым-Жомарт Токаев в своём ежегодном Послании народу Казахстана, отметив, что водная тема переходит в разряд вопросов национальной безопасности, перечислил наиболее острые проблемы отрасли, после чего заявил: «Для их решения необходимо активизировать работу Водного совета при правительстве с привлечением экспертов».

А в начале октября в списке членов совета появилось несколько новых фамилий. Это генеральный директор Казахского НИИ водного хозяйства Еркин Тажгалиев, заместитель руководителя Института географии и водной безопасности Саят Алимкулов, президент Ассоциации водохозяйственных предприятий и организаций РК Нурлан Атшабаров, руководитель отдела исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала (МФСА) в Казахстане, известный эксперт Амирхан Кеншимов. Словом, состав совета пополнился целой группой профессионалов отрасли. А ещё в него включили председателя Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, что тоже выглядит более чем логичным.

Подготовка специалистов

В том же сентябрьском Послании глава государства подчеркнул необходимость «в целях подготовки востребованных специалистов водного хозяйства определить сильный базовый вуз». Это тоже реакция на выступления и обращения ветеранов отрасли, крайне озабоченных тем, что после закрытия в конце 1990-х ДГМСИ и его филиала в Кызылорде практически негде стало готовить квалифицированные кадры. Тогда как, скажем, в соседнем Узбекистане сохранили профильный вуз – Ташкентский институт ирригации и мелиорации (сейчас институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства).

В апреле нынешнего года большое интервью на эту тему нашему изданию дал бывший первый проректор ДГМСИ, а впоследствии директор Казахского НИИ водного хозяйства, профессор Сагит Ибатуллин. Водное хозяйство Казахстана рискует остаться без грамотных специалистов. Он с горечью констатировал: уровень подготовки специалистов для отрасли в Казахстане резко упал; знания и навыки, получаемые на бакалавриате в различных вузах, которым выдали соответствующие лицензии, явно недостаточны для того, чтобы их выпускников можно было принять на работу. Это при том, что в стране ощущается острейший дефицит квалифицированных водников, особенно инженеров.

Назвав то, как обошлись четверть века назад с ДГМСИ, бездумным решением тогдашнего руководства Министерства образования и науки РК, профессор резюмировал: «Я вижу единственный выход – создать головной вуз, сконцентрировав в нём все ступени подготовки широкого спектра специалистов, включая среднее звено (колледж), бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Если конкретно, то речь идёт о создании Академии водного хозяйства. Такой сильный образовательный центр можно организовать на базе бывшего ДГМСИ, выделив его из состава Таразского университета».

«Крик души» Ибатуллина и других профессионалов, тоже призывающих возродить специализированный вуз, не остался без внимания, что и нашло отражение в Послании президента страны. А через три недели уже упомянутый Малик Бурлибаев сообщил на своей странице в «Фейсбуке», что получил на руки приказ №64 министра науки и высшего образования РК Саясата Нурбека от 22 сентября с.г. «Об определении базовой организации высшего и (или) послевузовского образования по подготовке кадров для водной отрасли». Хотя, возможно, на самом деле это лишь проект приказа, поскольку в открытом доступе обнаружить его не удалось. Но факт то, что движение началось.

Правда, у Бурлибаева документ не вызвал радости, поскольку речь в нём идёт лишь о наделении Таразского университета имени Дулати статусом базового образовательного учреждения по подготовке специалистов водного хозяйства, а не о том, чтобы вычленить из его состава прежний ДГМСИ, или, иначе говоря, создать самостоятельный вуз – либо институт, либо академию. А это принципиально важный момент. Впрочем, дождёмся публичного обнародования приказа, после чего можно будет судить о том, правильно ли недавно назначенный молодой министр науки и высшего образования трактовал поручение президента страны.

Как бы то ни было, приведённые примеры убедительно свидетельствуют: применительно конкретно к водной сфере государство действительно становится слышащим…