Политические, экономические и социальные потрясения, наблюдающиеся по всему миру, продолжают усугублять проблему достижения устойчивого развития и ставят под угрозу прогресс в формировании человеческого капитала, достигнутый за последнее десятилетие. Очевидно, в столь сложных условиях далеко не всем странам удается удержать свои позиции в мировых рейтингах... Казахстан же продолжает реализацию национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев». О том, как с этим обстоят дела у Казахстана, рассказали эксперты Института экономических исследований (ERI) в рамках Национального доклада по конкурентоспособности за 2022 год.

На взгляд аналитиков ERI, конкурентными преимуществами Казахстана в сравнении с другими странами-участницами международных рейтингов являются в основном показатели в сфере образования, трудоустройства молодежи и питания. Так, среди 63 стран (рейтинг IMD) он продолжает удерживать лидирующую позицию по доле грамотного населения в возрасте старше 15 лет и по доле населения в возрасте 25–34 лет, имеющих высшее образование, которые составляют 99% и 97% соответственно.

Кроме того, передовые места в рейтингах нам позволяет занимать доля женщин со средним профессиональным, высшим и послевузовским образованием в возрасте 25-64 лет (вторая строчка в рейтинге IMD и цифровом рейтинге IMD). В весьма выгодном свете нас выставляет также высокое гендерное равенство в системе среднего образования среди 169 стран (Индекс социального прогресса).

Еще одной сильной стороной Казахстана является показатель соотношения числа учеников к числу учителей, что является положительным фактором для улучшения качества образования. При этом после стабильного уровня до семи учеников на одного учителя в 2017-2019 годы показатель в 2020 году увеличился до 8,87. Несмотря на это страна продолжает лидировать среди 63 стран.

В числе наших преимуществ также отсутствие проблемы голода и достаточно низкий уровень распространенности недоедания – 2,5% (первое место среди 169 стран в Индексе социального прогресса). Кроме того, Казахстан входит в тройку дешевых стран со значением 50,9. Для сравнения: наиболее дорогими остаются Гонконг (126,3), Япония (116,9) и Швейцария (115,9), которые соответственно занимают низкие позиции в рейтинге. Плюс увеличение государственных расходов на 2,19 процентных пункта до 4,8% (данные за 2020 год) к ВВП позволило нам улучшить свою позицию на 29 пунктов и занять 33 место среди 63 стран (цифровой рейтинг IMD).

Что касается сферы рынка труда, то ключевым достоинством Казахстана является низкий уровень молодежной безработицы, по которому в последние годы он стабильно занимает второе место среди 63 стран (рейтинг IMD). Этот уровень в стране в 4,6 раза ниже среднемирового значения. Уместно тут напомнить о реализации проекта «Бесплатное ТиПО для всех», направленного на интеграцию молодых людей, включая социально уязвимые категории, в обучение и трудоустройство.

При этом слабыми сторонами Казахстана в международных рейтингах стали показатели системы здравоохранения, что обусловлено пандемией, которая привела к серьезным сбоям в ее работе. Снижение доли общих расходов на здравоохранение в ВВП и, соответственно, ежегодное ухудшение позиции нашей страны на один пункт привели к тому, что она заняла последнее 63 место в рейтинге (рейтинг IMD).

Как подчеркивают авторы доклада, основными причинами смертности в Казахстане являются неинфекционные заболевания, в частности болезни системы кровообращения. В 2022 году страна со значением 524,71 смертей на 100 тысяч населения расположилась на 145 месте среди 169 стран (Индекс социального прогресса).

Несмотря на то, что с 2005 года ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в Казахстане устойчиво повышалась, в последние годы данная положительная динамика была нарушена. По оценкам ООН (Индекс человеческого развития), ОПЖ в 2021-м в стране снизилась на 4,2 года в сравнении с 2019 годом (73,6 года), составив 69,4 года. По данному показателю она отстает в среднем от стран ОЭСР на 10,5 лет. Кроме того, по данным IMD, который использовал статистику за 2020 год, ожидаемая продолжительность жизни упала в Казахстане на 2,2 года в сравнении с 2019 годом. Таким образом, среди 63 стран со значением 71,37 года в 2020 году он опередил пять стран: Филиппины (71,36), Монголию (71,1), Индию (69,9), Ботсвану (69,8) и Южную Африку (64,4).

К резкому снижению позиции Казахстана на 59 пунктов – с 47 до 106 места среди 169 стран (Индекс социального прогресса) - привело сокращение количества зачисления детей в школу с 99,1% до 90,4%. Это связано с тем, что из-за перехода на дистанционный формат обучения в условиях пандемии не все шестилетние дети поступили в первый класс. Коронавирус негативно повлиял и на академическую мобильность студентов – международные поездки и программы обмена были приостановлены. Как следствие, Казахстан по потоку иностранных студентов занял 58 место среди 63 стран (цифровой рейтинг IMD).

«Инвестиции в человеческий капитал путем улучшения медицинских услуг, обеспечения качественного образования, создания рабочих мест и обучения профессиональным навыкам является ключевым условием укрепления социальной справедливости и обеспечения экономического роста для любого государства. Плюс приоритетной задачей выступает снижение уровня бедности и повышение доходов населения. В этом плане Казахстан старается создать все необходимые условия для обеспечения занятости и развития предпринимательства, повышения доступности услуг здравоохранения и образования, поддержки социально уязвимой группы населения», - полагают эксперты ERI.

По их словам, предпринятые меры способствовали значительному снижению уровня бедности в стране – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за последние 20 лет сократилась в девять раз, при этом в условиях пандемии данный показатель вырос с 4,3% в 2019-м до 5,2% в 2021 году.

В сфере образования принимаются меры по подготовке детей к школе, развитию их умений и навыков. На сегодня охват детей 3-6 лет дошкольным образованием составляет 99%, 2-6 лет – 88,4%. В то же время в международном исследовании PISA, в котором Казахстан принимает участие с 2007 года, по итогам 2018 года его позиции снизились, и теперь страна существенно отстает от среднего значения стран ОЭСР.

Зато в области модернизации системы высшего и послевузовского образования достигнут определенный прогресс. Это подтверждается повышением представленности вузов страны в рейтинге QS World University Rankings. В 2021 году в него вошли 14 отечественных вузов. Из них в топ-200 попал КазНУ им. аль-Фараби, а шесть вузов существенно повысили свои позиции.

Пандемия привела к масштабным изменениям как на мировом рынке труда, так и на национальном. Тем не менее содействие занятости безработных и самозанятых, повышение мобильности трудовых ресурсов и создание единой цифровой площадки по трудоустройству позволили поддерживать безработицу в Казахстане на низком уровне, в том числе среди молодежи. Сегодня в стране лишь 5% молодых людей в возрасте 15-24 лет нигде не работают и не учатся.

В то же время пандемия оказала большое давление на систему здравоохранения, негативно сказываясь на доступности услуг и качестве медицинской помощи. Перегруженность организаций первичной медико-санитарной помощи, нехватка медицинских кадров и препаратов, перепрофилирование стационаров в инфекционные отделения, приостановление оказания плановой медицинской помощи привели к росту смертности, в частности материнской и детской.

Как отмечают авторы доклада, во многих странах мира наблюдается спад социального прогресса. Впервые в истории общий уровень человеческого развития снижается два-три года подряд. Наследие пандемии, а также риски, связанные с изменением климата, экономической турбулентностью и политическими переменами, являются одними из причин замедления формирования человеческого капитала.

«В этом ряду слабой стороной Казахстана стали показатели в сфере здравоохранения. Пандемия спровоцировала проблемы, связанные с недополучением своевременной квалифицированной помощи, дефицитом кадров и медицинского оборудования, приостановкой оказания плановых услуг. Это обусловило рост заболеваемости и смертности, и, соответственно, снижение ожидаемой продолжительности жизни населения. В то же время, несмотря на негативное влияние пандемии на образовательную систему, Казахстану удалось сохранить передовые позиции по большинству ее показателей. На протяжении нескольких лет грамотность населения, доступность высшего образования, гендерное равенство и образованность женщин остаются конкурентными преимуществами страны!», - резюмировали эксперты ERI.