Президентские выборы прошли. Действующий глава государства, одержав более чем убедительную победу, получил мандат на следующие семь лет. Очевидно, что второй президентский срок для Касым-Жомарта Токаева будет довольно напряженным и наполненным серьезными вызовами. Перед ним стоит широкий спектр задач, связанный как с реализацией заявленных реформ, так и с необходимостью быстро и точно реагировать на стремительно меняющиеся политические и экономических реалии – как внутри страны, так и за ее пределами. От того, насколько адекватный ответ будет дан на совокупность негативных факторов, оказывающих давление на потенциал развития нашей страны, во многом зависит формирование новой парадигмы, в рамках которой Казахстану предстоит существовать в долгосрочной перспективе.

Пожалуй, наиболее серьезные на сегодняшний день вызовы связаны с геополитическими катаклизмами и кризисами, которые самым непосредственным образом влияют не только на сложившиеся взаимоотношения Казахстана с государствами-партнерами, но и на внутреннюю политическую и социально-экономическую ситуацию. И в этой связи показательно, что в своей предвыборной программе президент не только зафиксировал задачу сохранения устойчивости страны в условиях беспрецедентных внешних угроз, но и обозначил пути ее решения.

Речь идет о выстраивании внешнеполитического курса, нацеленного на защиту национальных интересов, укреплении взаимовыгодного сотрудничества со всеми заинтересованными государствами, а также выработке превентивных механизмов для усиления международной и региональной безопасности. В целом, как дал понять Касым-Жомарт Токаев, этот курс основан на неизменном базисе: «Будем продвигать Казахстан на международной арене как страну уникальной национальной культуры и территории мира, согласия, добра, толерантности». Но достаточно ли «традиционного набора» для умелого балансирования над пропастью с горящими углями?

По нашей просьбе эксперты проанализировали все «за» и «против» и поделились своими ожиданиями относительно того, на какие внешнеполитические шаги может пойти вновь избранный глава государствами в отведенный ему срок.

Замир Каражанов, политолог:

«Нам придется приспосабливаться к переменам и быть готовыми к новым потрясениям»

- Каких действий на внешнеполитическом треке, с учетом складывающихся геополитических рисков и угроз, вы ожидаете от президента в период его второго президентского срока?

- Мы вступили в «эпоху перемен», и если верить китайской поговорке, то это будет сложный период. Всё зыбко и непредсказуемо – ситуация может радикально измениться через месяц, не говоря уже о семилетнем сроке. Причина лежит на поверхности. Мы видим рост геополитической напряженности, и это является свидетельством того, что мировой порядок шатается.

По словам президента РФ Владимира Путина, «во всей системе международных отношений произошли необратимые, можно сказать, тектонические изменения». Но однозначно утверждать, что точка невозврата пройдена, не стоит. Мировой порядок меняется в том случае, когда страны по разным причинам не могут, не хотят и не готовы поддерживать стабильность на глобальном уровне. Такое поведение, например, водителей на дороге может спровоцировать не только хаос, но и ДТП, в том числе с летальным исходом.

Мир и следом за ним Казахстан оказались на такой трассе, где опасная езда чревата серьезными последствиями. В 2022 году мы с ними столкнулись. И пока доверие между странами не будет восстановлено, тенденция сохранится. А на восстановления доверия уйдут годы. Успокаивает лишь то, что государства пытаются договориться. Яркий тому пример - состоявшийся на саммите G-20 диалог китайского и американского лидеров Си Цзиньпина и Джозефа Байдена о том, что соперничество США и КНР не должно перерасти в новую «холодную» войну с угрозой глобальной катастрофы.

В такой ситуации нашей стране остается приспосабливаться к переменам и быть готовой к новым потрясениям. Более предсказуемыми для нас в этом смысле являются процессы в Центральной Азии, где в последние годы активизировалось региональное сотрудничество. Скорее всего, Казахстан предпочтет сосредоточить усилия на развитии отношений с ближайшими соседями. Такой шаг позволит компенсировать издержки, вызванные хаосом в окружающем нас мире. Конечно, за 30 лет в Центральной Азии накопились свои проблемы, но, по крайней мере, с ними страны региона могут справиться самостоятельно, если будут действовать сообща.

- Какие факторы – уже существующие или могущие возникнуть в обозримой перспективе – будут оказывать давление на принятие президентом решений в сфере внешней политики?

- Любые факторы, которые подрывают обеспечение экономической, продовольственной, энергетической, а в целом национальной безопасности страны.

- В начавшемся процессе геополитической трансформации принцип многовекторности, приверженцем которого является глава государства, несет в себе больше плюсов или минусов?

- Политику многовекторности Казахстан проводил с момента обретения независимости. Тогда она получила название многосторонней политики, позже именовалась многополюсной. За 30 лет изменился как Казахстан, так и окружающий мир. Но принципы внешней политики сохранились. Это, прежде всего, поддержание доверительных и добрососедских отношений с другими государствами. Та внешняя политика, которой придерживался Казахстан, позволила снизить военные угрозы извне, укрепить безопасность, способствовала притоку инвестиций, мягкой интеграции в глобальную экономику и в систему международных отношений. Для нашей страны она оставалась прагматичной, для партнеров была комфортной, так как учитывала взаимные интересы.

- Сможет ли многовекторная политика Казахстана адаптироваться к новой реальности?

- Скорее всего, да. Мы живем не в условиях «холодной войны». Мир стал разобщенным, но он не разделен на военно-политические блоки так, чтобы государствам приходилось выбирать, с кем жить. У многовекторной политики Казахстана есть преимущества даже в условиях глобального беспорядка. Она позволяет диверсифицировать сотрудничество с окружающим миром и хранить все «яйца» в разных «корзинах». Если у кого-то из партнеров возникнут проблемы, Казахстан всегда может усилить сотрудничество с другими странами, поддерживать торговлю, приток инвестиций, обеспечивать рост своей экономики.

Казбек Бейсебаев, инициатор создания гражданского движения «Халық сенімі», экс-дипломат:

«Токаев справится с задачей»

- Одна из главных целей, которую поставил перед собой глава государства, – сохранить устойчивость страны в условиях беспрецедентных внешних вызовов. Получится ли достичь ее на практике? Или же тяжесть складывающихся геополитических угроз способна поставить под сомнение возможность достижения этой цели?

- Для начала следует напомнить, что Токаев при президенте Назарбаеве на протяжении многих лет, в 1990-е и в «нулевые» годы, отвечал за внешнюю политику. В том, что у нас со всеми соседями и другими странами сложились хорошие отношения, что мы ни с кем не ссорились, есть и его заслуга. К тому же он большой специалист по Китаю и знает, как строить отношения с этой мировой державой. Сегодня, когда от КНР зависит практически вся мировая экономика и политика, это очень важно. Поэтому сам тот факт, что в период роста геополитических рисков и угроз главой нашего государства является человек, разбирающийся в природе их возникновения и способах нивелирования, – это большой плюс для Казахстана.

- Как вам, бывшему дипломату, разбирающемуся в хитросплетениях мировой политики, кажется: способен ли Касым-Жомарт Токаев сыграть роль высококлассного канатоходца и продемонстрировать умение филигранно балансировать между разного рода внешнеполитическими вызовами?

- Сейчас мы наблюдаем конфронтацию между Западом во главе с США и Россией, а также между США и Китаем. Россия и Китай не просто наши соседи, они наши партнеры и союзники. С Западом у нас имеются долгосрочные экономические связи. Безусловно, эти факторы будут влиять на Казахстан, и нам будет непросто придерживаться политики многовекторности. Вместе с тем, нам все равно придется выстраивать ровные отношение со всеми этими центрами. Уверен, что президент Токаев с этой непростой задачей справится.