Хотя Основной закон называет защиту Отечества священным долгом каждого гражданина, практика показывает, что для некоторых этот долг не становится даже одолжением. Из года в год в ходе призыва мы наблюдаем одну и ту же картину. Призывные комиссии гонятся исключительно за выполнением разнарядки, вызывают на медицинское обследование вдвое, а то и втрое больше нужного количества юношей, чтобы найти среди них годных к службе. Прошедшие «кастинг» идут в строй, а те, кого по различным причинам «забраковали», получают отсрочки. И продолжают получать их до окончания призывного возраста. По его истечения - полная свобода, ни о каком «священном долге» Отечество им уже не напомнит никогда. О том, насколько адекватна эта практика и какие несет в себе риски и угрозы, по нашей просьбе рассуждает полковник запаса, кандидат исторических наук Манас МАГУЛОВ.

Мы пытаемся «втиснуть» солдат в те сапоги, которые носили их деды и отцы

В Конституции Республики Казахстан черным по белому написано: защита Отечества – долг, а не пожелание или одолжение. Но получается, что кому-то нужно выполнять этот долг, а кому-то «как с гуся вода». Справедливо ли это? Конечно же, нет. И причина здесь, на мой взгляд, кроется в том, что одной ногой мы застряли в «каменном веке».

В основе организации призыва молодых людей в вооруженные силы у нас до сих пор лежат те же принципы, которые были заложены в Закон СССР 1939 года «О всеобщей воинской обязанности». Тогда впервые в мировой практике при наборе в армию отошли от таких цензов, как национальность, вероисповедование, имущественное положение и другие. Красная Армия стала интернациональной, она комплектовалась по принципу экстерриториальности. С того времени прошло более 80 лет, но мы до сих пор пытаемся «втиснуть» солдат в те сапоги, которые носили их деды и отцы. И никого не волнует, что на дворе 21-й век, что далеко не всех молодых людей привлекают те ценности, которые были важны для их отцов, не говоря уже про дедов. Бьюсь об заклад, что когда парень, стоя на остановке в дырявых туфлях, провожает взглядом сверстника, рассекающего на шикарном авто, его меньше всего волнует вопрос о долге перед Родиной. Он озабочен совсем другим: как найти свое место в жизни, получить образование, достойную работу, обеспечить себе достаток? Это в наше время считалось, что «армия – школа жизни». Тогда как сегодня для значительной части юношей, «обдумывающих житье», служба в вооруженных силах – напрасно потерянное время, которое можно было бы с пользой направить на саморазвитие и собственное становление.

Можно ли изменить их отношение к воинской службе? Конечно, можно. Особенно, если она, как и любой труд, будет оплачиваться. А, замечу, срочная служба - это труд, каждодневный и тяжелый. Почему бы в законодательном порядке не предусмотреть для каждого призывника открытие депозита, допустим, в размере 2 миллиона тенге, которым он сможет воспользоваться после демобилизации? Это станет дополнительным стимулом, ведь у солдата появится собственный капитал на будущее.

Возможно, к такому варианту мы когда-нибудь и придем. Пока же наиболее реалистичным выглядит принятие закона «Об альтернативной воинской службе». Такие предложения вносились не раз, в частности, в бытность министром обороны генерал-полковника Алибека Касымова. Но по неизвестным причинам они ни разу не были поддержаны парламентом. Тем не менее, я глубоко убежден, что раз в Казахстане установлен призывной возраст от 18 до 27 лет, то ни один гражданин страны, подпадающий под этот возрастной ценз, не должен «проскочить мимо отбора». Он должен или служить в армии, или учиться в вузе, или проходить альтернативную службу. Только так мы сможем качественно формировать социально-медицинский и морально-психологический портрет призывного контингента, а также привить обществу понимание того, что выполнение долга перед Родиной является делом священным.

При этом нормы, касающиеся альтернативной воинской службы, логично было бы подкрепить и другими законодательными актами, внеся соответствующие поправки в Трудовой кодекс, Закон «О государственной службе». При приеме на работу в госорганы или в частные структуры отделы кадров, прежде всего, должны требовать военный билет или приписное свидетельство. Только так мы наведем порядок в учете военнообязанных и обеспечим законность в вопросах обязанности несения воинской службы.

Почему для нас чужой пример не заразителен?

То, что даст Казахстану внедрение альтернативной воинской службы, видно по опыту других стран. Например, России. Там соответствующий закон был принят еще в 2002 году. Он определяет две категории призывников, которые могут быть направлены на такую службу, называемую гражданской: первая – это те, чьи убеждения и вероисповедование не позволяют им брать в руки оружие, вторая – представители малых народов. Такие молодые люди служат 1 год и 9 месяцев, при этом перечень видов деятельности для отработки, включающий 128 специальностей, утверждает Министерство труда РФ. Что не менее важно – альтернативная гражданская служба оплачивается по установленным тарифам. После ее прохождения отдавшим долг Родине делается соответствующая отметка, и они зачисляются в мобилизационный резерв.

Другой пример – Израиль. Вооруженные силы этой небольшой страны с населением около 10 миллионов человек входят в топ-10 наиболее боеспособных армий мира. Образованное в 1947 году еврейское государство с первых же дней своего существования самым серьезным образом взялось за обеспечение высокой степени их боеготовности, в том числе за создание эффективной системы призыва. С того времени там мало что изменилось. Так, по законам Израиля, к военной службе привлекаются и мужчины (на 36 месяцев), и женщины (на 24 месяца). Призывной возраст, как и у нас, составляет 18-27 лет. В 17 лет гражданам страны приходит первая повестка. Они должны пройти медицинскую комиссию, с тем, чтобы специалисты определили их годность к воинской службе. Призывники, находящиеся за границей и нуждающиеся в отсрочке, обязаны получить её через соответствующие генконсульства. Уклонение от призыва в армию, согласно израильским законам, является серьезным преступлением – за это можно лишиться свободы на срок от 2 до 5 лет. Кроме того, сведения о службе в армии или уклонении от нее вносятся в базы данных и могут серьезно испортить будущее «уклонистам».

В Израиле также практикуется альтернативная гражданская служба. Она заменяет несение воинских обязанностей для тех, кто не может служить в армии в силу религиозных убеждений или по состоянию здоровья. Стандартный срок ее прохождения – 12 месяцев, но по желанию он может быть продлен. Примечательно, что «альтернативщики» по льготам приравниваются к мобилизованным гражданам и получают каждый месяц грант, а также личный депозит, куда ежемесячно перечисляется определенная сумма. После окончания службы депозит может быть использован на получение образования, покупку жилья или открытие бизнеса.

Эти примеры я привожу не просто так. Очевидно, что нам есть чему поучиться у других стран в плане организации воинской службы и альтернативным способам ее несения. И это далеко не праздные вопросы – они напрямую касаются обороноспособности государства и повышения боеготовности наших войск.

Да, мы находимся в стороне от конфликтов, занимаем нейтральную позицию, проводим миролюбивую внешнюю политику. Но совершенно прав наш президент, когда говорит: «Хотя мы искренне надеемся на то, что мир осознал всю бесполезность вооруженных конфликтов, давайте не будем забывать: благоразумная держава полагается не только на обещания других государств, но и на мощь своей страны». И мощь эта во многом основана на чувстве ответственности собственных граждан, на том самом «священном долге», закрепленном Конституцией.

Нас много чему научили трагические события января 2022 года. Конечно, мы еще не сделали из них серьезных выводов, но ясно одно – без хорошо подготовленной и обученной армии самостоятельное и успешное развитие любого государства становится проблематичным.